Ответственность сторон по договору перевозки груза
Ответственность по договору, в отличие от обязательства, возникающего из соглашения об организации перевозок, строится по принципу вины — действует презумпция вины обязанной стороны (п. 1 ст. 796 ГК РФ).
Таким образом, ответственность перевозчика отличается от общегражданской ответственности предпринимателя (п. 3 ст. 401 ГК РФ), которая наступает независимо от вины, если только иные основания ответственности не предусмотрены законом или договором.
Ответственность по договору перевозки, в отличие от общих положений об ответственности, ограничена пределами стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
Перевозчик отвечает прежде всего за неисполнение или ненадлежащее исполнение основной обязанности — доставить груз получателю в целости и сохранности. Неисполнение этой обязанности имеет место при утрате груза, а ненадлежащее исполнение — в случае его недостачи, порчи или повреждения. Под утратой груза понимается невозможность его выдачи получателю в течение установленных сроков. Груз признается утраченным, если он не выдан получателю в течение 30 дней с момента истечения сроков доставки (ст. 12 ТУЖД, ст. 190 УВВТ, ст. 300 КТМ СССР), а при перевозке на воздушных судах — в течение 10 дней (ст. 126 ВК РФ); на автомобильном транспорте при выполнении городских и пригородных перевозок предусмотрен срок 10 дней, который исчисляется с момента принятия груза к перевозке (ст. 139 УАТ).
Порча груза— ухудшение его качества вследствие изменения химических свойств, повреждение— вследствие изменения физических свойств. Порча, повреждение груза, при которых исключается использование его по назначению, приравнивается к утрате груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
Условия ответственности за необеспечение сохранности груза общие: а) неисполнение (утрата груза) или ненадлежащее исполнение (недостача, порча, повреждение груза) обязательства, б) наличие в связи с этим убытков у кредитора (отправителя, получателя), в) причинная связь нарушения перевозчиком договорного обязательства с убытками кредитора, г) вина перевозчика.
Грузоотправитель или грузополучатель обязаны при решении вопроса об ответственности перевозчика доказать наличие убытков и причинную связь между нарушением перевозчиком договорного обязательства и возникновением убытков.
Перевозчик для освобождения от ответственности должен доказать отсутствие своей вины.
Транспортные уставы и кодексы предусматривают примерный перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности при условии, если он докажет наличие этих обстоятельств и причинную связь между ними и несохранностью груза. Такими обстоятельствами являются: вина грузоотправителя или получателя; недостатки тары или упаковки, которые перевозчик не мог заметить по наружному виду при приеме груза к перевозке; особые естественные свойства самих грузов, сдача грузов к перевозке без указания в транспортных документах их особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности при их перевозке и хранении; сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленные нормы (ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ, ст. 160 КТМ, ст. 132 УАТ).
На морском транспорте, где при перевозках груз в наибольшей степени подвержен воздействию различных опасностей и случайностей, специфических для этого вида транспорта, перечень таких обстоятельств шире:
непреодолимая сила (например, цунами, подводные извержения вулкана);
опасности и случайности на море, воздействие которых, в отличие от непреодолимой силы, можно предотвратить, но только в данной конкретной ситуации их нельзя было предвидеть (например, посадка судна на мель, не обозначенную в лоции); пожар, возникший не по вине перевозчика; военные действия и народные волнения; забастовки в портах, вызвавшие невозможность доставки и выдачи груза получателю (ст. 160 КТМ); навигационные ошибки при перевозках в заграничном сообщении (ст. 161 КТМ). Навигационными ошибками признаются неправильные действия или упущения капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном.
В каботажных перевозках при навигационной ошибке перевозчик от ответственности не освобождается.
В отличие от навигационных, за коммерческие ошибки, вызванные действиями или упущениями указанных лиц при приеме, погрузке, размещении, сохранении, выгрузке или сдаче груза, ответственность наступает на общих основаниях независимо от вида перевозок (каботажные или в заграничном сообщении) (ст. 161 КТМ).
Для освобождения от ответственности перевозчик должен также доказать, что он принял все необходимые меры для предотвращения вреда или что такие меры принять было невозможно. Изложенное правило, наиболее четко сформулированное в Воздушном кодексе (ст. 98), действует и на других видах транспорта. Если перевозчик принял к перевозке нетранспортабельный груз, хотя недостатки груза, тары, упаковки заметил или мог заметить по наружному осмотру, он отвечает перед получателем в необходимых случаях совместно с отправителем. Такая совместная, с учетом степени вины отправителя и перевозчика, ответственность наступает по разным правовым основаниям: отправитель-поставщик отвечает по договору поставки, перевозчик — по договору перевозки.
Размер ответственности перевозчика по договору перевозки ограничен действительной стоимостью груза. Если отправитель сдал к перевозке груз с объявленной ценностью, перевозчик возмещает убытки в размере объявленной стоимости (п. 2 ст. 796 ГК РФ, ст. НО ТУЖД, ст. 195 УВВТ, ст. 119 ВК).
При утрате или недостаче груза перевозчик, кроме возмещения стоимости утраченного или недостающего груза, возвращает провозную плату, полученную за перевозку, если она не входит в цену груза. В случае порчи, повреждения груза возмещаются убытки в размере суммы, на которую понизилась его стоимость (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
Если перевозчик использует грузы для своих производственных нужд (например, цистерну с нефтью), то он возмещает стоимость груза в двойном размере. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или в договоре поставки. При отсутствии счета и указания о цене в договоре расчет убытков производится исходя из средней цены — т.е. цены, обычно взимаемой за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
На воздушном транспорте, помимо общего ограничения ответственности стоимостью груза, ВК предусматривает ее предел на случай, если груз был сдан без объявления стоимости: тогда убытки возмещаются в размере стоимости груза, но не более размера двух минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса груза (пп. 2 п. 1 ст. 119 ВКРФ).
По смыслу ст. 793 ГК РФ стороны вправе повысить размер ответственности по договору перевозки как за несохранность груза, так и за просрочку в его доставке по сравнению с пределами, указанными в ГК и транспортных уставах и кодексах. На воздушном транспорте перевозчик уплачивает за просрочку штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы. Это подчеркивается, например, в ст. 123 ВК: перевозчик вправе заключить с пассажиром, грузоотправителями или грузополучателями соглашение о повышении пределов своей ответственности по сравнению с теми, которые предусмотрены ВК или международным договором.
От имущественной ответственности по договору морской перевозки груза необходимо отличать распределение между участниками обязательства по перевозке убытков, которые возникли вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого груза от общей для них опасности. Такие убытки называются общей аварией(ст. 232 КТМ). Они распределяются между перевозчиком и грузовладельцами соразмерно стоимости судна, груза и фрахта. При утрате груза в покрытии убытков от общей аварии участвует наряду с перевозчиком отправитель или грузополучатель — тот, кто является держателем коносамента.
Условиями, при которых убытки признаются общей аварией, являются: а) наличие общей опасности для судна, груза, фрахта; б) намеренность действий капитана и лиц судового экипажа, т.е. направленность их на спасение судна и груза; в) чрезвычайность расходов и пожертвований; г) разумность этих расходов и пожертвований.
Примерный перечень наиболее типичных обстоятельств, при которых убытки отнесены к общей аварии или приравнены к ней, дан в ст. 234—235 КТМ СССР.
Убытки при этом могут быть причинены как перевозчику, так и грузоотправителю (отправителю). Например, при выбрасывании части груза для того, чтобы сняться с мели, убытки возникают у грузополучателя, а при тех же условиях при повреждении двигателей, других машин или котлов судна — у перевозчика.
Сторона, требующая распределения убытков в порядке общей аварии, должна представить доказательства того, что заявленные убытки должны быть признаны общей аварией (ст. 247 КТМ). Расчет по распределению общей аварии между участниками перевозки именуется диспашой.Распределение убытков в порядке общей аварии отличается от ответственности (такой ее формы, как взыскание убытков) по ряду признаков, в частности:
а) действия, предпринимаемые для спасения груза, судна, фрахта от общей опасности, — правомерные, а ответственность наступает при нарушении договорного обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ);
б) часть распределяемых убытков всегда падает на лицо, требующее распределения их в порядке общей аварии, а при привлечении должника к ответственности убытки возмещаются им полностью (п. 2 ст. 393 ГК РФ);
в) в отличие от ответственности, грузовладелец при общей аварии возмещает убытки при отсутствии вины и причинной связи.
Все другие убытки, возникающие в процессе морской перевозки и не относящиеся к общей аварии, именуются частной аварией.Чаще всего они возникают вследствие воздействия на судно или груз различных опасностей и случайностей на море. Общее правило гражданского законодательства о возложении риска случайной гибели имущества на собственника отражено в ст. 237 КТМ. В силу этой статьи убытки, подпадающие под понятие частной аварии, не подлежат распределению между участниками перевозки: их несет потерпевший. Если же убытки причинены виновными действиями участника перевозки, их возмещает виновное лицо. Например, во время сильного шторма погибло несколько животных. Риск их случайной гибели несет собственник-грузополучатель, к которому право собственности перешло с момента сдачи груза транспортной организации, а при перевозках по чартеру — также с момента передачи грузовладельцу коносамента (ст. 223, 224 ГК РФ). Если животное погибло по вине перевозчика, он возмещает убытки как виновный должник.
Нарушение сроков доставки груза — просрочка исполнения влечет имущественную ответственность в виде штрафа, размер которого зависит от длительности просрочки. Транспортные уставы и кодексы устанавливают минимальный и максимальный размеры штрафа, который исчисляется в процентах от провозной платы, например, от 10 до 50% провозной платы на внутренневодном, от 9 до 100 на железнодорожном транспорте, в зависимости от величины просрочки (ст. 188 УВВТ, ст. 111 ТУЖД).
По своему характеру данная неустойка (штраф) является исключительной: убытки, возникающие у грузополучателя из-за просрочки перевозчика (например, из-за простоя в цехах в ожидании груза), не возмещаются. Но если просрочка явилась причиной порчи, недостачи, повреждения грузов (например, овощей, плодов, мяса и других скоропортящихся продуктов), то наступает ответственность за два нарушения обязательства:
а) за просрочку взыскивается штраф;
б) за необеспечение сохранности груза — убытки в пределах стоимости груза. В этом случае по отношению к убыткам от несохранности груза неустойка является штрафной.
Ответственность за просрочку наступает при наличии вины перевозчика, которая предполагается (ст. 111 ТУЖД, ст. 137 УАТ). Транспортные уставы и кодексы предусматривают примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих о невиновности перевозчика в просрочке, доказав которые он освобождается от ответственности. Например, отклонение судна от намеченного пути в целях спасения на море людей, судов и грузов (ст. 150 КТМ СССР).
Грузоотправитель за несвоевременный расчет с перевозчиком несет ответственность в виде уплаты пени за просрочку платежа (ст. 36 ТУЖД, ст. 87 УВВТ, ст. 103 УАТ). Кроме того, перевозчиком по отношению к неисправному плательщику применяются различные оперативные санкции: он имеет право задержать отправление поезда до внесения провозных платежей (ст. 36 ТУЖД), расторгнуть договор (ст. 142 КТМ),
Грузополучатель отвечает за несвоевременное получение и вывоз грузов с железнодорожных станций, портов, аэропортов: с него может быть взыскана плата за хранение грузов сверх срока бесплатного хранения в указанных пунктах.
При скоплении грузов у перевозчика в связи с их несвоевременным получением и вывозом получателем, что затрудняет работу транспорта. Взимается дополнительный сбор за хранение груза.
Невостребованные получателем в надлежащие сроки грузы передаются перевозчиком соответствующим организациям для реализации. Полученные от реализации таких грузов суммы, за вычетом причитающихся перевозчику платежей и сборов, перечисляются получателю, а если его банковские реквизиты неизвестны, — то в доход бюджета РФ. Грузополучатель несет ответственность за несвоевременную раз-: грузку транспорта на своих подъездных путях — платит штраф за, простои транспорта. Если при разгрузке по вине получателя транспортные средства были повреждены, он возмещает перевозчику убытки, а кроме того, платит штраф в размере пятикратной, а на внутреннёводном транспорте — трехкратной стоимости ремонта поврежденных частей (ст. 122 ТУЖД, ст. 203 УВВТ).