Налог на имущество физических лиц. Глава 7 МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
Глава 7 МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
Земельный налог
Земельный налог— один из видов платежей за землю. Он взимается на территории РФ в соответствии с гл. 31 НК РФ. Цель введения платы заземлю заключается в стимулировании рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивании социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечении развития инфраструктуры в населенных пунктах, формировании специальных фондов финансирования этих мероприятий. Величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей.
Земельный налог является местным, относится к собственным доходам местных бюджетов, и доля его в источниках собственных налоговых поступлений составляет 12-20%. Территориальные органы власти заинтересованы в увеличении собственных источников доходов, так как они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу.
Представительными органами муниципальных образований определены следующие элементы по земельному налогу:
налоговые ставки (в пределах, установленных ст. 394 НК РФ)
порядок и сроки уплаты налога;
• налоговые льготы, а также основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Плательщики земельного налога представлены на схеме.
Объектом налогообложения по земельному налогу являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база и особенности ее расчета. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается на основе кадастровой оценки земли.
Специфика земли как объекта оценки обусловлена следующим:
· земля — природный ресурс, который невозможно свободно воспроизвести;
· при оценке всегда учитывается возможность многоцелевого использования земли;
· к стоимости земельных участков не применяются понятия I физического и функционального износа, а также амортизации, ^поскольку срок эксплуатации земельных участков не ограничен.
Таким образом, экономически обоснованная стоимостная оценка земель представляет собой сложную процедуру, поскольку она должна учитывать возможность одновременного использования земель как природного ресурса, основы среды проживания вселения и объекта недвижимости.
Кадастровая оценка земли проводится на основе комплексного применения трех подходов: доходного, сравнительного и затратного.
Доходный подход к оценке земельных участков основан на методах, позволяющих получить оценку стоимости земли исходя из ожидаемых потенциальных покупателем доходов.
Сравнительный подход базируется на систематизации и сопоставлении информации о ценах продажи аналогичных земельных участков.
Согласно затратному подходу инвестор не заплатит за участок сумму, большую, чем та, в которую обойдется приобретение соответствующего участка и возведение на нем здания в приемлемый для строительства период.
По результатам анализа данных, полученных при разными методах оценки земельных участков, в каждой оценочной микрозоне определяется кадастровая стоимость земельного участка как усредненная величина по конкретному виду использования или максимальное значение из возможных видов использования.
Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основе информации о земельных участках, полученной из государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговую базу для физических лиц определяют налоговые органы по данным, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение Государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п. 4 ст. 391 НК РФ);
Владельцы, у которых земля находится в общей долевой собственности, кадастровую стоимость земельного участка рассчитывают пропорционально доле каждого в общей долевой собственности. Если земля находится в общей совместной собственност то ее кадастровая собственность определяется для каждого владельца в равных долях.
Пример 7.1. ООО «Мария» и ООО «Заря» владеют землей на праве общей долевой собственности. Первой организации при НЗ, лежит 3/4 участка, а второй — 1/4 участка. Согласно получений сведениям кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2008 г. составила 8 000 000 руб. Кадастровая стоимость доли участка, принадлежащей ООО «Мария», равна 6 000 000 руб. (8 000 000 руб. : 4 х 3). Кадастровая стоимость доли участка ООО «Заря» составила 2 000 000 руб. (8 00 000 руб.: 4 х 1).
Таким образом каждый собственник должен рассчитать налог исходя из кадастровой стоимости принадлежащей ему доли участка.
Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму — 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
· Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
· инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, имеющих I и II группы инвалидности;
· инвалидов с детства;
· ветеранов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
· физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
· физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и др.;
физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, связанных с любыми видами ядерных установок.
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на основании документов, подтверждающих право применения такой льготы и представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению земельного Участка.
Пример 7.2. Необходимо исчислить земельного налога правообладателя участка, относящегося к льготной категории граждан. Участок имеет площадь 1200 м2. Кадастровая стоимость 1м2 — 300 руб. Ставка налога — 0,3%- Сумма земельного налога за год составила 1050 руб. [(300 руб. х 1200 м2) - 10 000 руб. х 0,3% : 100%].
Налоговые ставки. Эти ставки устанавливаются так, как показано на схеме.
Назначение земли и цели ее использования
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 394 НК РФ).
Освобождаются от налогообложения:
· организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
· организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
· религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения;
· общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
· организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда — не менее 25% — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
· учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
· организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов;
· физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
· организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок.
Налоговый и отчетные периоды. Существуют следующие налоговый и отчетные периоды. Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога самостоятельно.
Сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляют налоговые органы. Физические лица уплачивают земельный налог на основании полученных налоговых уведомлений. При этом уплата земельного налога должна осуществляться не более чем двумя авансовыми платежами (п. 4 ст. 396 НК РФ).
Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).
Пример 7.3. ООО «Малинка» находится на территории района, где с 1 января 2008 г. введен земельный налог. ООО «Малинка» имеет в собственности участок площадью 1000 м2. Согласно полученным данным его кадастровая стоимость равна 50 000 руб.
Сумма земельного налога за год составила 750 руб. (50 000 руб. х 1,5% : 100%).
Авансовый платеж за I квартал 2008 г. составил 187,5 руб. (750 руб.: 4 кв.).
При возникновении (прекращении) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного)) пользования на земельный участок или его долю исчисление суммы налога или авансового платежа проводится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности (постоянном (бессрочном)) пользовании, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения прав.
Пример 7.4. ООО «Мастер» имеет в собственности земельный участок. Он находится на территории района, где с 1 января 2008 г. введен земельный налог. В апреле 2008 г. земельный участок был продан ООО «Юг». Право собственности перешло к новому владельцу 12 апреля. Согласно полученным сведениям кадастровая стоимость участка но состоянию на 1 января 2008 г. равнялась 100 000 руб. Ставка налога — 1,1%.
В 2008 г. ООО «Мастер» являлось собственником земли три месяца (с января по март), а ООО «Юг» — девять месяцев (с апреля по декабрь).
Коэффициент, с учетом которого ООО «Мастер» должно рассчитать налог, составил 0,25.
Сумма налога, которую заплатило за 2008 г. ООО «Мастер», — 275 руб. (100 000 руб. х 1,1% : 100% х 0,25).
Сумма налога, которую заплатило за 2008 г. ООО «Юг», — 825 руб. (100 000 руб. х 1,1% : 100% х 0,75).
В отношение земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
Сумма налога за земли для жилищного строительства (кроме индивидуального жилищного строительства) рассчитывается с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 15 ст. 396 НК РФ).
В случае приобретения земельных участков в собственность физическими лицами для осуществления индивидуального жилищного строительства в течение периода проектирования и строительства, превышающего 10-летний срок земельный налог исчисляется с учетом коэффициента 2 (п. 15 ст. 396 НК РФ).
Наследник уплачивает земельный налог начиная с месяца открытия наследства, т.е. с месяца, в котором умер наследодатель.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговые декларации по налогу налогоплательщики представляют не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по местонахождению земельных участков, являющихся объектами налогообложения.
Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.
Контрольные вопросы
1. Какова цель введения земельного налога?
2. Кто является плательщиком земельного налога?
3. Являются ли арендаторы плательщиками земельного налога?
4. ц. Какие элементы налогообложения по земельному налогу вправе устанавливать представительные органы власти муниципального образования?
5. Как исчисляется сумма земельного налога по истечении налогового периода?
6. Какова методика расчета земельного налога при переходе права собственности на землю в течение отчетного (налогового) периода?
7. 7- Что является налоговым периодом и что — отчетными периодами по земельному налогу?
8. Допускается ли установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель?
9. Для каких категорий граждан налоговая база при расчете земельного налога уменьшается на ю ооо руб.?
10. ю. Какие организации освобождены от уплаты земельного налога?
11. и. Каков срок представления налоговой декларации по земельному налогу?
12. 12. С применением каких коэффициентов рассчитывается налог по земельным участкам при жилищном строительстве и индивидуальном жилищном строительстве?
Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц — это местный налог. такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, устанавливаются представительными органами соответствующих муниципальных образований (для Москвы и Санкт-петербурга, — законодательными органами государственной власти этих городов), но в пределах, предусмотренных законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 203-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Налогоплательщиками являются физические лица, имеющие на территории РФ в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения. Если такое имущество находится в общей собственности нескольких физических лиц, то собственники несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства; если в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доли в этом имуществе.
Объекты обложения налогом на имущество физических лиц перечислены на схеме.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Ставки налога определены в размерах, указанных в таблице.
Ставки налога на имущество физических лиц
Стоимость имущества | Ставка налога |
До 300 000 руб. | До 0,1% |
От 300 000 до 500 000 руб. | От 0,1 до 0,3% |
Свыше 500 000 руб. | От 0,3 до 2,0% |
Пример 7.5. В собственности гражданина А. А. Акопова находятся квартира, инвентаризационная стоимость которой составляет 1 000 000 руб., и гараж инвентаризационной стоимостью 50 000 руб. Местные органы власти, на территории которых располагаются эти объекты собственности, установили предельные ставки налога на имущество физических лиц.
Следовательно, сумма налога, подлежащая уплате, составила 20 050 руб. (1 000 000 руб. х 2% : 100% +50 000 руб. х 0,1% : 100%).
Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости:
· от суммарной инвентаризационной стоимости;
· от типа использования;
· от иных критериев.
От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
· Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
· инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
· участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
· лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых за-считывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
· лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также лица, указанные в ст. 2, 3, 5, 6 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
· военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
· лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
· члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
От уплаты налога на строения, помещения освобождаются:
· пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ;
· граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
· родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Налог не взимается также:
· со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;
· с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 м2 и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 м2.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу и основания для их использования.
Налоговым периодом признается один год.
Порядок исчисления и уплаты налога. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется по данным об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивает каждый собственник соразмерно своей доле в этих строениях помещениях и сооружениях.
Пример 7.6. 1 февраля 2008 г. в налоговый орган поступили сведения из бюро технической инвентаризации об оценки квартиры в равнодолевой собственности граждан О. А. Ромашкина, О. И. Василькова, П. П. Копейкина. Ромашкин с 2000 г. находится на пенсии. На 1 января 2008 г. инвентаризационная стоимость квартиры составляла 900 000 руб. Ставка налога — 0,3%.
Каждый собственник владеет по 1/3 доли квартиры, в стоимостном выражении — по 300 000 руб. Сумму налога на квартиру каждый собственник уплачивает соразмерно своей доле.
Васильков и Копейкин уплачивают каждый по 300 руб. (300 000 руб. х 0,1%: 100%).
Ромашкин как пенсионер освобождается от уплаты налога.
За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственность нескольких собственников без определения долей, налог уплачивает один из собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивает каждый собственник в равных долях
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Порядок исчисления налога имеет ряд особенностей:
· по новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года следующего за их возведением или приобретением;
· за строение, помещение и сооружение, перешедшие по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства;
· в случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налоге прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены;
· при переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности.
При возникновении права на льготу в течение календарного года налог перерасчитывается с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов сумма налога перерасчитывается не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.
Налог владельцы уплачивают равными долями в два срока:
· не позднее 15 сентября;
· не позднее 15 ноября.
Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года. Налог на имущество полностью зачисляется в бюджет по местонахождению (регистрации) объекта налогообложения
Контрольные вопросы
1. Кто является плательщиком налога на имущество физических лиц?
2. Какие из строений помещений, сооружений являются объектом обложения налогом на имущество физических лиц?
3. Какие категории граждан освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц?
4. Каков порядок для уплаты налога в случае, если имущество находится в общей долевой собственности или совместной собственности нескольких физических лиц?
5. Каковы особенности взимания налога при переходе права собственности на имущество?
6. Каков порядок уплаты налога в случае приобретения и разрушения имущества?
7. В какой бюджет зачисляются налоги на имущество физических лиц?
8. Имеют ли право представительные органы местного самоуправления дифференцировать ставки налога и по каким признакам?
9. Какова величина ставок налога в зависимости от стоимости имущества?