Право на товарный знак и право на знак обслуживания

(статьи 1477-1515 ГК)

Возникновение товарных знаков относится к эпохе товарного производства. В 15-16 веках прочно вошло в практику ремесленников проставления специальных клейм на товарах с целью указать изготовителя, относящегося к цеховой организации (гильдии купцов). С началом развития капитализма маркировка товара становится средством, свидетельствующим об их качестве. 70-е годы девятнадцатого века, когда массовым становится выпуск однородных товаров, усиливается конкуренция, на первое место выходит реклама как средство реализации товаров. В этих условиях усиливается роль товарного знака как средства рекламы и указателя производителя товара. Появляются первые законы об охране товарных знаков. Экономические потребности капиталистической системы хозяйствования обусловили расширение сферы применения знаков. Фирмы, занятые оказанием всякого рода услуг, стали использовать знаки для отличия производственных операций. Такого рода знаки, непосредственно не связанные с товаром, а с деятельностью, услугами получили название знаков обслуживания.

В конкурентной борьбе коммерческий результат деятельности предприятия тем выше, чем больше производимый товар будет соответствовать запросам потребителя среди аналогичных товаров других предприятий.

Товарный знак выполняет основную функцию идентифицировать источник продукта и отличить этот продукт от продуктов из других источников. Обычно товарный знак гарантируют соответствующий уровень качества – будь оно хорошим или плохим. Знак помогает воспользоваться вашим опытом, чтобы возвратиться к желаемому продукту или услуге или избежать нежелательных. Например, товарный знак помогает сделать выбор между мылом «Daw» и мылом «Camey» или телевизором «Sony» и телевизором «Funai», автомобилем «Запорожец» или автомобилем «Mersedes».

Товарный знак (Знак обслуживания) – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые используются для того, чтобы отличить товары или услуги одного предприятия от однородных товаров или услуг другого предприятия.

Условия признания обозначения в качестве товарного знака:

– товарный знак должен обладать различительной способностью;

– товарный знак не должен вводить в заблуждение.

Виды товарных знаков(Ст. 1482 ГК РФ):

Товарные знаки могут быть:

– двухмерные, т.е. изобразительные знаки в виде эмблем или изобразительных элементов. Товарный знак нефтяной компании Шелл ойл представляет собой изображение ракушки, внизу которого словесное обозначение SHELL.

– трехмерные, т.е. объемные товарные знаки, представляющие собой упаковку товаров или сами товары. Например, флакон духов CHANEL №5.

– словесные знаки, состоящие из слов, например, Джелет, CHANEL, КODAK, Cоcа-Cola, Pеpsi, EVGO, MacDonald's, Sony, Panasonic; сокращений, имен, например Форд, неологизмов, аббревиатур.

– звуковые товарные знаки. Позывные авторских программ на телевидении, радиовещании, рекламные перезвоны и т.п.

– обонятельные товарные знаки, когда определенный запах защищается в качестве товарного знака. Например, в Норвегии: запах скошенной травы – товарный знак товара «теннисные мячи», в Англии: шины – запах роз – товарный знак товара «автомобильные шины».

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака Роспатентом в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ (Государственный реестр товарных знаков)(ст. 1480 ГК)

Субъекты права(Ст. 1478 ГК). Товарный знак может быть зарегистрирован юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, который в случае регистрации становится обладателем исключительного права на товарный знак.

Для обеспечения требований в признании знака в качестве товарного знака в статье 1483 ГК приведены основания для отказа в государственной регистрации товарного знака.

1) Не допускается государственная регистрация в качестве товарного знака обозначений, не обладающих различительной способностью обозначений:

– вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Например, обозначения, ранее регистрировавшиеся как товарный знак, но потом потеряли свое значение отличительного свойства и превратились в название товара: вазелин, рубероид, термос, аспирин.

– являющихся общепринятыми символами и терминами. К общепринятым обозначениям относятся обозначения, непосредственно указывающие на отрасль промышленности или область деятельности: игла с ниткой или ножницы для швейной промышленности, циркуль для конструкторского бюро;

– характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

– представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

2) В соответствии с международным договором РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарного знака обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой:

–государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;

– сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;

– официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;

–обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными в вышеуказанных пунктах.

Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

3) Не допускается государственная регистрация в качестве ТЗ обозначений, представляющих собой обозначения:

– являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя, например № 150711 «Василек» для кл. 19 (цемент), № 137108 «Рассол» для Кл. 42 (НИР, ОКР, ПКР);

– противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Права правообладателя товарного знака.

1) Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак, принадлежит исключительное право использование ТЗ любым не противоречащим закону способом (ст. 1484 ГК).

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено путем размещения товарного знака:

– на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

– при выполнении работ, оказании услуг;

– на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

– в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

– в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

2) Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

–По договору об отчуждении исключительного права на товарный знак одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ей исключительное право на соответствующий товарный знак отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, другой стороне - приобретателю исключительного права (ст. 1488 ГК).

– По лицензионному договору правообладатель товарного знака (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (ст. 1489 ГК).

Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом товарного знака, должны быть заключены в письменной форме и подлежат государственной регистрации в Роспатенте.(ст. 1490 ГК).

Общеизвестный товарный знак.

Общеизвестные товарные знаки – это обозначения, которые в результате интенсивного использования стали широко известны в мире или в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

Общеизвестными товарными знаки могут быть(ст. 1508 ГК)

– товарные знаки, охраняемые на территории Российской Федерации или в соответствии с международным договором Российской Федерации в частности с Парижской конвенцией по охране объектов промышленной собственности, на основании которой международному общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана без регистрации.

– товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации, по заявлению лица, считающего, что используемый им товарный знак является общеизвестным.

Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку (ст. 1509 ГК).

Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения ФИПС, который вносит его в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (Перечень общеизвестных товарных знаков), выдает свидетельство на общеизвестный товарный знак в течение месяца со дня внесения товарного знака в Перечень общеизвестных товарных знаков и публикует сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень.

Коллективный знак

Коллективный знак – товарный знак, который предназначен для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками (ст. 1510 ГК).

Объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в Российской Федерации такой знак.

Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.

Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.

Наряду с коллективным знаком лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный знак, вправе пользоваться своим товарным знаком.

Для регистрации коллективного знака в Роспатенте наряду с документами, аналогичными документами на товарный знак(ст. 1511 ГК) прилагается устав коллективного знака, который должен содержать:

1) наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование (правообладателя);

2) перечень лиц, имеющих право использования этого коллективного знака;

3) цель регистрации коллективного знака;

4) перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком;

5) условия использования коллективного знака;

6) положения о порядке контроля за использованием коллективного знака;

7) положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака.

Ответственность за незаконное использование товарного знака (ст. 1515 ГК).

1. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

2. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

3.3. Право на наименование места происхождения товара

(статьи 1516 -1537 ГК)

Наименование места происхождения товара, как и товарный знак, появляется в эпоху средневековья, а как правовая категория – в конце 19 – начале 20 века, юридически отделившись от других средств индивидуализации, прежде всего от товарного знака.

В сущности, наименование места происхождения товара – это географическоеуказание, которое уведомляет и указывает на то, что данный продукт происходит из данного географического района. Наиболее известные примеры географических указаний – это те, которые используются в отношении продуктов питания, вин и крепких спиртных напитков. Например, географическое указание “шампанское” используется для указания, что особый вид игристого вина происходит из района Шампань во Франции. Аналогичным образом “коньяк” используется в отношении бренди из французского района, расположенного вокруг города Коньяк. Другие примеры, кубинский табак или сыр, такой как рокфор. Наименования мест происхождения товарамогут использоваться и для промышленных товаров, так, например, обозначение «Сделано в Швейцарии» используется в отношении механических часов. «Гжель», «Хохлама», оренбургский платок.

Использование наименования места происхождения товараявляется важным способом указания источника происхождения товаров и услуг. Одна из целей их использования состоит в содействии торговле путем информирования покупателя о происхождении продуктов. Часто это может подразумевать определенное качество, которое может ожидать покупатель. Географические указания могут быть использованы для промышленных и сельскохозяйственных продуктов.

Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяютсяхарактерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п.1 ст. 1516 ГК).

Признаки наименования места происхождения товара:

1. Название определенной местности, на которой товар имеет одинаковые специфические стабильные свойства («Гжель», «Хохлама», «Мукузани», «Цинандали», «Гурджуани»).

2. Природные условия (вода, климат, состав почвы) и/или людские факторы (профессиональный опыт, культура, традиции, мастерство, специфическая технология).

3. Зависимость особых стабильных свойств от природных условий и/или людских факторов (Якутские алмазы, уральские самоцветы).

Таким образом, наименование места происхождения является более точным географическим указанием, которое определяет, что тот или иной продукт имеет определенные особенности, и что эти особенности определяются главным образом или исключительно местом его происхождения.

Особенности объекта ИС – наименования места происхождения товара.

1) У наименований мест происхождения товара нет автора и поэтому интеллектуальные права включают только исключительное право (ст. 1229 и 1519 ГК).

2) Наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования, т.е. для возникновения права необходима государственная регистрация (п. 1 ст. 1518 ГК), причем оно может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами (п. 2 ст. 1518 ГК).

3) Действие места происхождения товара охраняется в течение всего времени существования производить товар, особые свойства которого определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 1521 ГК).

4) Лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товаром, предоставляется исключительное только право пользования этого наименования, при условии, что производимый этими лицами товар отвечает вышеуказанным требованиям (п. 1 ст. 1519 ГК).

5) Право пользования этим же наименованием места происхождения товаром, зарегистрированным в установленном порядке, может быть предоставлено любому физическому или юридическому лицу, если оно находится в том же географическом месте и производит товар с теми же свойствами.

Из вышеизложенного следует, что исключительное право правообладателя включает только право использования. Правообладатель вправе использовать наименование любым не противоречащим закону способом.

Использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования, в частности (п.2 ст. 1519 ГК).:

1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

4) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Незаконное использование влечет за собой гражданскую и уголовную ответственность.

Для обеспечения прав на наименование места происхождения товаром в Роспатент подается заявка (ст. 1522 ГК).

Заявка на наименование места происхождения товара должна относиться к одному наименованию. Заявка на наименование места происхождения товара должна содержать:

– заявление о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;

– заявляемое обозначение;

– указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара;

– указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара;

– описание особых свойств товара.

3.4. Право на коммерческое обозначение

(статьи 1538 –1541 ГК)

В отличие от фирменного наименования коммерческое обозначение представляет собой средство индивидуализации не субъекта, а объекта гражданских прав – торгового, промышленного или иного предприятия (магазина, ресторана, предприятия бытового обслуживания и т.п.).

Исключительное право на коммерческое обозначение может принадлежать юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческим организациям, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальным предпринимателям . Право на коммерческое обозначение — это своего рода аналог известного в мировой практике «права на вывеску». Такое право возникает в силу самого использования обозначения и не подлежит обязательной госу­дарственной регистрации [1, С. 699– 702].

Для возникновения исключительного права необходимо, чтобы обозначение обладало достаточными различи­тельными признаками и отвечает критерию известности, означающе­му, что употребление указанного обозначения правообладателем для индивидуализации принадлежащего ему предприятия должно быть известным в пределах определенной территории.

Наши рекомендации