Право на товарный знак и знак обслуживания

Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализациитоваров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Знак обслуживания – это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Правила ГК о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания.

Товарным знаком признается обозначение, условный знак, символ, который помещается на выпуск продукции, ее упаковке или сопроводительной докумен­тации. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юр. лицо или индивидуальный предприниматель.

Гос. регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) в Гос. реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ (Гос. реестр товарных знаков).

Виды товарных знаков

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Особой разновидностью товарных знаков следует считать коллективный то­варный знак. Его специфика заключается в том, что если индивидуальный товар­ный знак — это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного предприни­мателя, то коллективным товарным знаком является товарный знак союза, ассоциации или иного добровольного объединения, предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих еди­ными качественными или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.

Выделяют также общеизвестные товарные знаки, которыми признаются такие обозначения, которые знакомы широкому кругу потребителей благодаря его ис­пользованию для обозначения определенных товаров. Например, в качестве общеизвестных в Роспатенте зарегистрированы товарные знаки газеты «Известия», экскаваторы «Уралмаш», сигареты «Ява», банк «Сбербанк России», магазины «Дет­ский мир», технические масла «Лукойл». Общеизвестным товарным знакам обеспечивается правовая охрана еще до их регистрации.

Для признания обозначения товарным знаком оно должно отвечать ря­ду признаков. Обязательным признаком товарного знака называют оригиналь­ность (выразительность), которая заключается в том, что обозначение, символ должны быть запоминающимися, создающими у потребителя устойчивые поло­жительные связи между качеством продукции и знаком.

Условием правовой защиты товарного знака является его новизна. Признак новизны выражается в том, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с ранее зарегистрированны­ми или заявленными обозначениями в качестве товарных знаков. Новизна в сфе­ре товарных знаков определяется и устанавливается применительно к классу то­варов или к перечню товаров.

Установлены ограничения на регистрацию различных обозначений в качестве товарных знаков.

Не допускается гос. регистрация в качестве товарных знаков:

►I. Обозначений, не обладающих разли­чительной способностью или состоящих только из элементов

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (например, «докторская колбаса»);

2) являющихся общепринятыми символами и терминами (например, символ «знак змеи над чашей в медицине» или термин «гипотенуза»);

3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, коли­чество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта (например, указания категории качества товара: «первый сорт»; свойств товара: «восхитительная легкость»; веса, объема, цены товара: «100 грамм» и т.д.);

4) представляющих собой форму товаров, которая определя­ется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

►I I.Обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

3) в соответствии с ме­ждународным договором РФ - обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой символы и официальные знаки государств, наименования и символы международных и межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награ­ды и другие знаки отличия.

►I I I.Обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с:

Øтоварными знаками других лиц, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

Øобщеизвестными в РФ товарными знаками, в отношении однородных товаров.

Øнаименованием места происхождения товаров, охраняемым или, заявленным на регистрацию.

Øохраняемым в РФ фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Гос. реестре.

Øпромышленному образцу, знаку соответствия, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Øофициальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников.

Øназванию известного в РФ на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя;

Øимени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету известного в РФ на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;

Наши рекомендации