Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность
Понятие предпринимательского права. Основные научные концепции правового регулирования предпринимательской деятельности.
В современной юридической литературе можно выделить три основные теории, определяющие понятие предпринимательского права.
Первая и главная теория - предпринимательское право есть составная часть гражданского права. По мнению цивилистов, предпринимательское право не имеет предмета и метода правового регулирования в их традиционном понимании, а также особых принципов в сфере предпринимательской деятельности, но может быть признано отраслью законодательства и самостоятельной научной и учебной дисциплиной.
В. Ф. Попондопуло дает определение предпринимательского права как совокупность общих и специальных норм гражданского права, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Вторая теория - предпринимательское право как самостоятельная отрасль права - принадлежит сторонникам концепции хозяйственного права, где понятия «хозяйственное право» и «предпринимательское право» - синонимы со всеми вытекающими отсюда научными выводами. Согласно данной теории общественные отношения подразделяются на три группы общественных связей:
а) предпринимательские имущественные (горизонтальные);
б) предпринимательские управленческие (вертикальные);
в) предпринимательские внутрифирменные (корпоративные).
По третьей теории предпринимательское право комплексная отрасль, сочетающая публично-правовые и частноправовые начала.
Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности.
Правоотношение представляет собой индивидуализированную правовую связь в виде соответствующих субъективных прав и юридических обязанностей, возникающую между ее участниками по поводу конкретного объекта. Предпринимательское право регулирует различного рода общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. Соответственно правоотношения в рассматриваемой сфере также неоднородны.
Общественные отношения подразделяются на три группы:
1) предпринимательские имущественные (горизонтальные);
2) предпринимательские управленческие (вертикальные);
3) предпринимательские внутрифирменные (корпоративные).
В сфере так называемых горизонтальных имущественных отношений возникают частноправовые гражданские правоотношения.
Значительные трудности возникают при определении круга правоотношений, возникающих в области вертикальных управленческих отношений. Указанные правоотношения неоднородны. Это административные, финансовые, налоговые и другие публичные правоотношения.
Сложным является вопрос о правоотношениях, возникающих в области применения норм корпоративного права. Эту группу составляют отношения принадлежности имущества обособленным подразделениям, отношения, регулирующие деятельность структурных подразделений внутри юридического лица и др.
Методы и принципы правового регулирования предпринимательской деятельности.
Поскольку предпринимательское право носит комплексный характер, то и правовое регулирование характеризуется сочетанием диспозитивных и императивных способов воздействия на субъектов. Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном (горизонтальном) или подвластном (вертикальном) положении, поэтому взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества – характерная черта метода правового регулирования предпринимательского права. Таким образом, предпринимательское право как комплекснаяотрасль имеет два основных метода регулирования отношений: равенства и подчинения.
В литературе по предпринимательскому праву чаще всего называют несколько методов правового регулирования: обязательных предписаний; автономных решений (метод согласования и метода разрешения); рекомендаций.
Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности выглядят следующим образом:
1) принцип свободы предпринимательской деятельности;
2) принцип свободы договора;
3) принцип свободного перемещения объектов предпринимательской деятельности;
4) признание многообразия форм собственности и равно их защита;
5) принцип поддержания конкуренции и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;
6) принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;
7) принцип законности.
Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность.
Предпринимательское законодательство – это совокупность комплексных нормативно-правовых актов различной юридической силы, содержащие нормы частного и публичного права.
Специфика предпринимательского законодательства в следующем:
1) данное законодательство посвящено особому субъекту – лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность и связанным с этим лицом иным субъектам;
2) предпринимательское законодательство имеет особый объект – отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности;
3) предпринимательское законодательство носит комплексный характер, присутствуют нормы как частного, так и публичного права;
4) предпринимательское законодательство не находится в исключительном ведении РФ, а формируется как на уровне РФ, так и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований и организаций.
Основные недостатки предпринимательского законодательства: большое количество коллизий и пробелов, колоссальная динамика, декларативный характер многих норм.
Виды актов предпринимательского законодательства: Конституция РФ, ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.
В системе предпринимательского законодательства заметную роль играют акты локального (внутрикорпоративного) регулирования. Последние в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на нормативные и индивидуальные. Локальные корпоративные акты принимаются тем же субъектом, которых их и выполняет, принимаются по вопросам внутренней организации субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность В зависимости от вопросов внутренней деятельности субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, выделяются:
1) правовые акты, которые регламентируют внутриуправленческие отношения (между руководством и структурными подразделениями)
2) правовые акты, которые регламентируют отношения между структурными подразделениями
3) правовые акты, которые регламентируют отношения, связанные с перемещением товарно-материальных ценностей внутри юридического лица.
Другим источником предпринимательского права является обычай делового оборота – это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо сфере предпринимательской деятельности правила поведения. Признаки обычая делового оборота:
1) это сложившиеся и широко применяемые в сфере предпринимательской деятельности правила поведения;
2) обычай делового оборота рассчитан на широкое и массовое исполнение;
3) это правило, которое не предусмотрено законодательством (этим обычай делового оборота отличается от нормы права);
4) обычаи делового оборота не образуют какой-либо системы, существуют независимо друг от друга;
5) обычай делового оборота существует независимо от того, закреплён он где-либо формально или нет.
Международные договоры также являются источником предпринимательского права. Наряду с общепризнанными принципами международного права и международными договорами РФ в рассматриваемой сфере действуют международно-правовые обычаи и акты международных организаций.