Налоговые системы федеративных государств
Построение налоговых систем в федеративных государствах в значительной степени обусловлено их специфической формой государственного устройства. В данном случае имеются в виду особенности национального или административно-территориального строения государств, которые включают относительно самостоятельные составные части (штаты, территории, кантоны, земли, республики). Ведь федеративные и конфедеративные государства основываются на добровольном объединении нескольких государственных образований в рамках одного союза.
Подходы государств в вопросах разграничения налоговых полномочий различаются в силу особенностей их формирования и правовых традиций.
1. Один из подходов, который нашел применение в ФРГ, основывается на предоставлении обширных полномочий в вопросах налогообложения федеральным властям; земли ограничены в праве установления налогов, аналогичных федеральным. Однако земли осуществляют взимание федеральных и местных налогов, средства от которых перераспределяются между федеральным и земельными бюджетами на основе принципа «выравнивания» их доходов.
2.Второй подход, которого придерживаются в США, предполагает наделение штатов правом формировать свои налоговые системы на основе собственного законодательства. В частности, подоходное налогообложение осуществляется одновременно на федеральном уровне и на уровне штатов.
В качестве примера, построения налоговой системы исходя из федеративного устройства государства следует привести Австралийский Союз. В состав этого федеративного государства входит 6 штатов и 2 территории.
* Система налогов в Австралии трехуровневая, выделяются федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги. В доходах бюджета велика доля косвенных налогов, прежде всего таможенных пошлин на импортные товары. Отличительная черта системы налогов — отсутствие на федеральном уровне и уровне штатов поимущественных налогов. Лишь на местном уровне взимается налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Основными налогами, взимаемыми в Австралии, являются подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль компаний.
Подоходный налог с физических лиц является федеральным. Его плательщиками выступают физические лица — резиденты и нерезиденты. Однако ставка налога различается в зависимости от того, проживает налогоплательщик постоянно в Австралии или нет. Так, для резидентов ставка налога с дохода от 5400 до 20700 австрал. долл. составляет 20%, а для нерезидентов установлены повышенные налоговые ставки. Налог взимается посредством удержания у источника выплаты дохода; на основе декларации, которую подают лица, работающие не по найму (подается до 31 октября); уплачивается путем внесения авансовых платежей лицами, получающими доходы от предпринимательской деятельности. В последнем случае налогоплательщик может осуществить те же вычеты, что и компания.
Налог на прибыль компаний также взимается федеральными властями. Его плательщиками являются юридические лица. Налогооблагаемая прибыль исчисляется как разница между валовой прибылью компании, полученной за год, и налоговыми вычетами. Ставка налога составляет 36%. Уплата налога основана на декларации.
Налог на дополнительные льготы взимается с доходов и выгод, полученных в результате льготного предоставления транспортных средств, жилищных кредитов, оплаты отпусков и проч. Ставка налога составляет 48,5%.
Налог с продаж уплачивают производители и оптовые продавцы товаров. Облагаются как товары местного производства, так и импортные. От уплаты налога освобождаются производители, среднегодовой объем продаж которых не превышает 50 тыс. австрал. долл. Основная ставка налога составляет 22%, а по отдельным товарам ставки составляют от 10 до 30%.
Налог на заработную плату представляет собой разновидность взносов на социальное страхование. Например, на острове Тасмания с заработка, превышающего необлагаемый минимум в 47 083 австрал. долл., налог взимается по ставке от 1,95 до 7%.
Земельный налог взимается властями штатов со стоимости неулучшенных участков. В налогооблагаемую базу не включается дополнительная стоимость земли, полученная в результате проведения мелиорационных работ, очистки территории, ликвидации эрозии почвы и т. д.
Например, в штате Квинсленд земельный налог зависит от стоимости земли и взимается по ставке от 0,2 до 1,8%. При этом от налогообложения освобождена земля, используемая под основным местом жительства собственника, земли некоммерческих и благотворительных организаций. Необлагаемыми являются также земельные участки, стоимость которых составляет менее 160 тыс. австрал. долл.
* В Германии наряду с общими налогами взимаются налоги Федерации, налоги земель и общин. В соответствии со ст. 106 Основного закона Федеративной Республики Германии 1949 г. общими являются подоходный налог (налог на заработную плату), налог с оборота (НДС) и налог на корпорации. Поступления от подоходного налога и налога на корпорации распределяются в пользу Федерации и земель по половинам. Доли поступления от налога с оборота в пользу Федерации и земель определяются федеральным законом, который должен быть одобрен Бундесратом. В общей доле поступлений на их долю приходится соответственно 39, 29 и 3,7%.
Федерация получает доходы от следующих налогов:
· таможенные пошлины; косвенные налоги на потребление;
· налог с грузового транспорта; налог с оборота капиталов, на страхование и налог с обменных операций;
· единовременный имущественный налог и компенсационные сборы;
· налоги, собираемые и рамках Европейского сообщества.
В пользу земель поступают:
· имущественный налог;
· налог с наследства;
· налог на автомашины;
· налог с транспорта; налог на пиво;
· сборы с игорных учреждений.
Всего в ФРГ до недавнего времени насчитывалось около 50 видов различных налогов.
Общины получают часть поступлений от подоходного налога, которая должна резервироваться землями за общинами из платежей, вносимых их жителями в качестве подоходного налога. Данные вопросы регулируются соответствующим федеральным законом, который одобряется Бундесратом. Часть поступлений от прямых налогов и от косвенных местных налогов причитается общинам (объединениям общин). Им же принадлежит право устанавливать положения о прямых налогах. Если земля не имеет в своем составе общин, то указанные поступления принадлежат земле.
Распределение средств от общих налогов может быть проиллюстрировано на примере подоходного налога с физических лиц. В частности, 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% в бюджеты соответствующих земель и 15% — в местные бюджеты.
Общие условия взимания налогов, процедура обжалования действий финансовых органов и вопросы ответственности за нарушения налогового законодательства содержатся в Положении о налогах и платежах, принятом Законом от 16 марта 1977 г. Кроме того, по каждому налогу действуют специальные законы, которые определяют непосредственный порядок их уплаты.
Подоходным налогом с физических лиц облагается совокупный годовой доход, полученный в календарном году. Подоходный налог уплачивается как на основе налоговых деклараций, так и посредством удержания его у источника выплаты.
Весь налогооблагаемый доход разделяется на семь видов. В частности, выделяются доходы от:
· самостоятельной деятельности,
· промысловой деятельности,
· работы в сельском и лесном хозяйстве,
· использования наемного труда, капитала,
· сдачи имущества в аренду и др.
.