Налоговые системы федеративных государств

Построение налоговых систем в федеративных государствах в значительной степени обусловлено их специфической фор­мой государственного устройства. В данном случае имеются в виду особенности национального или административно-терри­ториального строения государств, которые включают относи­тельно самостоятельные составные части (штаты, территории, кантоны, земли, республики). Ведь федеративные и конфедера­тивные государства основываются на добровольном объедине­нии нескольких государственных образований в рамках одного союза.

Подходы государств в вопросах разграничения налоговых полномочий различаются в силу особенностей их формирова­ния и правовых традиций.

1. Один из подходов, который нашел применение в ФРГ, основывается на предоставлении обшир­ных полномочий в вопросах налогообложения федеральным властям; земли ограничены в праве установления налогов, ана­логичных федеральным. Однако земли осуществляют взимание федеральных и местных налогов, средства от которых перерас­пределяются между федеральным и земельными бюджетами на основе принципа «выравнивания» их доходов.

2.Второй подход, которого придерживаются в США, предполагает наделение штатов правом формировать свои налоговые системы на основе собственного законодательства. В частности, подоходное нало­гообложение осуществляется одновременно на федеральном уровне и на уровне штатов.

В качестве примера, построения налоговой системы исходя из федеративного устройства государства следует привести Ав­стралийский Союз. В состав этого федеративного государства входит 6 штатов и 2 территории.

* Система налогов в Австралии трехуровневая, выделяются федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги. В доходах бюджета велика доля косвенных налогов, прежде всего та­моженных пошлин на импортные товары. Отличительная черта системы налогов — отсутствие на федеральном уровне и уровне штатов поимущественных налогов. Лишь на местном уровне взимается налог с имущества, переходящего в порядке наследо­вания или дарения. Основными налогами, взимаемыми в Авст­ралии, являются подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль компаний.

Подоходный налог с физических лиц является федераль­ным. Его плательщиками выступают физические лица — рези­денты и нерезиденты. Однако ставка налога различается в зави­симости от того, проживает налогоплательщик постоянно в Ав­стралии или нет. Так, для резидентов ставка налога с дохода от 5400 до 20700 австрал. долл. составляет 20%, а для нерезиден­тов установлены повышенные налоговые ставки. Налог взима­ется посредством удержания у источника выплаты дохода; на основе декларации, которую подают лица, работающие не по найму (подается до 31 октября); уплачивается путем внесения авансовых платежей лицами, получающими доходы от пред­принимательской деятельности. В последнем случае налогопла­тельщик может осуществить те же вычеты, что и компания.

Налог на прибыль компаний также взимается федеральны­ми властями. Его плательщиками являются юридические лица. Налогооблагаемая прибыль исчисляется как разница между ва­ловой прибылью компании, полученной за год, и налоговыми вычетами. Ставка налога составляет 36%. Уплата налога осно­вана на декларации.

Налог на дополнительные льготы взимается с доходов и вы­год, полученных в результате льготного предоставления транс­портных средств, жилищных кредитов, оплаты отпусков и проч. Ставка налога составляет 48,5%.

Налог с продаж уплачивают производители и оптовые про­давцы товаров. Облагаются как товары местного производства, так и импортные. От уплаты налога освобождаются производи­тели, среднегодовой объем продаж которых не превышает 50 тыс. австрал. долл. Основная ставка налога составляет 22%, а по отдельным товарам ставки составляют от 10 до 30%.

Налог на заработную плату представляет собой разновид­ность взносов на социальное страхование. Например, на острове Тасмания с заработка, превышающего необлагаемый ми­нимум в 47 083 австрал. долл., налог взимается по ставке от 1,95 до 7%.

Земельный налог взимается властями штатов со стоимости неулучшенных участков. В налогооблагаемую базу не включает­ся дополнительная стоимость земли, полученная в результате проведения мелиорационных работ, очистки территории, лик­видации эрозии почвы и т. д.

Например, в штате Квинсленд зе­мельный налог зависит от стоимости земли и взимается по ставке от 0,2 до 1,8%. При этом от налогообложения освобож­дена земля, используемая под основным местом жительства собственника, земли некоммерческих и благотворительных организаций. Необлагаемыми являются также земельные участки, стоимость которых составляет менее 160 тыс. австрал. долл.

* В Германии наряду с общими налогами взимаются налоги Федерации, налоги земель и общин. В соответствии со ст. 106 Основного закона Федеративной Республики Германии 1949 г. общими являются подоходный налог (налог на заработную плату), налог с оборота (НДС) и налог на корпорации. Поступле­ния от подоходного налога и налога на корпорации распреде­ляются в пользу Федерации и земель по половинам. Доли по­ступления от налога с оборота в пользу Федерации и земель определяются федеральным законом, который должен быть одобрен Бундесратом. В общей доле поступлений на их долю приходится соответственно 39, 29 и 3,7%.

Федерация получает доходы от следующих налогов:

· тамо­женные пошлины; косвенные налоги на потребление;

· налог с грузового транспорта; налог с оборота капиталов, на страхова­ние и налог с обменных операций;

· единовременный имущественный налог и компенсационные сборы;

· налоги, собираемые и рамках Европейского сообщества.

В пользу земель поступают:

· имущественный налог;

· налог с наследства;

· налог на автомашины;

· налог с транспорта; налог на пиво;

· сборы с игорных учреждений.

Всего в ФРГ до недавнего времени насчитывалось около 50 видов различных налогов.

Общины получают часть поступлений от подоходного нало­га, которая должна резервироваться землями за общинами из платежей, вносимых их жителями в качестве подоходного налога. Данные вопросы регулируются соответствующим федераль­ным законом, который одобряется Бундесратом. Часть поступ­лений от прямых налогов и от косвенных местных налогов причитается общинам (объединениям общин). Им же принад­лежит право устанавливать положения о прямых налогах. Если земля не имеет в своем составе общин, то указанные поступле­ния принадлежат земле.

Распределение средств от общих налогов может быть проил­люстрировано на примере подоходного налога с физических лиц. В частности, 42,5% поступлений направляется в федераль­ный бюджет, 42,5% в бюджеты соответствующих земель и 15% — в местные бюджеты.

Общие условия взимания налогов, процедура обжалования действий финансовых органов и вопросы ответственности за нарушения налогового законодательства содержатся в Положе­нии о налогах и платежах, принятом Законом от 16 марта 1977 г. Кроме того, по каждому налогу действуют специальные законы, которые определяют непосредственный порядок их уп­латы.

Подоходным налогом с физических лиц облагается совокуп­ный годовой доход, полученный в календарном году. Подоход­ный налог уплачивается как на основе налоговых деклараций, так и посредством удержания его у источника выплаты.

Весь налогооблагаемый доход разделяется на семь видов. В частности, выделяются доходы от:

· самостоятельной деятель­ности,

· промысловой деятельности,

· работы в сельском и лесном хозяйстве,

· использования наемного труда, капитала,

· сдачи иму­щества в аренду и др.

.

Наши рекомендации