Тема 9. Налоговые системы в федеративных и унитарных государствах

Особенности налоговых систем каждой страны обусловлены государственным устройством и административными возможностями каждого уровня власти, степенью вмешательства господствующих органов в экономику, характером экономической политики. Эти особенности определяют соотношения прямых и косвенных налогов, распределение налогов между бюджетной системой, характер налоговых ставок, методы оценки налоговой базы, характер и цели налоговых льгот. Законодательство большинства стран направлено на упрощение расчетов и порядка взимания различных налогов, минимизацию расходов по налогообложению.

Налоговая система, зависимая от типа государства, включает в себя в федеративных государствах (США, ФРГ, Швейцария) три уровня: федеральные, региональные и местные налоги; в унитарном (Великобритания, Франция) — два уровня: государственные и местные налоги. При этом общегосударственные налоги (федеративные или государственные) играют ведущую роль (хотя и не во всех странах преобладают), в остальных странах — вспомогательную.

В таких странах, как США, Канада, Япония и некоторых других, преобладают прямые, во многих других — косвенные (Франция) налоги. В Великобритании, Италии, ФРГ косвенные и прямые налоги примерно одинаковы.

В годы высоких темпов инфляции во всех странах наблюдается рост темпов прямых налогов в ВВП за счет косвенных. В прямом обложении ведущую роль играют налог на прибыль (доход) с юридических лиц и подоходный налог. Во всех странах предпочтение отдано налогу на доходы физических лиц в ущерб налогов на доходы юридических лиц.

Особенно высока его доля в ВВП у США (10,7%), Канаде (13,9%), Италии (10,8%). Он взимается с учетом всех личных, семейных обстоятельств налогоплательщиков, наличия иждивенцев, социально значимых расходов и т.п. Система построения его в отдельных странах очень сложная. Во многих странах действует минимальный необлагаемый минимум, который соответствует минимальному прожиточному минимуму.

Взносы в фонд соцстраха в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развитию (ОЭСР) по объему поступлений практически достигли подоходного налога, а в ряде стран: Франции, Германии, Италии, Японии — превысили его.

Налог на доходы юридических лиц относительно невысок, и его удельный вес колеблется от 1,4% ВВП в Германии до 4,7% в Японии. Это обусловлено целенаправленной политикой государства, которая предполагает оставить большую часть прибыли в распоряжении предприятий для самофинансирования.

Главные косвенные налоги:

- «налоги на потребление», в том числе НДС (налагающиеся на каждую стадию производства и обращения в процентах к добавленной стоимости), налог на продажи на конечной стадии в процентах к продажной цене, налог с оборота на каждой стадии производства (в процентах к товарной продукции);

- акцизы в виде высокой надбавки к цене специально отобранной группы товаров;

- таможенные пошлины;

- взносы предпринимателей на соцстрах, они включаются в издержки производства.

Проблема налогового федерализма свойственна всем. При ее решении используют разные методы:

- закрепление определенных налогов за соответствующим бюджетом (например, в США подоходный налог — за федеральным, поимущественные налоги — за региональными бюджетами, поземельный налог — за местными);

- установление постоянных норм распределения из вышестоящего в нижестоящие бюджеты (например, в Германии налог на прибыль делится поровну между федеральным, бюджетом и землями);

- определение трансфертных платежей в пользу слабых нижестоящих бюджетов.

Развитие налоговых систем в послевоенный период шло неравномерно.

До конца 70-х годов для них была характерна политика высокого налогообложения, отвечающая требованиям кейнсианства:

- действовали высокие ставки налога на прибыль (они часто превышали 50%) при широко распространенных налоговых льготах для стимулирования нового предпринимательства в отдельных отраслях или регионах;

- высокопрогрессивный подоходный налог: в некоторых странах ставка достигала высокого предела (в Великобритании — 91%); одновременно предусматривались низкие ставки для малых доходов;

- косвенные налоги сохраняли свое фискальное назначение.

С 80-х годов страны, пережившие высокие темпы инфляции, отходят от кейнсианства. Экономическая наука разрабатывает Новую модель развития — «экономика предложений». Она требовала ограничения налогообложения, введения низких налогов, стимулирующих производство, прибыль, а, следовательно, и новый приток налогов в казну государства. В 80-е годы прокатилась волна налоговых реформ, основными целями которых было:

- стимулирование экономического роста;

-создание благоприятного налогового климата для предпринимательской деятельности, для увеличения потребительского спроса, роста сбережений у населения;

- упрощение налоговой структуры;

- установление более справедливых принципов налогообложения;

- уменьшение возможности уклонения от уплаты налогов и увеличение поступлений в бюджет.

Налоговые системы стран с высокоразвитыми рыночными отношениями характеризовались в последнее десятилетие 20 века следующими чертами:

1. Сокращение прямого налогообложения в результате:

- ослабления прогрессивной шкалы обложения подоходного налога;

- снижения ставок корпорационного налога;

- сближения обложения доходов от различных источников (трудовых доходов, дивидендов, процентов) по более низким ставкам;

- введения минимальных и максимальных налоговых обязательств для лиц с высокими доходами.

Одновременно расширялась налоговая база за счет отмены ряда льгот и скидок.

2. Расширение стимулирования отдельных отраслей и регионов. В первую очередь - инвестиций в НИОКР, переподготовку кадров малых предприятий, реорганизацию предприятий в депрессивных районах, применяется инвестиционный налоговый кредит.

3. Увеличение роли косвенных налогов, и особенно НДС, который обеспечил компенсацию потерь в результате снижения налогов. НДС распространился на все европейские страны. Только США, Япония, Канада и Австралия его не используют.

4. Появление экологических налогов, которые нацелены стимулировать осуществление профилактических мер по охране окружающей среды.

5. Введение новых мер защиты своего рынка на международной арене в форме нетарифных барьеров (квотирование поставок, лицензирование импорта, введение налогов с протекционистскими целями — акцизы, НДС).

6. Усиление процесса гармонизации налогов. Страны — члены европейского союза достигли наибольших успехов в сфере гармонизации косвенных налогов, и, прежде всего НДС. С 1977г. этот налог взимается по единой схеме, что важно при отчислении от НДС в совместный бюджет.

7.Создание в рамках стран — членов ОЭСР протекционистских налоговых режимовдля привлечения иностранного капитала, получивших название «Налоговой конкуренции», осуществилось путем предоставления особых льгот нерезидентам по сравнению с национальными юридическими лицами.

8. Создание странами «большой семерки» в конце 90-х годов "Международных сил по борьбе с финансовыми преступлениями» (FATF) в связи с расширением на международном уровне незаконного ухода от налогов. Для уклонения применяются налоговые, трансфертное ценообразование, инвестиции, дочерние предприятия.

9. Обострение проблемы налогового федерализма в федеральных государствах. Распределение на справедливой основе налоговых поступлений между разными уровнями власти становится все более острой.

Большую роль в формировании доходной части бюджетов развитых в экономическом отношении государств имеют поимущественные налоги.

В большинстве зарубежных государств с федеративным устройством правовые нормы обложения налогом на недвижимость формируются на уровне субъекта Федерации (штата), но суммы налога аккумулируются и используются на местном уровне.

Во многих странах налог на недвижимость входит в состав поимущественных налогов. Поимущественные налоги существуют приблизительно в 130 странах. В одних странах облагается единым налогом на недвижимость земля и все, что на ней построено, в других странах существуют отдельные налоги на имущество и на землю, в третьих странах объект налогообложения - только земля. Существует два концептуальных подхода к выбору налоговой базы: исходя из рыночной стоимости объекта (США); с учетом годовой суммы арендной платы за объект (Великобритания). Если налоговой базой является арендная плата, то она не включает в себя стоимость будущих разработок земли и не освоенная земля не учитывается и не облагается налогом, что в развитых странах способствует развитию спекулятивных сделок с городскими землями.

В отношении рыночной стоимости как налогооблагаемой базы следует исходить из двух вариантов ее использования:

- налог на недвижимость исчисляется исходя из полной рыночной стоимости объектов, что подразумевает относительно низкую налоговую ставку;

- налогооблагаемая база представляет собой процент от полной рыночной стоимости объектов налогообложения; размер процента устанавливается законодательно.

Поимущественные налоги приносят сейчас до 30% всех поступлений в местный бюджет.

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлены особенности систем налогообложения различных государств?

2. Охарактеризуйте особенности развития налоговых систем во второй половине 20 века.

3. Раскройте основные черты налоговых систем на рубеже 20 – 21 веков.

4. Какую роль занимают поимущественные налоги в доходной части бюджета развитых в экономическом отношении государств?


Наши рекомендации