Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе
Специализированный аукцион отличается от рассмотренного выше следующими признаками:
1) предметом торга являются акции (а не любое имущество);
2) акции продаются не одному участнику аукциона, а всем, у кого достаточно средств оплатить акции по единой цене аукциона;
3) задаток не вносится, но сумма денежных средств, на которые предполагается купить акции, перечисляется на счет продавца заблаговременно, сразу после подачи заявки на участие в аукционе;
4) различаются два вида заявок претендентов:
а) первого типа - выражающие намерение купить акции по любой единой цене продажи;
б) второго типа - выражающие аналогичное намерение, но по единой цене, не превышающей максимальную цену покупки акций, указанную в заявках.
Единая цена продажи акций определяется следующим образом:
а) при ее расчете учитываются только денежные средства лиц, допущенных к участию в специализированном аукционе;
б) единая цена рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала максимально возможный коэффициент реализации акций (отношение числа акций, подлежащих передаче победителям, к числу продаваемых акций), который не может быть менее 0,95 (п. 19 Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г.*(806)).
После установления единой цены продавец определяет победителей специализированного аукциона по следующим правилам:
а) количество акций, получаемых победителем, рассчитывается путем деления суммы денежных средств, указанных в заявке победителя, на единую цену продажи;
б) в первую очередь удовлетворяются все заявки первого типа, в которых указанная сумма больше единой цены продажи;
в) во вторую очередь удовлетворяются заявки второго типа, в которых указанная в них максимальная цена покупки превышает единую цену продажи;
г) оставшиеся в итоге свободными акции снова распределяются. В первую очередь они достаются лицам по заявкам первого типа, в которых сумма денежных средств равна единой цене продажи. Во вторую очередь удовлетворяются заявки второго типа, в которых указанная в них максимальная цена покупки равна единой цене продажи.
Не удовлетворяются заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств меньше единой цены продажи, и заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки меньше единой цены продажи (п. "д" ст. 21 Положения).
Итак, сохранились и закреплены в Законе известные ранее способы приватизации: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, а акций - на специализированном аукционе, продажа государственного имущества на конкурсе, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Закон о приватизации предусматривает ряд новых способов приватизации, которые ранее законодательству о приватизации известны не были, а именно:
1. Продажа за пределами территории РФ принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ.
2. Продажа акций через организатора торговли на рынке ценных бумаг. При этом брокеры могут привлекаться в порядке, установленном Правительством РФ, на конкурсной основе. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 845 утверждены Правила привлечения брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг*(807). Цена продажи акций не может быть ниже начальной цены. Начальная цена - рыночная цена, она определяется на основе отчета об оценке имущества, составленного независимым оценщиком, имеющим лицензию на проведение оценки как вид деятельности. Начальная цена указывается в информационном сообщении продавца (РФФИ - в отношении федерального имущества), публикуемом в средствах массовой информации. Указанный способ приватизации принадлежащих государству акций применяется в случае, если аукцион, специализированный аукцион, конкурс признаны несостоявшимися.
3. Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления ими. Здесь сначала проводится конкурс по подбору доверительного управляющего акциями. Условия конкурса публикуются в информационном сообщении. Одновременно с договором доверительного управления имуществом с доверительным управляющим уже в качестве покупателя заключается договор купли-продажи акций. В случае исполнения условий договора доверительного управления лицо, в срок и надлежащим образом исполнившее обязательства в качестве доверительного управляющего, приобретает на акции право собственности. И напротив, неисполнение или ненадлежащее исполнение договора доверительного управления является основанием для расторжения в судебном порядке как договора доверительного управления, так и купли-продажи (ст. 26 Закона).
4. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. Данный способ применяется, если аукцион признан несостоявшимся (п. 1 ст. 23 Закона о приватизации). Первоначальная цена устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся. Подчеркнем, что начальная цена продажи имущества на аукционе - это рыночная цена, указываемая продавцом в информационном сообщении на основе отчета независимого оценщика, эту цену определившего. Имущество продается покупателю, который первым подал заявку на его приобретение по первоначальной цене либо по сниженной цене. Минимальная цена имущества (нормативная цена) - 50 процентов цены несостоявшегося аукциона. Предложение о продаже является офертой, а принятие предложения - акцептом. Порядок продажи имущества указанным способом регулируется Законом о приватизации и Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549*(808). Особо отметим, что указанное Положение допускает продажу указанным способом имущественных комплексов унитарных предприятий.
5. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Данный способ применяется, если продажа имущества посредством публичного предложения не состоялась (п. 1 ст. 24 Закона о приватизации 2001 г.). Минимальная, нормативная цена не объявляется. При поступлении предложений о покупке от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное имущество наивысшую цену. При принятии к рассмотрению одного предложения о цене покупателем признается претендент, подавший это единственное предложение. Тем же, указанным выше постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549 Правительством РФ утверждено Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены. Практика пока не знает случаев продажи государственных предприятий путем продажи без объявления цены, однако такая продажа не исключается, о чем прямо говорится в п. 1 Положения.