Этапы развития малого предпринимательства в России
№ п\п | Нормативный акт | Дата принятия | Основное содержание | Последствия применения В экономике |
Закон СССР «О кооперации в СССР» | 26.08.1988 | Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов) | Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы | |
«Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР) | 6.06.1988 | Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хоздеятельности и распределении хозрасчетного дохода | Началось создание в различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий | |
Закон СССР «О предприятии в СССР» | 4.06.1990 | Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности | Рост предприятий различных форм собственности | |
Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» | 8.07.1990 | Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др. | Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании | |
Постановление Совета Министров РСФСР 1991 № 406 « О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» | 18.06.1991 | Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России | Развитие малого бизнеса в стране | |
Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» | 27.12.1991 | Определены дополнительные льготы для малых предприятий | Усилена государственная поддержка малого бизнеса | |
Постановление Совета Министров- Правительства РФ №446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» | 11.05.1993 | Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства | Эффективность работы малого предпринимательства | |
Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» | 12.05.1995 | Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП | Развитие и повышение эффективности деятельности МП | |
Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства | 08.12.1995 | Предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством РФ Федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций | Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране |
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Содержание учредительных документов малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80-90 случаях из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной или государственной) форме собственности.
В начале 1990 г. Малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных предприятий-учредителей. В 1991г. Малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.
Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
В наше время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
· выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
· выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
· создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.[3]