Поддержка развития малого и среднего предпринимательства в практике ФАС России

Малый бизнес является составной частью развитой экономики. ВАЖНОСТЬ СУБЪЕКТОВ Малый бизнес обеспечивает самозанятость граждан, создает новые рабочие места, смягчает влияние экономических кризисов, развивает сырьевую независимость, стимулирует рост инноваций, повышает конкурентоспособность российских предприятий.

Поддержка среднего и малого бизнеса является одним из приоритетных направлений органов государственной власти по ряду причин, одной из которых являются показатели занятости россиян в теневом секторе. В 2016 году общий объем теневой экономики России достиг 46% ВВП[1].

Так как темой эссе является поддержка малого и среднего предпринимательства, необходимо раскрыть значение данного понятия, которое раскрывается в
Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Ст. 3 п. 5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также - корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ[2].

Также необходимо раскрыть понятие малый бизнес. В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства» № 209-ФЗ говорится, что малый бизнес составляют компании, занимающиеся предпринимательством со штатом сотрудников до 100 человек[3]. Это может быть как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Для поддержания субъектов малого и среднего предпринимательства были созданы такие организации: акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства», акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», образована Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.

Утверждены такие программы развития как: Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования на период 2013 - 2024 гг., Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, Дорожная карта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» («Закупки МСП»).

Данные организации и акты направлены (общая цель, направленность) развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития и улучшения экономики, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, повышение спроса на продукцию малого и среднего бизнеса, расширение доступа к закупкам организаций государственного сектора, защита здоровой конкуренции.

ФАС – тот орган, который также играет значительную роль в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, так как привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства, рассматривает обращения по вопросу практики применения законодательства в сфере имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства дает разъяснения, в частности о порядке предоставления государственной преференции в виде права заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов (далее — НТО) в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Представителям малого и среднего бизнеса тяжело предвидеть все риски антимонопольного законодательства, а на выплату заработной платы или получения консультации специалиста в области антимонопольного права зачастую просто нет средств.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства имеется риск привлечения к ответственности Федеральной антимонопольной службой (ФАС России), к примеру, за злоупотребление доминирующим положением.

На примере практики ФАС: Одного продавца попкорна при кинотеатре обвинили в том, что он препятствовал другим хозяйствующим субъектам торговать попкорном в границах торгового центра (постановление АС Западно-Сибирского округа от 08.10.2014 по делу № А45-21415/2013). В договоре между продавцом и торговым центром было условие, что иным лицам запрещено продавать воздушную кукурузу в пределах торгового центра и прилегающих территорий. Однако по данному дело было судебное решение о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 02-13-68-2013 от 11.11.2013 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Кино Сити Новосибирск»[4].

В г. Магадан антимонопольная служба усмотрела в действиях владельцев автомойки признаки злоупотребления доминирующим положением. По мнению ФАС, на это указала монопольно высокая цена на рынке услуг по ветеринарно-санитарной обработке транспорта и контейнеров по первой категории (постановление 6ААС от 05.11.2013 по делу № А37-677/2013). Однако, по сути, прибыль была низкой.

Сотрудники Федеральной антимонопольной службы были обязаны реагировать, если поступает жалоба на предпринимателя. Не существовало возможности отказать формально обоснованным претензиям.

Такого рода практика повлияла на необходимость принятия изменений в антимонопольном законодательстве. На данном этапе развития законодатель и органы государственной власти идут по пути либерализации антимонопольного законодательства, в том числе и в отношении среднего и малого бизнеса.

Благодаря функционированию Федеральной антимонопольной службы России и законодательных органов государственной службы, чтобы облегчить ситуацию в отношении малого и среднего бизнеса была ограничена возможность признания некоторых хозяйствующих субъектов доминирующими на рынке (при соблюдении ряда условий, например, условия, что выручка за прошлый год — не выше 400 млн р.

Так летом 2016 года изменились нормы антимонопольного законодательства и появились послабления для субъектов малого предпринимательства. Введенные Федеральным законом № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 264-ФЗ) вступивший в действие с 4 июля 2016 года. Изменения, в частности, возможности привлечения субъектов малого предпринимательства за нарушение антимонопольного законодательства.

В целях адвокатирования, разрешения проблемных вопросов Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) проводятся различные форумы, круглые столы, конференции, в частности был проведен круглый стол «Влияние поправок в антимонопольное законодательство на развитие малого и среднего бизнеса в России» с участием представителей ФАС России и «ОПОРЫ РОССИИ» (Общероссийской общественной организаций малого и среднего предпринимательства).

Глава ФАС России отметил, что учтены очень многие предложения бизнеса, которые направлены на улучшение делового климата. Он сообщил, что при этом административная нагрузка на бизнес снижается. Вводится предварительное согласование создания любых МУПов и ГУПов, а также исключается норма об установлении статуса монополии независимо от доли рынка[5].

На круглом столе «ОПОРА РОССИИ» поддержала и другие поправки ФАС России. Это полный отказ от уведомлений о сделках слияний и поглощений (в результате свыше 2000 уведомлений в год не придется подавать предпринимателям в ФАС России), исключение одновременного наложения оборотного штрафа в соответствии с КоАП и выдачи предписания о взыскании незаконно полученного дохода в результате нарушения антимонопольного законодательства. Также предприниматели поддержали создание Президиума ФАС России, который призван изучать, давать разъяснения по вопросам практики применения антимонопольного законодательства. «Мы бы хотели, чтобы с 1 января 2015 года Президиум ФАС России мог пересматривать решения территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения нарушают единообразие в толковании норм законодательства», - заметил Игорь Артемьев[6].

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) один из самых молодых территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы. Крымским УФАС России выполняются возложенные на него задачи довольно успешно, однако для усовершенствования работы Крымского УФАС, достижения более высокого уровня эффективности необходимо было бы привлечение специалистов с других территориальных управлений, в которых практика применения антимонопольного законодательства более развито, в частности и где взаимодействие с субъектами малого и среднего предпринимательства более успешно.

Наши рекомендации