Общие черты несовершенной конкуренции
Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются: - значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей; - неоднородность продукта; - наличие барьеров для входа в отрасль; - несовершенство информации. Каждый из этих факторов в отдельности или они все вместе способствуют нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы приобретают рыночную власть – могут влиять на уровень цен и объем предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли. Поэтому главным критерием рынка несовершенной конкуренции можно назвать отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы.
2. Чистая монополия. Характерные черты.
Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. «моно»- один, «полио»– продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Существование монополии связано с наличием четырех основных условий.
1. Одному продавцу противостоит большое количество покупателей.
2. Отсутствие совершенных заменителей товара. Монополист выступает единственным производителем уникальной продукции, укоторого нет сколько-нибудь близких товаров-субститутов, что вынуждает покупателей приобретать товар только у него.
3. Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия существует тогда, когда другим фирмам представляется невыгодным или невозможным войти в отрасль. Входные барьеры многочисленны и разнообразны: наличие патентов, правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров; контроль над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов; высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных локальных рынков; наличие положительного эффекта масштаба. Монополия может быть оправдана с точки зрения экономической эффективности, когда экономия от масштаба производства настолько велика, что единственная фирма может обеспечить продукцией весь рынок при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. Отрасли, в которых такая ситуация имеет место, называются «естественными монополиями». Благоприятность рыночных условий для естественной монополии требует их государственного регулирования. Итак, фирма имеет монопольную силу (власть), если она может диктовать покупателям предпочитаемые ею цены и объемы производства продукции. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Поэтому, чтобы обладать монопольной властью, необязательно быть чистым монополистом, но при этом именно чистая монополия представляет собой крайний случай рыночной власти.
Определение цены и объема производства.Если кривая спроса на продукцию совершенного конкурента бесконечно эластична, то, напротив, у монополиста она стремится к максимальной неэластичности. Следовательно, совершенно-конкурентная фирма, будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем производства, тогда как монополист может достичь этой цели, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Его поведение и основано на выборе высокой цены при небольшом количестве продаваемых товаров. Если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (см. лекцию10), то на монополизированном рынке цена выше предельного дохода. Это является основой получения монопольной прибыли. Пределами роста ценна рынке монополий являются платежеспособный спрос потребителей и эластичность спроса по цене. Для понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки. Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.
Ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это происходит при следующих предпосылках: 1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами; 2) если можно сегментировать рынок - разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене; 3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже. Цены могут различаться в зависимости от качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если он известен продавцу; времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.). Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек. На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискриминацию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такого поведения встречаются на каждом шагу. Это - билеты в кинотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студентов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают себе часть потребительского излишка.
Показатели монопольной власти. Индекс Лернера: IL = (Pm–MC)/Pm= 1/E, где IL - лернеровский индекс монопольной власти; Рm — монопольная цена; МС - предельные издержки; Е — эластичность спроса на продукцию. В условиях совершенной конкуренции MC = P, следовательно, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть. Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана: IL = (P –AC)/P Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) определяет степень концентрации рынка. При егорасчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей: 2 2 3 2 2 2 IHH = S1 + S + S +...+ Sn где IHH - индекс Херфиндаля-Хиршмана; S1 - удельный вес самой крупной фирмы; S2 - удельный вес следующей по величине фирмы; Sn - удельный вес наименьшей фирмы. Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IHH = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, a IHH = S12 х 100 = 100. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
Экономические последствия монополии, с точки зрения общества, сводятся к следующим:
1. Нерациональное использование ресурсов. При одних и тех же издержках производства монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить более высокую цену, нежели конкурентный продавец. Это ограничение объема производства вызывает нерациональное использование ресурсов, так как Р>МС. Фирма-монополист до тех пор будет максимизировать прибыль, пока она остается монополистом.
2. Издержки монополистов и конкурентных производителей могут быть неодинаковыми. С одной стороны, эффект масштаба позволяет монополисту иметь более низкие издержки производства на единицу продукции. С другой стороны, монополистам свойственна неспособность производить продукт с наиболее дешевой комбинацией вводимых факторов производства. Кроме того, монополисты могут нести определенные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии.
3. По вопросу о том, способствует ли монополия научно- техническому прогрессу, есть две точки зрения: а) монополия более прогрессивна, чем совершенная конкуренция, так как ее способность иметь большую экономическую прибыль обеспечивает финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; б) отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста полностью использовать свои производственные мощности ослабляют стимул к осуществлению инноваций.
4. Монополия вызывает увеличение неравенства в доходах. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. Предметом государственного регулирования являются естественные монополии.
3 Монополистическая конкуренция.Для этой модели рынка характерно наличие множества небольших фирм. Естественно, в этом случае отдельная фирма производит относительно небольшую часть общей продукции, а стало быть, имеет ограниченные возможности влиять на цену товара. Число фирм в отрасли таково, что практически делает невозможным сговор фирм-монополистов, в то же время каждая фирма столь независима, что может не обращать особого внимания на реакцию других конкурирующих фирм на принимаемые ею решения. Товары фирм-конкурентов весьма дифференцированы, однотипны, но все-таки товар одной фирмы чем-то отличается от товара другой фирмы. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы, т.е. реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. Вход в отрасль при монополистической конкуренции относительно свободен, поскольку небольшие фирмы не могут поставить серьезный барьер на пути входящему конкуренту. С другой стороны, и входящий в отрасль конкурент знает, что здесь существует равновесие, следовательно, чтобы выделить свой товар, ему придется затратить значительные средства на рекламу. Это тоже становится дополнительным барьером. Доступ к рыночной информации несколько затруднен, но получить ее все же можно достаточно легко, так как цена устанавливается относительно свободно.
Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции.Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса уменьшит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, условием долгосрочного равновесия фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.
Издержки монополистической конкуренции.Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Однако если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.