Принципы организации налоговой службы. состав и структура налоговых органов, их функции
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы — управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня — действуют как единая централизованная система налоговых органов.
Одной из главных задач налоговых органов, в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции от 27.07.2006) «О налоговых органах Российской Федерации», является контроль за соблюдением налогового законодательства.
Правовое положение Федеральной налоговой службы как органа контроля за соблюдением налогового законодательства определяют конституционные нормы и положения, нормы федеральных законов, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты Министерства финансов РФ.
Конституция РФ закрепляет важнейшие принципы налогообложения, устанавливает основы разграничения компетенции между РФ и ее субъектами, устанавливает основы местного самоуправления.
Принципы: Принцип единства.Единство системы налоговых органов обеспечивается тем, что функции контроля за взимание налогов всех уровней выполняют исключительно органы ФНС России. Принцип централизации. Принцип централизации налоговых органов обеспечивается вертикальной организационной структурой и порядком назначения на государственные должности. Принцип централизации налоговых органов реализуется в их деятельности посредством применения единых полномочий налоговых органов, форм и методов налогового контроля, унификации видов ответственности. Принцип независимости. Налоговые органы являются независимой системой контроля за исполнением законодательства о налогах и сборах. Данный принцип свидетельствует о том, что налоговые органы, осуществляя свою деятельность, независимы от любых органов власти и управления, организаций любых форм собственности. Принцип самоначисления.Данный принцип организации и деятельности налоговых органов еще не рассматривался в юридической литературе в качестве специального принципа. Сущность принципа самоначисления заключается в том, что налогоплательщик сам определяет налогооблагаемую базу, рассчитывает налог и уплачивает его в бюджет, а налоговые органы осуществляют только контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей.
Главной задачей МНС РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ и республик в ее составе, органами государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах в пределах их компетенции.
Основные задачи МНС РФ: учет налогоплательщиков; учет поступлений налогов; анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам; информирование органов власти о поступлении налогов; совершенствование функционирования системы налогообложения; информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение им системы налогообложения.
Задачи налоговых инспекций: полный учет налогоплательщиков и обязательных платежей в бюджет; контроль за своевременностью представления отчетов и балансов; проверка достоверности отчетов и балансов.
Налоговая инспекциявыполняет следующие функции:
обеспечивает учет налогоплательщиков;
обеспечивает контроль за выполнением налогоплательщиками налогового законодательства;
осуществляет исчисление окладных налогов;
ведет оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей;
применяет меры по пресечению (предотвращению) нарушений налогового законодательства;
осуществляет контроль за выполнением субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства в отношении наличного денежного обращения;
применяет восстановительные меры для предотвращения или ликвидации убытков, нанесенных бюджету или налогоплательщику;
применяет меры ответственности к нарушителям налогового законодательства;
осуществляет учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
выступает органом валютного контроля и исполнительным органом по применению мер взыскания, наложенных рядом государственных инспекций и других контрольных органов.
Центральный аппаратв дополнение к указанным выполняет следующие функции:
организует, координирует и контролирует работу государственных налоговых инспекций;
осуществляет аналитическую и статистическую деятельность;
разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательства;
осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами и другими организациями;
участвует в выработке налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров по налогообложению;
решает вопросы международного сотрудничества.
Структура высших органов Госналогслужбы РФ построена по функциональному признаку: управление косвенных налогов, управление налогообложения физических лиц и др. Низовые органы обычно имеют следующие отделы: налогообложения государственных учреждений, негосударственных организаций, граждан, отдел учета и отчетности, вспомогательные (юридический, хозяйственный). Непосредственно сбор налогов они не осуществляют, это - прерогатива финансовых органов.