Структура и функции налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства. В системе таможенного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу страны взиманием установленных налоговым законодательством налогов и сборов занимается Федеральная таможенная служба (подчиненная Минэкономразвития и торговли РФ). Таможенные органы России пользуются правом контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов при таможенном оформлении товаров, могут привлекать к ответственности лиц за нарушение налогового законодательства. Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ.

Центральными органами управления в системе налогообложения являются Минфин РФ и входящая в его состав Федеральная налоговая служба. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. На ФНС России возложенныетакже функции, по контролю и надзору за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

· статистическую и аналитическую деятельность;

· профилактику коррупционных правонарушений;

· ведение Реестра и проверок контрагентов;

· регистрацию контрольно-кассовой техники;

· международное сотрудничество.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Система налоговых органов построена в соответствии с принятым в РФ административным и национально-территориальным делением и состоит из трех звеньев.

Схема 1 Структура налоговых органов

Министерство финансов РФ (Минфин России) Вышестоящий относительно ФНС орган
     
Федеральная налоговая служба (ФНС России) Федеральный уровень
     
Управления ФНС России по субъектам РФ Межрегиональные инспекции ФНС России Региональный и межрегиональный уровень
       
Инспекции ФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления Межрайонные инспекции ФНС России Местный и межрайонный уровень
       

Смежные по компетенции органы власти:Федеральное казначейство, Федеральная миграционная служба, Пенсионный фонд Российской Федерации, Росреестр, МВД.

Структура ФНС России

1. Руководство ФНС России - Руководитель Федеральной налоговой службы и 9 заместителей

2. Структурные подразделения центрального аппарата ФНС России - 17 управлений: Аналитическое, Контрольное, Финансовое,Правовое, Административно-контрольное, Кадров Информационных технологий, Камерального контроля, Досудебного урегулирования налоговых споров, По работе с задолженностью и банкротством, Стандартов и международного сотрудничества, Модернизации налоговых органов, Трансфертного ценообразования, Контроля налоговых органов, Регистрации и учета налогоплательщиков, Налогообложения юридических лиц, Налогообложения имущества и доходов физических лиц.



Наши рекомендации