Состав и структура Федеральной налоговой Службы РФ

Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения. Таким образом, налоговые органы РФ представляют собой единую систему государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой власти-подчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих деятельность контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющихся и агентами валютного контроля.

Кроме того, налоговые органы РФ – это единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов.

В частности, в случаях, предусмотренных законодательством РФ налоговые органы в пределах своей компетенции также осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством, проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам РФ по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды; осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в федеральный округ.

В этой связи следует обратить внимание на Рис. 1, позволяющую выяснить структурные особенности системы налоговых органов РФ.

В контексте выше изложенного, следует учесть, что Управления ФНС России по субъектам РФ представляют собой элемент системы налоговых органов регионального уровня. Первоочередными задачами УФНС России являются организационно-методическое обеспечение налогового контроля, руководство нижестоящими налоговыми органами, координация их деятельности, а также обобщение и анализ результатов деятельности нижестоящих налоговых органов.

Состав и структура Федеральной налоговой Службы РФ - student2.ru

Рис. 1. Структура системы налоговых органов Российской Федерации

При этом, проверки налогоплательщиков проводятся УФНС России преимущественно в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, а налоговое администрирование в полном объеме осуществляется только в отношении крупнейших налогоплательщиков и только в том случае, если для этих целей не создаются специализированные межрайонные инспекции ФНС России.

В свою очередь, специализированные межрайонные инспекции ФНС России (МИФНС) создаются, как правило, в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому

администрированию на региональном уровне. Эти инспекции подчиняются непосредственно УФНС России по субъекту РФ и ФНС России.

Кроме того, инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков осуществляющих деятельность на территории данного субъекта РФ и имеющих на территории данного субъекта РФ обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению.

Особо следует отметить, что основным структурным элементом системы налоговых органов РФ является территориальная инспекция ФНС России (ИФНС России). В качестве основных задач территориальных налоговых инспекций следует выделить:

- осуществление налогового контроля (контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей);

- осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

- организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.

В соответствии с действующим налоговым законодательством, территориальные налоговые инспекции создаются по одному муниципальному образованию или нескольким муниципальным образованиям.

Таким образом, налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения как элементы единой централизованной налоговой системы России.

Основными функциями налоговых органов в сфере налогообложения являются:

а) учет налогоплательщиков;

б) налоговый контроль;

в) применение налоговых санкций;

г) выработку налоговой политики государства;

д) разъяснительную и информационную работу по применению налогового законодательства.

В качестве основной цели деятельности налоговых органов следует определить обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов. При этом для реализации соответствующих задач налоговые органы обладают специальной компетенцией - совокупностью государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения.

В соответствии с положениями статей 31 и 32 НК РФ закрепляются основные права и обязанности налоговых органов, представляющие собой совокупность государственно-властных полномочий.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Таким образом, обязанности налоговых органов непосредственно связаны с осуществлением прав налогоплательщиков.

В этой связи, к правам налоговых органов исходя из ст. 31 НК РФ относится возможность:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки;

3) производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков и налоговых агентов в банках и налагать арест на их имущество;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

7) определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений налогового законодательства;

9) взыскивать недоимки, пени и штрафы;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;(?)

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов;

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) создавать налоговые посты.(?)

Кроме того, для обеспечения фискальных интересов государства налоговым органам предоставлено право участвовать в исковом производстве и предъявлять в суды иски: а) о взыскании налоговых санкций; б) о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; в) о ликвидации организации; г) о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; д) о взыскании недоимки, числящейся более трех месяцев либо за организациями, являющимися зависимыми (дочерними), с основных (преобладающих, участвующих) организаций, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) организаций, либо наоборот - за организациями, являющимися основными, с зависимых (дочерних) организаций, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных организаций.

Наряду с указанными правами, исходя из ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны: 1) соблюдать налоговое законодательство; 2) осуществлять налоговый контроль; 3) вести учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; 6) соблюдать налоговую тайну; 7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В свою очередь, должностные лица налоговых органов обязаны: 1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; 2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; 3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство, что определено положениями ст. 33 НК РФ.

Таким образом, законодательно-определенные состав и структура Федеральной Налоговой Службы РФ призваны способствовать эффективному формированию и функционированию налоговой системы Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Какова сущность деятельности налоговых органов в осуществлении налоговых правоотношений?

2. Определите содержание компетенции налоговых органов.

3. Что представляет собой структура системы налоговых органов Российской Федерации?

4. Определите первоочередные задачи УФНС РФ.

5. Что является основным структурным элементом системы налоговых органов РФ.

6. Каковы основные задачи территориальных налоговых инспекций РФ.

7. Определите функции налоговых органов.

8. В чем выражаются цели деятельности налоговых органов?

9. Охарактеризуйте основные права налоговых органов?

10. Определите обязанности налоговых органов РФ.

Наши рекомендации