Понятие, формы, методы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности
Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это воздействие государства на предпринимательскую деятельность путём принятия и введения в действие нормативных актов, правовых актов индивидуального регулирования, организация контроля за соблюдением законодательства и применение мер стимулирования и ответственности к нарушителям установленных требований.
Задачами регулирования:
Основная задача – обеспечения сочетания публично-правовых интересов и частно-правовых интересов, дабы в должной степени реализовывалась государственная политика в соответствующей сфере.
На настоящий момент нет единства взглядов относительно перечня задач регулирования.
Непосредственные задачи государственного регулирования – это:
1) Во-первых, обеспечение государственных и общественных нужд (в социальной, экономической сферах…).
2) Обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.
3) Обеспечение свободы предпринимательской деятельности.
Формы государственного воздействия:
1. Во-первых, это государственное регулирование предпринимательской деятельности и контроль за ней.
2. Во-вторых, создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности.
3. В-третьих, это планирование.
В зависимости от степени государственного воздействия на общественные отношения можно выделить:
1) Максимальный,
2) Средний
3) и минимальный уровень такого воздействия.
К видам государственного воздействия на критерии «территория» можно отнести: государственное регулирование на территории всей РФ и на территории субъекта РФ, или группы субъектов.
Методы государственного регулирования.
Два основных методов государственного воздействия на экономику:
1. Иерархический (или административный).
2. Товарно-денежный (или экономический).
Различают воздействие прямое (директивное) и косвенное (экономическое).
Ни один из этих методов, способов не существует в чистом виде.
Основные направления директивного метода:
1) Установления требований к предпринимательской деятельности (лицензирование…).
2) Введение запретов на те или иные проявления в ходе ведения предпринимательской деятельности (запрет на монополистическую деятельность…).
3) Создание, реорганизация и прекращение унитарных предприятий.
С помощью экономических методов. В чистом виде их тоже нет.
Установление льгот налогообложения, установление стимулирующих мер при ведении той или иной деятельности
Средства, которыми располагают данные методы.
Основные средства государственного регулирования – правовые акты. В теории предпринимательской деятельности в основном рассматривается деление на два вида: нормативно-правовые акты и индивидуального регулирования.
С нормативно-правовыми актами всё понятно (иерархия – Конституция и т.д.).
Акты индивидуального регулирования – это акты позитивного регулирования. Принимаются при отсутствии правонарушения со стороны субъекта и определяют права и обязанности конкретного лица.
Выделяются подвиды индивидуальных актов:
1) Акты регистрации (субъекта предпринимательской деятельности, регистрации реорганизации и ликвидации…)
2) Акты разрешения. Традиционно к ним относят лицензии прежде всего.
3) Акты согласия на совершение хозяйствующим субъектам определённых действий. Согласие со стороны государственного органа. В частности, ФЗ «О защите конкуренции» предполагает согласии антимонопольной службы, когда происходят сделки, результатом которой являются слияние и поглощение.
В рамках этой группы существует ещё и обособленная подгруппа «актов директивного характера». Они носят директивный, властный характер, принимаются в отношении унитарных предприятий. Пример: акты планирования (собственник имущества, на основе имеющихся данных, определяет объём продукции, которые необходимо выпустить, источники финансирования, сроки…). Применяются в директивной форме. И второй вид – акты распоряжения (распоряжение о проведении аудиторской проверки в унитарном предприятии, утверждение сметы в отношении казённого предприятия).
Второй вид актов индивидуального регулирования – это акты реагирования на правонарушения.
Акт «предписание» об устранении нарушения, взыскание штрафа.
2. Государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности.
Государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности – это частный случай планирования, осуществляемый относительно экономики в целом.
Без планирования не обойтись никак, ведь необходимо ставить перед собой какие-то цели и идти к их достижению.
Раньше было директивное планирование, теперь переход к индикативному планированию (это планирование с установлением соответствующих индикаторов, определённых показателей – по срокам, по объёмам, по интенсивности, по территориям). И происходит отслеживание, как они достигаются.
Индикативное планирование – это процедуры координации экономических процессов при соблюдении равноправия государства и предпринимателей и согласовании интересов всех субъектов экономики.
Таковое планирование носит рекомендательный характер для всех субъектов, за исключением унитарных предприятий и государственных учреждений (у них директивное планирование).
Прогнозирование и программно-целевой метод планирования.
Программно-целевой метод планирования – это федеральные целевые программы.
Основной нормативный акт в этой сфере – это федеральный закон от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Устанавливает процедуры прежде всего государственного прогнозирования.
Государственное прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития в Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Разработку государственных прогнозов обеспечивает Правительство РФ.
При этом государственные прогнозы разрабатываются в целом по РФ, по отраслям экономики и по регионам.
В зависимости от срока прогнозирования выделяют: прогнозы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
При прогнозировании учитываются различные факторы: динамика развития, демографическая ситуация, с учётом всех рисков… Так что несколько вариантов всегда разрабатываются.
Прогнозы на долгосрочную перспективу. Осуществляется на срок 10 (десять) лет.
В рамках данного прогноза разрабатывается концепция социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу.
В частности, данный вопрос регламентируется распоряжением Правительства от 17 ноября 2008 года «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Прогнозы на среднесрочную перспективу. Разрабатывается на период от трёх (3) до пяти (5) лет и ежегодно корректируются.
Данный вид прогноза является основой для разработки федеральных целевых программ. Это находит своё подтверждение и на уровне законов – статья 74 Бюджетного Кодекса РФ.
Прогнозы на краткосрочную перспективу. Они разрабатываются ежегодно с учётом действующих федеральных целевых программ.
Эти данные содержатся в ежегодных обращениях Президента к Правительству.
Это мы говорили о прогнозировании.
Федеральные целевые программы.
Основной нормативный акт – ФЗ от 13 декабря 1994 года «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
Этот закон в основном содержит принципиальные положения, касающиеся разработки федеральных целевых программ.
Постановление Правительства от 26 июня 1995 года «О реализации ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»», в нём порядок разработки федеральных целевых программ определяется.
Федеральная целевая программа – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.
По каждой целевой программе разрабатываются те мероприятия, которые должны быть осуществлены, указываются сроки их осуществления, кто осуществлять должен…
По каждой целевой программе разрабатывается паспорт.
Данные о федеральных целевых программах представляются в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета (проектом закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год).
Целевые программы могут разрабатываться не только на федеральном уровне, но и на ведомственном уровне.
Что касается тенденций в сфере прогнозирования и планирования.
Тенденция к переходу к индикативному от директивного планирования.
Тенденция к преимущественному использования прогнозов на среднесрочную перспективу, с соответствующей разработкой планов социально-экономического развития.
Связано это прежде всего с мобильностью экономики.
Директивное планирование – оно потихонечку уходит с макроуровня, однако оно применяется в отношении казённых предприятий.
В настоящее время действует Порядок планирования и финансирования деятельности казённых заводов, утверждён Постановлением Правительства от 6 октября 1994 года.
Уполномоченный орган исполнительной власти (к ведению которого отнесено то или иное казённое предприятие) на основе выявленной потребности в товарах и услугах, производимых для государственных нужд, утверждает и доводит до казённого предприятия обязательный для исполнения план-заказ.
В плане-заказе, в частности, устанавливаются следующие показатели: объём поставок товаров, фонд оплаты труда, лимит численности работников, объём средств, выделяемых из бюджета на финансирование данного производства.