Влияние транспорта на окружающую среду
Позитивное и негативное влияние транспорта. Концепция экологического менеджмента на транспорте предполагает всесторонний учет всех аспектов воздействия транспорта на окружающую среду. Развитие транспортного комплекса — основной фактор, оказывающий влияние на экономическую активность, пространственную структуру урбанизированных территорий и уровень жизни населения.
Современный транспорт обеспечивает свободу передвижения людей и грузов в любое время и на любые расстояния, активизируя экономические процессы в обществе. Значительная часть мировой экономики связана со строительством и эксплуатацией путей сообщения, обслуживанием и ремонтом транспортных средств. Транспорт создает большое число рабочих мест, повышает занятость и уровень жизни населения. Он также стимулирует развитие торговли, культурных и политических связей. Пространственная структура городов и населенных пунктов, т.е. их планировка, местоположение основных промышленных, торговых, зрелищных, спортивных объектов, во многом зависит от системы транспортных магистралей и организации движения. Высокий уровень развития транспорта способствует проживанию людей в более благоприятных условиях (так называемых «спальных районах», пригородной зоне).
Вместе с положительными аспектами деятельности транспорта существуют отрицательные, значительно влияющие на все компоненты экологических систем: атмосферу, воду, почву, растительный и животный мир. Величина прямого ежегодного экологического ущерба от функционирования транспортного комплекса России составляет более 3,4 млрд долл. или около 1,5 % ВНП. Суммарный же ущерб, учитывающий различные формы загрязнения окружающей среды и аварийность, по официальным оценкам, определяется в 5 — 7 % от ВНП. В развитых странах суммарный ущерб достигает примерно 10% ВНП.
В масштабах страны доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников достигает 45 %, в выбросах парниковых газов — примерно 10, в массе промышленных отходов — 2, в сбросах вредных веществ со сточными водами — около 3, в использовании озоноразрушающих веществ — не более 5 %.
Загрязнение атмосферы, воды, почвы. Рост численности подвижного состава различных видов транспорта и соответствующее развитие транспортной инфраструктуры приводят к увеличению выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Особенно велик «вклад» транспорта в загрязнение атмосферного воздуха. Удельный вес транспортных выбросов в атмосферу превышает аналогичную величину в энергетике, металлургической, газовой промышленности и других отраслях хозяйства. Среди видов транспорта по размеру атмосферных загрязнений лидирует автомобильный. На его долю приходится до 90% экологического ущерба от загрязнения воздуха в Москве и ряде крупнейших городов России.
Значительно меньше загрязняют окружающую среду железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт. В результате ухудшения чистоты воздушного бассейна под воздействием транспорта в последние десятилетия прослеживается тенденция стабильного возрастания доли населения с хроническими формами болезней органов дыхания и кровообращения. Большую опасность для здоровья людей представляет поступление в атмосферу с отработавшими газами двигателей транспортных средств токсичных и канцерогенных веществ. Общее количество загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу при работе транспорта, — свыше 500. Среди них:
§ оксид углерода, обладающий выраженным отравляющим действием;
§ оксиды азота, высокие концентрации которых вызывают астматические проявления и отек легких, нервные расстройства, нарушения сердечной деятельности;
§ группа углеводородов, включающая несколько десятков наименований, наиболее токсичными из которых являются полициклические ароматические углеводороды. Некоторые углеводородные соединения обладают канцерогенным действием. Максимальную канцерогенную активность среди них проявляет бенз-а-пирен;
§ твердые частицы, в основном сажа. Наибольший вред сажи заключается в адсорбировании на ее поверхности бенз-а-пирена, который при этом оказывает более сильное негативное воздействие на живые организмы, чем в чистом виде;
§ свинец и его соединения. Их присутствие в отработавших газах обусловлено присадками, добавляемыми в топливо для повышения октанового числа бензина. Свинец и другие тяжелые металлы, содержащиеся в топливе (кадмий, ванадий, никель) аккумулируются в воздухе и почве, создавая угрозу интоксикации живых организмов. Действие свинца на организм человека состоит в его накоплении и вытеснении кальция из костей, что приводит к их ослаблению. Свинец поражает центральную нервную систему, вызывает хронические заболевания мозга.
Шумовое воздействие. Экологичность транспортного средства во многом определяется его шумовыми характеристиками, важнейшей из которых является интенсивность шума. Персонал транспортных предприятий, непосредственно занятый в перевозочном процессе, техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, работает в условиях повышенной интенсивности шума. Значения шума, возникающего при движении транспортных средств, которому подвергаются водители и пассажиры, а также люди, оказавшиеся поблизости от движущегося транспорта, представлены ниже.