Отличительные особенности договора товарного кредита от договора коммерческого кредита
Договор товарного кредита | Договор коммерческого кредита |
1. Самостоятельная форма договора. 2. Цена товара, сроки его оплаты и размер платежей не являются существенными условиями договора. Указание цены носит рекомендательный характер. | 1. Является условием какого–либо договора (купли–продажи, оказания услуг и др.), а не самостоятельной формой договора. 2. Цена товара, сроки его оплаты, размер платежей – существенные условия договора. |
Особое место среди известных форм привлечения финансовых ресурсов занимает кредиторская задолженность (задолженность за товары, работы, услуги, задолженность по заработной плате и задолженность по уплате налогов).
Кредиторские счета и счета начислений часто называют спонтанными, поскольку их объем зависит от масштаба деятельности предприятия. По мере расширения деятельности пассивы предприятия увеличиваются, и за счет этого финансируются его активы. Привлекательность данного способа привлечения финансовых ресурсов заключается в том, что предприятие обладает определенной свободой действий в плане определения объема начислений и кредиторской задолженности.
Начисления – это еще не выплаченная краткосрочная кредиторская задолженность, начисленная, но невыплаченная заработная плата, задолженность по налогам, процентам и дивидендам. Начисления представляют собой бесплатное финансирование, что лишь усиливает привлекательность этого способа финансирования. Таким образом, начисления – это источник беспроцентного финансирования.
Привлечение денежных ресурсов с финансовых рынков обеспечивает облигационный заем. Облигация – эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая права ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
Преимущества облигаций как инструмента привлечения капитала:
· Самостоятельное управление структурой долга. Отсутствие залогового обеспечения заимствования.
· Длительные сроки заимствования.
· Низкая себестоимость заимствования.
· Независимость от отдельно взятого кредитора.
· Отсутствие строгой целевой направленности расходования привлеченных средств.
· Снижение стоимости кредитования.
Однако, указанные преимущества облигационных займов часто сводятся к нулю при их первичном размещении. Из–за неудачного размещения займа компаниям порой приходится доплачивать инвесторам за риск, и первоначально планируемая плата за пользование заемными средствами может оказаться гораздо выше, чем ставка по банковским кредитам. Многие средние компании, особенно региональные, порой испытывают сложности из–за того, что потенциальные инвесторы не могут получить систематизированные данные о реальном финансовом положении предприятия.
Выпуск облигаций могут себе позволить не все предприятия, а кредиты под залог товаров на складе или в обороте взять нелегко. Поэтому вексель – оптимальный и предпочтительный инструмент для средних и мелких предприятий. Вексель[от нем. wechsel – обмен] – письменное долговое обязательство установленной законом формы, выдаваемое заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю), предоставляющее последнему право требовать с заемщика уплаты к определенному сроку суммы денег, указанной в векселе.
По сравнению с кредитом выпуск векселей имеет следующие преимущества:
· привлечение денежных средств происходит быстрее, минуя обычную процедуру сбора и подготовки документов для рассмотрения банком вопроса кредитования;
· отсутствует необходимость предоставления кредитору обязательного в обычных случаях обеспечения;
· широкий диапазон сроков заимствования;
· предприятие несет расходы по обслуживанию долга в конце срока заимствования при погашении векселей и не платит проценты ежемесячно, как это обычно предусматривается условиями банковских кредитов или купонных облигаций;
· упрощение процедуры управления долгом путем выкупа векселей до наступления срока платежа;
· расширение круга кредиторов за счет мелких инвесторов, снижение зависимости от кредиторов;
· более низкие процентные ставки.
Контрольные вопросы:
1. Какой вид финансовых ресурсов является для предприятия основным?
2. Может ли облигационный выпуск являться источником формирования собственного капитала предприятия?
3. Какова степень привлекательности бюджетных средств, как источника формирования финансовых ресурсов предприятий?
4. Какой капитал составляет основу бизнеса любого предприятия?
5. Какие функции выполняет уставный капитал предприятия?
6. Каким образом предприятие может увеличить свой уставный капитал?
7. Каковы цели формирования резервного фонда предприятия?
8. Можно ли использовать добавочный капитал для увеличения уставного капитала?
9. На какие цели целесообразно привлекать долгосрочный заемный капитал, а на какие – краткосрочный?
10. В чем отличие между товарным и коммерческим кредитом?
Тема 7. Внеоборотные активы предприятия
Содержание темы:
1. Состав внеоборотных активов.
2. Виды оценки основных средств.
3. Амортизация основных средств.
4. Показатели использования основных фондов.
5. Воспроизводство основных фондов.
6. Нематериальные активы.
Цель и задачи изучения темы: раскрытие экономического содержания и основ функционирования внеоборотных активов предприятия; рассмотрение механизма воспроизводства основных фондов; рассмотрение нематериальных активов предприятий.