Анализ и методы оценки риска.
Основные понятия
Анализ.
Определение.
Оценка.
Функции.
Информация.
Затраты.
Идентификация.
Бюджет.
Экономическое обоснование.
Опросный лист.
Первичный документ.
Отчёт.
Организационная структура предприятия.
Консалтинг.
Статистические методы.
Аналитические методы.
Метод экономического анализа.
Метод построения моделей случайных процессов.
Метод аналогии.
Убыток (прямой, косвенный)
Упущенная выгода.
Анализ риска состоит из двух частей: определение и оценка.
Определение риска является отправной точкой так как на этом этапе выясняется:
- существует ли риск
- что он собой представляет (вероятность убытков и причины)
В процессе оценки риска выясняется его возможный фактический ущерб, который может понести организация, в том числе упущенная выгода. С помощью анализа риска оценивается его влияние на предполагаемый результат и получения необходимых данных для принятия решений по защите возможных потерь.
Анализ риска включает следующие функции:
1) Оценочные функции – при невыполнении возникающие риски сравнивают с критерием или аналогичными рисками на других объектах. На основании проводимого сравнения выявляются и оцениваются отличия от допустимого критериального уровня или уровню на других аналогичных объектах.
2) Диагностическая функция – заключается в выявлении причин и факторов отношения фактических значений, экономических рисков на исследуемом объекте от запланированных значений показателей, что позволяет сделать рекомендации по устранению возникающих несоответствии.
3) Поисковая функция – связана с дополнительными исследованиями рисков и объектов на которых они возникают при отсутствии возможности нормализовать ситуацию без углубления анализа риска и деятельности данного объекта.
При анализе риска используют следующие допущения (рисунок Б.4):
- потери от рисков независимы друг от друга;
- потери по одному направлению деятельности необязательно увеличивают вероятность потерь по другому;
- максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей предприятия.
По любому из объектов, на котором исследуются проблемы экономического риска принимается управленческое решение. Процесс принятия, которого состоит из нескольких этапов:
1) сбор информации и её обработка.
2) расчёт и анализ необходимых показателей характеризующих возможность возникновения, величину риска, факторы, оказывающие на него существенное влияние.
3) на основе полученных результатов подготавливаются варианты управленческих решений.
4) принимается окончательное решение.
Критерии, с помощью которых можно дать количественную оценку целесообразности принимаемых решений в условии риска:
1) Решение принимается в ситуации риска, необходимо оценить риск с точки зрения вероятности получения предполагаемого результата и возможности отрицательного отклонения от него. Наилучшим будет решение риск, которого наименьший по сравнению с другими вариантами.
2) Оцениваются затраты на осуществление рисковых вариантов при этом предпочтительнее тот, что требует меньших затрат.
3) Время необходимое на реализацию принятого решения.
Анализ риска можно разделить на два дополняющих друг друга вида:
1) Качественный – подразумевает выявление рисков присущих реализации предполагаемого решения, определение количественной стоимости риска, выявление наиболее рискоопасных областей в разрабатываемом алгоритме принимаемого решения. Основная цель выявить основные виды рисков влияющих на хозяйственную деятельность. Преимущества подхода в том, что уже на начальном этапе анализа руководитель предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу риска и уже на начальном этапе отказаться от принимаемого решения.
2) Количественный – проводится на основании данных полученных при качественном анализе, то есть оцениваются те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретных операций алгоритма принятия решения. Результаты количественного и качественного анализа позволяют проводить комплексную оценку риска.
Чтобы оценить риск и принять соответствующее решение необходимо собрать исходную информацию об объекте носителе риска, эта первичная стадия называется «выявление риска». Включает в себя два этапа:
1) Сбор информации о структуре объекта.
2) Выявление опасности или инцидентов.
Существует множество методов выявления рисков, но целесообразно использовать комплекс методов. Работа по сбору информации и выявлению рисков позволяет идентифицировать большинство опасностей но, как правило, через определённое время обнаруживаются новые. Поэтому важной составной частью деятельности является создание специальной программы по исследованию и выявлению новых рисков. Однако какой бы план не был выработан он должен иметь собственный бюджет и экономическое обоснование, чтобы затраты на выявление рисков не превысили ущерба от них. Задача выявления риска трудоемка.
К основным методам получения исходной информации об объектах риска:
1) Стандартизированный опросный лист.
2) Анализ первичных документов, статистической, управленческой и финансовой отчётности.
3) Анализ данных годовых и квартальных отчётов.
4) Составление и анализ диаграмм организационной структуры предприятия.
5) Составление и анализ карт технологических потоков производственных процессов.
6) Инспекционное посещение производственных помещений и площадок.
7) Консультации специалистов в данной области.
8) Экспертиза документации специалистами консалтинговой фирмы.
Каждый метод способен дать большое количество информации, которая должна быть проанализирована и структурирована.
Существует два вида опросных листов: универсальный и специализированный.
Метод структурных диаграмм предназначен для анализа особенностей структуры предприятия и вытекающие из этого рисков. Данные, полученные таким путём полезны для оценки внутренних предпринимательских рисков связанных с качеством менеджмента, рекламы, и коммерческих рисков. Метод позволяет выявить несколько форм внутреннего риска:
- дублирование;
- зависимость;
- концентрация.
Карты потоков изображают графически технологические процессы производства и их взаимосвязь, полезны для выявления основных элементов производственного процесса, от которых зависят его надёжность и устойчивость.
Существует три вида карт потоков описывающих:
1) отдельные технологические процессы внутри предприятия.
2) совокупность производственных процессов и элементов предприятия.
3) технологическую цепочку в которой предприятие составляет одну из частей.
Оценка риска – это определение количественных или качественны показателей его вероятности и величины возможного ущерба. Алгоритм метода оценки риска включает в себя:
1) Разработку перечня возможных рисков по всем этапам реализуемого решения.
2) Определение опасности каждого риска для возможности реализации принятого решения и достижения поставленной цели.
3) Нахождение величины риска.
Вероятность наступления риска можно определить субъективным и объективным методом. Объективный метод – определяются возможные причины вероятности посредством вычисления частоты, с которой происходит событие. Субъективный метод – основан на использовании субъективных критериев, которые базируются на различных предположениях.
Существуют следующие методы оценки риска:
- статистические;
- аналитические;
- метод экономического анализа;
- метод построения моделей случайных процессов;
- метод аналогии.
Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, идеальный случай когда применяется несколько методов. Если исходить из того, что риск – это вероятность неудачи, то в этом случае принятие решения оценки риска, является вероятностью того, что полученный результат окажется меньше требуемого значения.
R=P(Dt-Dr), (2.3)
P - вероятность наступления неблагоприятных событий;
Dt – планируемое значение результата;
Dr – фактическое значение результата;
R – величина риска.
Статистические методы, применяемые для оценки риска – это дисперсионный, регрессионный, и факторный анализ.
К достоинствам относятся: универсальность.
Недостатки: необходимость иметь большую базу данных, сложность и неоднозначность выводов.
Аналитические методы применяются наиболее часто, хорошо разработаны, просты в понимании к ним относятся: метод дисконтирования, анализ окупаемости затрат, анализ безубыточности производства, анализ чувствительности, анализ устойчивости.
При использовании метода дисконтирования корректируется норма дисконта на коэффициент риска полученный методом экспертных оценок. Недостаток, что мера риска определяется субъективно. Метод окупаемости затрат заключается в расчёте срока окупаемости проекта. Метод безубыточности является граничным для метода окупаемости, в нем определяется точка безубыточности.
Метод анализа чувствительности предполагает определение влияния изменения различных факторов на результирующие технико-экономические показатели инвестиционного проекта.
Методом анализа устойчивости определяется изменение основных экономических показателей проекта при неблагоприятном изменении различных факторов. Например, исследуемая величина возможной прибыли от изменения цен на сырьё или конечную продукцию.
Метод аналогии – прогноз хода проекта и риск его реализации определяется в соответствии с аналогичным проектом в сходных условиях.
Метод экспертных оценок – основан на интуиции и практических знаниях специально отобранных и подготовленных людей – экспертов. Путём опроса, анкетирования. Метод экспертных систем базируется на специальном программно математическом обеспечении для ЭВМ (Прожект эксперт).
Метод построения моделей случайных процессов можно представить одним из основных видов (Монте-Карло) который основан на имитационном моделировании и получении последовательности случайных чисел значений риска. С их помощью выполняется большое количество испытаний, разовых актов моделирования различных ситуации их развития с расчётом возможных финансовых потерь. В результате получают распределение возможных потерь, на основе которого, путём отсечения наихудшей ситуации, согласно выбранной доверительной вероятности, может быть получена оценка функции полезности. Данный метод используется в условиях полной неизвестности о показателях риска и невозможности проведения его анализа.
Ущерб имуществу изначально выражается в натуральном виде, физический ущерб то есть в форме утраты или ухудшения свойств объекта. Далее с помощью определённой методики характеристик ущерба могут быть переведены в денежную форму (убыток). Различают прямые убытки – непосредственный ущерб здоровью, имуществу; и косвенные убытки – возникают, как следствие невозможности, какое то время осуществлять нормальную деятельность (упущенная выгода, убытки невыполнения обязательств). Как правило, косвенные убытки во много раз больше прямых убытков.
Последствия большинства неблагоприятных событий не ограничиваются одним видом ущерба, все виды ущерба можно разделить на:
1) ущерб имуществу предприятия – общая сумма убытков может быть рассчитана, как полная восстановленная стоимость оборудования и сооружений, товарных запасов включая затраты на монтаж, доставку.
2) убытки, связанные с потерей прибыли в результате снижения или остановки производства (упущенная выгода)
3) ущерб жизни и здоровью персонала – необходимость компенсировать его возникает, если по вине предприятия в результате аварии или несчастного случая страдают работники, в состав убытков включается: оплата расхода на лечение, оплата санаторно-курортного лечения, выплата по нетрудоспособности, компенсация родственникам в случае смерти, компенсация за прогулы из-за болезни.
4) нанесение ущерба окружающей среде в состав убытка входят: выплата компенсаций за ухудшение качества жизни на загрязненных территориях, за долгосрочные последствия проявления загрязнения окружающей среды, за ухудшение качества и выхода из оборота природных ресурсов.
5) нанесение прямого ущерба третьим лицам. Общий размер убытков: из выплаченных штрафов и компенсаций по искам государственных органов и пострадавших лиц.
6) убытки с недопоставкой продукции или услуг потребителю Штрафы за невыполнение обязательств по поставке продукций, услуг, судебные издержки и компенсации за вынужденный простой предприятия потребителям продукции.