Схема организационной структуры управления предприятия с описанием взаимодействий отделов и служб.
Представим организационную структуру фирмы на рис. 1.
Рис.1 - Организационно- управленческая структура ООО СПК «Проектстроймонтаж»
Организационная структура компании имеет линейно-функциональную структуру, ее основой служат функциональные подразделения, которые могут сами отдавать распоряжения нижестоящим звеньям, но не по всем, а по ограниченному кругу вопросов, определяемых их функциональной специализацией.
ООО СПК «ПроектСтройМонтаж» оформленная по линейно - функциональному принципу организации, сохранив жесткость и простоту линейных структур, приобретает высокопроизводительный, специализированный управленческий потенциал. Освобождение линейных подразделений от решения общеорганизационных управленческих задач позволило резко увеличить масштабы деятельности и реализовать, тем самым, полученный положительный эффект. За счет этого на предприятии наблюдается рост качества управления всей организацией, повышение эффективности контроля линейных подразделений и достижение общеорганизационных задач.
Безусловное достоинство организационно-управленческой структуры — их гибкость. Таким образом, к основным преимуществам линейно-функциональной структуре ООО СПК «ПроектСтройМонтаж» можно отнести:
- стимулирование деловой и профессиональной специализации в условиях управления;
- высокая производственная реакция организации, так как она построена на узкой специализации производства и квалификации специалистов;
- уменьшение дублирования усилий в функциональных областях;
- улучшение координации деятельности в функциональных областях.
Несмотря на высокие достоинства, отметим вместе с тем их существенные недостатки:
- размывание разработанной стратегии развития организации: подразделения могут быть заинтересованы в реализации своих локальных целей и задач в большей степени, чем всей организации в целом, т. е. ставить свои собственные цели выше целей всей организации;
- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между подразделениями;
- резкое увеличение объема работы руководителя организации и его заместителей из-за необходимости согласования действий разных функциональных служб;
- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;
- утрата гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за применения формальных правил и процедур;
- слабая инновационная и предпринимательская реакция организации с такой организационной структурой управления;
- неадекватное реагирование на требования внешней среды;
- затруднение и замедление передачи информации, что сказывается на скорости и своевременности принятия управленческих решений, цепь команд от руководителя к исполнителю становится слишком длинной, что затрудняет коммуникацию.
Из рисунка 1 видно, что структура предприятия состоит из двух основных компонентов:
1. Аппарат генерального директора, в который входят:
- Бухгалтерия, состоящая из двух бухгалтеров, считая главного бухгалтера.
- Заместитель директора по производству.
2. Производственная служба предприятия, во главе с заместителем по производству. В нее входят полевая группа во главе с начальником партии и начальник отдела и проектная группа.
Структура аппарата соответствует функциональному содержанию процесса управления предприятием, обеспечивает планомерное развитие управляемой системы. Благодаря динамичной работе руководства, опираясь на необходимую документацию, обеспечиваются чёткие разграничения обязанностей и ответственностей каждого работника. Строго соблюдается ритмичность, заключающаяся в равномерной работе всех сотрудников. Структура аппарата обеспечивает соблюдение принципа единоначалия и коллегиальности, а также персональной ответственности. Отчётная работа директора во многом зависит от оперативно-технологического процесса.
Высшим должностным лицом является директор.
Директор осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия.
Директор выполняет следующие постоянные функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности фирмы:
- действует без доверенности от имени фирмы, представляет ее интересы в государственных органах, предприятиях, учреждениях;
- в пределах, установленных уставом, распоряжается имуществом, финансовыми средствами, заключает договора, выдает доверенности;
- в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников;
- утверждает штатное расписание и устанавливает должностные оклады работников в соответствии с разрядами оплаты труда, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, в том числе на контрактной основе;
- утверждает смету по финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивает соблюдение сметно-финансовой дисциплины;
- на основе данных учредителя, запросов населения и заказов юридических и физических лиц самостоятельно разрабатывает и утверждает план своей деятельности;
- представляет отчеты о деятельности в налоговые органы, органы статистики, финансовые органы;
- назначает и освобождает от занимаемой должности работников, утверждает должностные инструкции;
- открывает расчетный, текущий и иные счета в банках.
Как уже отмечалось, основным источником информации о функциональных обязанностях являются должностные инструкции. Все сотрудники назначаются на должность и освобождаются от должности директором.
Главный бухгалтер занимается формированием учётной политики; организацией бухгалтерского учёта; организует контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств; контролирует своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчётности.