Связь организационного проектирования с формированием хозяйственной стратегии туристского предприятия.

Формирование хозяйственной стратегии – это процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов и средств достижения поставленной цели.

Формирование хозяйственной стратегии – это процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов и средств достижения поставленной цели. Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий: форм конкурентной борьбы и степени ее жесткости, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства, внешних и внутренних рыночных факторов.

В хозяйственной практике выделяют четыре уровня хозяйственной стратегии.

Уровни хозяйственной стратегии предприятия:

Первый уровень –небольшие предприятия, с определенной «нишей рынка», они видят задачу производить товары и услуги определенного вида и выполнять намеченную производственную программу.

Второй уровень –предприятия, которые стремятся расширить свою нишу и получить определенные конкурентные преимущества.

Третий уровень –ориентируются на лидеров и максимально перенимают у них приемы, методы и технологии, обеспечивая себе более высокую конкурентоспособность.

Четвертый уровень –лидеры в области организации производства и управления

Рассмотрим процессы, протекающие в туристской фирме в рамках функции производства туристского продукта в таблице 2.

Таблица 2.

Процессы в рамках реализации функция - производство туристского продукта.

Функции Процессы Методы и инструменты Службы и исполнители
Производство туристского продукта - изучение и анализ туристского рынка; - определение перспективных направлений бизнеса; - определение рыночных возможностей и сегментов; - разработка идеи тура; - подбор и комплектование элементов тура; - калькуляция тура, определение себестоимости; - разработка каналов сбыта; - формирование программы продвижения тура; - разработка программ поддержки (информационная, агентская, дисконтная) Маркетинговые исследования, ситуационный и SWOT – анализ, системный и комплексный подход, прогнозирование, статистические исследования, методы экспертных оценок, эвристические методы, обобщение опыта, пробный маркетинг и др. Руководство, отдел маркетинга, финансовая служба, отдел продаж, служба информационной поддержки.

Процессы, протекающие в рамках важнейшей функции турфирмы - производство туристского продукта, последовательно отражают все этапы туристского проектирования, преобразуя ресурсы в готовый туристский продукт. В этой связи важно определять применяемые методы и инструменты, а также указывать руководителей и исполнителей. Все это дает возможность контролировать качество производимых товаров и услуг.

Туристская и рекреационная деятельность как объект комплексного планирования.

Основы планирования и прогнозирования деятельности предприятия индустрии туризма и гостеприимства. Стратегическое планирование развитие деятельности предприятия. Бизнес-план туристской организации, как основа успешного развития бизнеса.

Планирование – это особая форма деятельности, направленная на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целями и ресурсными возможностями предприятия.

План предприятия (фирмы или компании), представляет собой заранее разработанную систему мероприятий, предусматривающая сбалансированное взаимодействие ресурсов, методов, последовательности и сроков выполнения работ.

Функции планирования:

· Ориентирование руководителей на перспективное мышлений.

· Координация деятельности подразделений.

· Определение оптимальных показателей хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой.

· Объективная оценка потенциала предприятия.

· Выявление сильных и слабых сторон деятельности.

Планирование включает стадии:

1. Определение конечных и промежуточных целей;

2. Постановка задач;

3. Определение методов и способов выполнения задач;

4. Контроль за выполнением планового задания;

5. Анализ итогов, корректировка.

Задачи планирования:

- изучение емкости и перспектив развития рынка;

- обнаружение возможных рисков и предотвращение кризисных ситуаций;

- определение и прогнозирование экономической эффективности деятельности;

- обоснование организационно-экономической целесообразности направления развития предприятия (отрасли, стратегии, концепции, проекта);

- определение (расчет) ожидаемых хозяйственных и финансовых результатов (объем продаж, прибыль, доходы и пр.);

Система планов предприятия, действующего в конкретной среде включает следующие виды планов:

По уровню управления: общефирменные планы, планы по структурным подразделениям, планы функциональных служб.

По длительности планового периода: стратегические, перспективные, текущие.

По функционально-целевому назначению, т.е. дифференцированные по различным аспектам деятельности (производственный, маркетинговый, коммерческий, финансовый и пр.).

Особые виды планов:

Инвестиционный план

Определяет наиболее выгодные направления долговременных финансовых вложений в ценные бумаги, недвижимость, строительство нового предприятия и пр.

Бизнес-план

Представляет собой формирование концепции нового предприятия, реконструкции или развития существующего. Фактически это полное ТЭО новой идеи развития бизнеса. По содержанию бизнес-план представляет собой документ, где в концентрированной форме отражены цели, задачи предприятия, его конкурентные позиции, объем предполагаемых финансовых и материальных ресурсов, совокупностьмаркетинговых мероприятий, основные аспекты организации деятельности, оценку рисков.

Виды и стадии планирования: долгосрочное (10 - 15 лет), среднесрочное (3 - 5 лет), краткосрочное, или текущее (1 - 2 года), оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней)

Долгосрочные планы определяют концепцию развития предприятия, определяют главное направление и программы развития. Объектами долгосрочного планирования являются: производственные мощности, инвестиции, финансовые средства, исследования и разработки, доля рынка, организационная структура и т.п.

Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продуктов и услуг.

Краткосрочное (текущее) планированиеосуществляют путем детальной разработки (обычно на год) планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений.

Оперативное планирование на предприятии охватывает период от одного до 10-12 рабочих дней.

Стратегическое планирование развитие деятельности предприятия.

Стратегическое планирование предусматривает разработку глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового баланса, изменений кредитных ставок и т.п.

Формирование рыночной хозяйственной стратегии предприятия (фирмы, организации) начинается с анализа конъюнктуры.

Конъюнктуру необходимо изучать и прогнозировать. Оперативно реагируя на текущую конъюнктуру и используя результаты краткосрочных прогнозов, можно предугадать долгосрочные, перспективные тенденции, общую направленность рынка туристских продуктов и услуг.

Рынок – это пестрая мозаика, составными частями которой являются рыночные сегменты потребителей, продуктов и изготовителей. Занять нишу на рынке - это значит выбрать ограниченную по масштабам область деятельности с определенным кругом потребителей. Рассмотрим пример выбора хозяйственной стратегии в таблице 3.

Таблица 3.

Выбор хозяйственной стратегии на примере гостиничных предприятий.

Уровень хозяйственной стратегии Цели и задачи организации Возможности и Угрозы «+» и «- »
Первый Малая гостиница на 25 номеров, работает на рынке 1-2 года, класс - ** или *** Занять нишу делового туризма, расширить ассортимент бизнес - услуг, увеличить объемы реализации основных и дополнительных услуг + благоприятная конъюнктура; экономическая стабильность. - высокая конкуренция; слабое законодательство
Второй Гостиница на 150 номеров работает на рынке 3-5 лет, класс *** Предприятие хочет расширить свою нишу за счет развития дополнительного обслуживания в области предоставления услуг красоты и укрепить конкурентоспособность среди гостиниц «эконом» класса + рост благосостояния; повышение интереса к услугам красоты у разных слоев населения - отсутствие стабильного спроса; высокие риски
Третий Крупная гостиница на 350 номеров, работает на рынке более 5 лет, класс *** или **** Ориентируются на лидеров гостиничной индустрии – отели крупных гостиничных операторов. Предполагается развитие IT - технологий и освоение GDS для достижения весомых конкурентных преимуществ + ускоренная информатизация общества; развитие Интернет - финансовые риски; слабое знание международного рынка туристских и гостиничных услуг
Четвертый Гостиница крупной международной гостиничной сети на 420 номеров, работает на рынке более 10 лет, класс **** или ***** Удержание лидерства в области организации производства и управления гостиницей. Внедрение интерактивных гостиничных систем (интерактивное гостиничное телевидение и др.) + развитие концептуального гостиничного бизнеса; повышение роли персонифицированного обслуживания гостей; - высокие риски (коммерческие, финансовые, технические и пр.)

Стратегические планы должны разрабатываться с точки зрения перспективы развития всего предприятия или компании. Они должны обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными об отрасли, рынке, конкуренции.

Стратегическое планирование в концентрированном виде отражает вектор развития компании на длительную перспективу.

Стратегию можно представить как: рамку для инноваций; прогноз развития; исследование будущего; совокупность ориентиров деятельности; комплексный план развития бизнеса, включающий в себя все его аспекты и особенности.

Структура стратегии фирмыкак комплексного планового документа содержит следующие элементы:

• Преамбула (исполнительное резюме).

• Описание фирмы.

• Стратегия маркетинга.

• Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы.

• Стратегия обновления выпускаемой продукции\услуг.

• Стратегия развития бизнеса.

• Стратегия обеспечения производства ресурсами.

• Стратегический финансовый план фирмы.

• Стратегия международной деятельности фирмы.

• Стратегия развития системы менеджмента.

• Организация реализации стратегии фирмы.

• Приложения.

Структура стратегии и содержание ее разделов носит рекомендательный характер. Как и по какой методике обосновывать стратегическое управленческое решение - определяет менеджмент компании. Однако нужно помнить, что сегодня мы пожинаем плоды вчерашнего труда, а будущее начинается уже сегодня. Низкое качество стратегических управленческих решений на последующих стадиях жизненного цикла бизнеса тиражируется многократно, принося собственнику и инвестору убытки, в сотни тысяч раз превышающие полученную ранее экономию.

Технология разработки перечисленных стратегических планов включает ответ на следующие вопросы:

• Что делать (количество и качество объекта проектирования и планирования)?

• Как делать (по какой технологии и какими методами)?

• Для кого делать (кто наши потребители)?

• С какими затратами (сколько потребуется ресурсов)?

• Где делать (место для нашего бизнеса)?

• Кому делать (кто исполнители)?

• Что это даст (экономический, социальный и др. виды эффекта)?

Бизнес-план туристской организации, как основа успешного развития бизнеса.

Бизнес-план представляет собой формирование концепции нового предприятия, его реконструкции или развития. Фактически это полное ТЭО новой идеи развития бизнеса.

По содержанию бизнес-план представляет собой документ, где в концентрированной форме отражены цели, задачи предприятия, его конкурентные позиции, объем предполагаемых финансовых и материальных ресурсов, совокупность маркетинговых мероприятий, основные аспекты организации деятельности, оценка рисков.

В рыночной экономике на каждом предприятии при его создании либо на переломных рубежах развития (расширение, выход на новые рынки, приватизация, привлечение крупных инвестиций и т.п.) разрабатываются стратегические планы деятельности, называемые бизнес-планами.

Бизнес-план представляет собой документ, всесторонне отражающий все аспекты предполагаемой деятельности предприятия в течение определенного периода, как правило, одного года, и укрупнено на 2 - 3 следующих года без детализации, характеризуя основные направления деятельности и важнейшие результаты.

Цель разработки бизнес-плана - подтвердить с помощью конкретных расчетов и анализа эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Сущность бизнес-плана:

Разработать и представить крупноблочную финансово-экономическую модель развития бизнеса, которая позволит смоделировать проект открытия предприятия (гостиницы, турфирмы, кофейни и пр.) и рассчитать его эффективность. Бизнес-план является идеальным инструментом для развития сетевого бизнеса, на основе проектирования типового предприятия, как эффективной бизнес – единицы споследующим тиражированием.

Ярким примером являются сети фаст-фуд (Елки-палки, Крошка-картошка, Пироги из печи и пр.) Разрабатываемый краткий бизнес-план поможет сформировать объективное видение ситуации на рынке, представить основные затратные стороны проекта, оценить эффективность открытия типовой бизнес единицы в разных регионах России.

Бизнес-план: основные виды

При формировании бизнес-плана важно понимать, что бизнес может находится на разных стадиях развития: внедрение, рост, зрелость, спад. Именно этот факт предполагает выделение ключевых типов бизнес-плана:

• Бизнес-план нового предприятия;

• Бизнес-план развития предприятия;

• Бизнес-план реконструкции предприятия;

Структура бизнес-плана:

1. Резюме.

2. Характеристика предприятия, продукта, услуги.

3. Анализ рынка сбыта и основных конкурентов.

4. План маркетинговой деятельности, стратегия маркетинга.

5. Производственный план.

6. Организационный план.

7. Финансовый план.

8. План по рискам, оценка риска и страхование.

В целом структура бизнес-плана является типовой, но могут быть некоторые различия в зависимости от типа бизнес-плана. Так, например, наличие правового раздела в бизнес-плане нового предприятия.

Вместе с тем, несмотря на то, что бизнес-план представляет собой хорошо структурированный документ, в его основе изначально закладывается какая-то оригинальная, креативная идея, способная создать новый бизнес или оживить уже существующий. Рассмотрим бизнес-планирования как инструмент развития бизнеса в Приложении 9.2.

Ключевым элементом при составлении бизнес-плана является определение «точки безубыточности», так как она показывает, когда разность между доходами от проекта и затратами равна нулю. Именно с этого момента бизнес начинает приносить прибыль, что особенно важно зафиксировать для инвесторов, вложивших в него свои финансовые средства с целью получить свою часть прибыли.

При составлении бизнес-планов предприятий сферы туризма следует учесть специфические особенности этого бизнеса, рассмотрим их на примере гостиничных предприятий:

1. Местоположение

2. Характеристика номерного фонда, сферу общественного питания и дополнительных услуг.

3. Существующие технико-экономические показатели гостиницы.

4. Инфраструктура района, наличие объектов сателлитов (близко расположенных офисных зданий, транспортных узлов, культурно-развлекательных и спортивных объектов, парков, и др.)

5. Управленческий персонал, особенности менеджмента, система взаимоотношений с управляющей компанией.

6. Состояние текущей загрузки гостиницы, гостиничная клиентура, ценовая политика.

7. Структура капитальных и операционных затрат гостиницы (в редакции бизнес-плана, это – постоянные и переменные затраты)

8. Фактор сезонности, степень деловой активности, событийный календарь.

9. Уровень конкуренции в отрасли.

10. Возможности в предложении прогрессивных услуг (интерактивные системы, видеоконференции и др.)

Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует. Разделы этого документа позволяют регулировать и контролировать бизнес.

Цели бизнес-плана:

- получение кредита

- выявление целей бизнеса

- выработка стратегий и оперативной тактики бизнеса

- создание системы измерения результатов деятельности предприятия

- разработка и предоставления инструментария управления бизнесом

-оценка сильных и слабых сторон бизнес-идеи

- выявление альтернативных стратегий

Бизнес план – не догма! – это один из вариантов видения развития бизнеса, не что его наполняет (хозяйственная стратегия, схемы работы с поставщиками, распределение прибыли и т.п.) может стать предметом анализа и последующей корректировки. Следует учесть, что бизнес-план имеет конкретного адресата, то есть партнера – инвестора и его интересы должны быть учтены, что не исключает и самоинвестирование, но и в этом случае роль этого документа не уменьшается, так как в условиях быстро меняющихся факторов внутренней и внешней среды необходимо видеть перспективы собственного бизнеса.

[1] (ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization)

[2] Количество туристов или туристских групп

[3] На одну семью или одного члена семьи

Наши рекомендации