Связь организационного проектирования с формированием хозяйственной стратегии туристского предприятия.
Формирование хозяйственной стратегии – это процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов и средств достижения поставленной цели.
Формирование хозяйственной стратегии – это процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов и средств достижения поставленной цели. Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий: форм конкурентной борьбы и степени ее жесткости, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства, внешних и внутренних рыночных факторов.
В хозяйственной практике выделяют четыре уровня хозяйственной стратегии.
Уровни хозяйственной стратегии предприятия:
Первый уровень –небольшие предприятия, с определенной «нишей рынка», они видят задачу производить товары и услуги определенного вида и выполнять намеченную производственную программу.
Второй уровень –предприятия, которые стремятся расширить свою нишу и получить определенные конкурентные преимущества.
Третий уровень –ориентируются на лидеров и максимально перенимают у них приемы, методы и технологии, обеспечивая себе более высокую конкурентоспособность.
Четвертый уровень –лидеры в области организации производства и управления
Рассмотрим процессы, протекающие в туристской фирме в рамках функции производства туристского продукта в таблице 2.
Таблица 2.
Процессы в рамках реализации функция - производство туристского продукта.
Функции | Процессы | Методы и инструменты | Службы и исполнители |
Производство туристского продукта | - изучение и анализ туристского рынка; - определение перспективных направлений бизнеса; - определение рыночных возможностей и сегментов; - разработка идеи тура; - подбор и комплектование элементов тура; - калькуляция тура, определение себестоимости; - разработка каналов сбыта; - формирование программы продвижения тура; - разработка программ поддержки (информационная, агентская, дисконтная) | Маркетинговые исследования, ситуационный и SWOT – анализ, системный и комплексный подход, прогнозирование, статистические исследования, методы экспертных оценок, эвристические методы, обобщение опыта, пробный маркетинг и др. | Руководство, отдел маркетинга, финансовая служба, отдел продаж, служба информационной поддержки. |
Процессы, протекающие в рамках важнейшей функции турфирмы - производство туристского продукта, последовательно отражают все этапы туристского проектирования, преобразуя ресурсы в готовый туристский продукт. В этой связи важно определять применяемые методы и инструменты, а также указывать руководителей и исполнителей. Все это дает возможность контролировать качество производимых товаров и услуг.
Туристская и рекреационная деятельность как объект комплексного планирования.
Основы планирования и прогнозирования деятельности предприятия индустрии туризма и гостеприимства. Стратегическое планирование развитие деятельности предприятия. Бизнес-план туристской организации, как основа успешного развития бизнеса.
Планирование – это особая форма деятельности, направленная на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целями и ресурсными возможностями предприятия.
План предприятия (фирмы или компании), представляет собой заранее разработанную систему мероприятий, предусматривающая сбалансированное взаимодействие ресурсов, методов, последовательности и сроков выполнения работ.
Функции планирования:
· Ориентирование руководителей на перспективное мышлений.
· Координация деятельности подразделений.
· Определение оптимальных показателей хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой.
· Объективная оценка потенциала предприятия.
· Выявление сильных и слабых сторон деятельности.
Планирование включает стадии:
1. Определение конечных и промежуточных целей;
2. Постановка задач;
3. Определение методов и способов выполнения задач;
4. Контроль за выполнением планового задания;
5. Анализ итогов, корректировка.
Задачи планирования:
- изучение емкости и перспектив развития рынка;
- обнаружение возможных рисков и предотвращение кризисных ситуаций;
- определение и прогнозирование экономической эффективности деятельности;
- обоснование организационно-экономической целесообразности направления развития предприятия (отрасли, стратегии, концепции, проекта);
- определение (расчет) ожидаемых хозяйственных и финансовых результатов (объем продаж, прибыль, доходы и пр.);
Система планов предприятия, действующего в конкретной среде включает следующие виды планов:
По уровню управления: общефирменные планы, планы по структурным подразделениям, планы функциональных служб.
По длительности планового периода: стратегические, перспективные, текущие.
По функционально-целевому назначению, т.е. дифференцированные по различным аспектам деятельности (производственный, маркетинговый, коммерческий, финансовый и пр.).
Особые виды планов:
Инвестиционный план
Определяет наиболее выгодные направления долговременных финансовых вложений в ценные бумаги, недвижимость, строительство нового предприятия и пр.
Бизнес-план
Представляет собой формирование концепции нового предприятия, реконструкции или развития существующего. Фактически это полное ТЭО новой идеи развития бизнеса. По содержанию бизнес-план представляет собой документ, где в концентрированной форме отражены цели, задачи предприятия, его конкурентные позиции, объем предполагаемых финансовых и материальных ресурсов, совокупностьмаркетинговых мероприятий, основные аспекты организации деятельности, оценку рисков.
Виды и стадии планирования: долгосрочное (10 - 15 лет), среднесрочное (3 - 5 лет), краткосрочное, или текущее (1 - 2 года), оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней)
Долгосрочные планы определяют концепцию развития предприятия, определяют главное направление и программы развития. Объектами долгосрочного планирования являются: производственные мощности, инвестиции, финансовые средства, исследования и разработки, доля рынка, организационная структура и т.п.
Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продуктов и услуг.
Краткосрочное (текущее) планированиеосуществляют путем детальной разработки (обычно на год) планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений.
Оперативное планирование на предприятии охватывает период от одного до 10-12 рабочих дней.
Стратегическое планирование развитие деятельности предприятия.
Стратегическое планирование предусматривает разработку глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового баланса, изменений кредитных ставок и т.п.
Формирование рыночной хозяйственной стратегии предприятия (фирмы, организации) начинается с анализа конъюнктуры.
Конъюнктуру необходимо изучать и прогнозировать. Оперативно реагируя на текущую конъюнктуру и используя результаты краткосрочных прогнозов, можно предугадать долгосрочные, перспективные тенденции, общую направленность рынка туристских продуктов и услуг.
Рынок – это пестрая мозаика, составными частями которой являются рыночные сегменты потребителей, продуктов и изготовителей. Занять нишу на рынке - это значит выбрать ограниченную по масштабам область деятельности с определенным кругом потребителей. Рассмотрим пример выбора хозяйственной стратегии в таблице 3.
Таблица 3.
Выбор хозяйственной стратегии на примере гостиничных предприятий.
Уровень хозяйственной стратегии | Цели и задачи организации | Возможности и Угрозы «+» и «- » |
Первый Малая гостиница на 25 номеров, работает на рынке 1-2 года, класс - ** или *** | Занять нишу делового туризма, расширить ассортимент бизнес - услуг, увеличить объемы реализации основных и дополнительных услуг | + благоприятная конъюнктура; экономическая стабильность. - высокая конкуренция; слабое законодательство |
Второй Гостиница на 150 номеров работает на рынке 3-5 лет, класс *** | Предприятие хочет расширить свою нишу за счет развития дополнительного обслуживания в области предоставления услуг красоты и укрепить конкурентоспособность среди гостиниц «эконом» класса | + рост благосостояния; повышение интереса к услугам красоты у разных слоев населения - отсутствие стабильного спроса; высокие риски |
Третий Крупная гостиница на 350 номеров, работает на рынке более 5 лет, класс *** или **** | Ориентируются на лидеров гостиничной индустрии – отели крупных гостиничных операторов. Предполагается развитие IT - технологий и освоение GDS для достижения весомых конкурентных преимуществ | + ускоренная информатизация общества; развитие Интернет - финансовые риски; слабое знание международного рынка туристских и гостиничных услуг |
Четвертый Гостиница крупной международной гостиничной сети на 420 номеров, работает на рынке более 10 лет, класс **** или ***** | Удержание лидерства в области организации производства и управления гостиницей. Внедрение интерактивных гостиничных систем (интерактивное гостиничное телевидение и др.) | + развитие концептуального гостиничного бизнеса; повышение роли персонифицированного обслуживания гостей; - высокие риски (коммерческие, финансовые, технические и пр.) |
Стратегические планы должны разрабатываться с точки зрения перспективы развития всего предприятия или компании. Они должны обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными об отрасли, рынке, конкуренции.
Стратегическое планирование в концентрированном виде отражает вектор развития компании на длительную перспективу.
Стратегию можно представить как: рамку для инноваций; прогноз развития; исследование будущего; совокупность ориентиров деятельности; комплексный план развития бизнеса, включающий в себя все его аспекты и особенности.
Структура стратегии фирмыкак комплексного планового документа содержит следующие элементы:
• Преамбула (исполнительное резюме).
• Описание фирмы.
• Стратегия маркетинга.
• Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы.
• Стратегия обновления выпускаемой продукции\услуг.
• Стратегия развития бизнеса.
• Стратегия обеспечения производства ресурсами.
• Стратегический финансовый план фирмы.
• Стратегия международной деятельности фирмы.
• Стратегия развития системы менеджмента.
• Организация реализации стратегии фирмы.
• Приложения.
Структура стратегии и содержание ее разделов носит рекомендательный характер. Как и по какой методике обосновывать стратегическое управленческое решение - определяет менеджмент компании. Однако нужно помнить, что сегодня мы пожинаем плоды вчерашнего труда, а будущее начинается уже сегодня. Низкое качество стратегических управленческих решений на последующих стадиях жизненного цикла бизнеса тиражируется многократно, принося собственнику и инвестору убытки, в сотни тысяч раз превышающие полученную ранее экономию.
Технология разработки перечисленных стратегических планов включает ответ на следующие вопросы:
• Что делать (количество и качество объекта проектирования и планирования)?
• Как делать (по какой технологии и какими методами)?
• Для кого делать (кто наши потребители)?
• С какими затратами (сколько потребуется ресурсов)?
• Где делать (место для нашего бизнеса)?
• Кому делать (кто исполнители)?
• Что это даст (экономический, социальный и др. виды эффекта)?
Бизнес-план туристской организации, как основа успешного развития бизнеса.
Бизнес-план представляет собой формирование концепции нового предприятия, его реконструкции или развития. Фактически это полное ТЭО новой идеи развития бизнеса.
По содержанию бизнес-план представляет собой документ, где в концентрированной форме отражены цели, задачи предприятия, его конкурентные позиции, объем предполагаемых финансовых и материальных ресурсов, совокупность маркетинговых мероприятий, основные аспекты организации деятельности, оценка рисков.
В рыночной экономике на каждом предприятии при его создании либо на переломных рубежах развития (расширение, выход на новые рынки, приватизация, привлечение крупных инвестиций и т.п.) разрабатываются стратегические планы деятельности, называемые бизнес-планами.
Бизнес-план представляет собой документ, всесторонне отражающий все аспекты предполагаемой деятельности предприятия в течение определенного периода, как правило, одного года, и укрупнено на 2 - 3 следующих года без детализации, характеризуя основные направления деятельности и важнейшие результаты.
Цель разработки бизнес-плана - подтвердить с помощью конкретных расчетов и анализа эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Сущность бизнес-плана:
Разработать и представить крупноблочную финансово-экономическую модель развития бизнеса, которая позволит смоделировать проект открытия предприятия (гостиницы, турфирмы, кофейни и пр.) и рассчитать его эффективность. Бизнес-план является идеальным инструментом для развития сетевого бизнеса, на основе проектирования типового предприятия, как эффективной бизнес – единицы споследующим тиражированием.
Ярким примером являются сети фаст-фуд (Елки-палки, Крошка-картошка, Пироги из печи и пр.) Разрабатываемый краткий бизнес-план поможет сформировать объективное видение ситуации на рынке, представить основные затратные стороны проекта, оценить эффективность открытия типовой бизнес единицы в разных регионах России.
Бизнес-план: основные виды
При формировании бизнес-плана важно понимать, что бизнес может находится на разных стадиях развития: внедрение, рост, зрелость, спад. Именно этот факт предполагает выделение ключевых типов бизнес-плана:
• Бизнес-план нового предприятия;
• Бизнес-план развития предприятия;
• Бизнес-план реконструкции предприятия;
Структура бизнес-плана:
1. Резюме.
2. Характеристика предприятия, продукта, услуги.
3. Анализ рынка сбыта и основных конкурентов.
4. План маркетинговой деятельности, стратегия маркетинга.
5. Производственный план.
6. Организационный план.
7. Финансовый план.
8. План по рискам, оценка риска и страхование.
В целом структура бизнес-плана является типовой, но могут быть некоторые различия в зависимости от типа бизнес-плана. Так, например, наличие правового раздела в бизнес-плане нового предприятия.
Вместе с тем, несмотря на то, что бизнес-план представляет собой хорошо структурированный документ, в его основе изначально закладывается какая-то оригинальная, креативная идея, способная создать новый бизнес или оживить уже существующий. Рассмотрим бизнес-планирования как инструмент развития бизнеса в Приложении 9.2.
Ключевым элементом при составлении бизнес-плана является определение «точки безубыточности», так как она показывает, когда разность между доходами от проекта и затратами равна нулю. Именно с этого момента бизнес начинает приносить прибыль, что особенно важно зафиксировать для инвесторов, вложивших в него свои финансовые средства с целью получить свою часть прибыли.
При составлении бизнес-планов предприятий сферы туризма следует учесть специфические особенности этого бизнеса, рассмотрим их на примере гостиничных предприятий:
1. Местоположение
2. Характеристика номерного фонда, сферу общественного питания и дополнительных услуг.
3. Существующие технико-экономические показатели гостиницы.
4. Инфраструктура района, наличие объектов сателлитов (близко расположенных офисных зданий, транспортных узлов, культурно-развлекательных и спортивных объектов, парков, и др.)
5. Управленческий персонал, особенности менеджмента, система взаимоотношений с управляющей компанией.
6. Состояние текущей загрузки гостиницы, гостиничная клиентура, ценовая политика.
7. Структура капитальных и операционных затрат гостиницы (в редакции бизнес-плана, это – постоянные и переменные затраты)
8. Фактор сезонности, степень деловой активности, событийный календарь.
9. Уровень конкуренции в отрасли.
10. Возможности в предложении прогрессивных услуг (интерактивные системы, видеоконференции и др.)
Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует. Разделы этого документа позволяют регулировать и контролировать бизнес.
Цели бизнес-плана:
- получение кредита
- выявление целей бизнеса
- выработка стратегий и оперативной тактики бизнеса
- создание системы измерения результатов деятельности предприятия
- разработка и предоставления инструментария управления бизнесом
-оценка сильных и слабых сторон бизнес-идеи
- выявление альтернативных стратегий
Бизнес план – не догма! – это один из вариантов видения развития бизнеса, не что его наполняет (хозяйственная стратегия, схемы работы с поставщиками, распределение прибыли и т.п.) может стать предметом анализа и последующей корректировки. Следует учесть, что бизнес-план имеет конкретного адресата, то есть партнера – инвестора и его интересы должны быть учтены, что не исключает и самоинвестирование, но и в этом случае роль этого документа не уменьшается, так как в условиях быстро меняющихся факторов внутренней и внешней среды необходимо видеть перспективы собственного бизнеса.
[1] (ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization)
[2] Количество туристов или туристских групп
[3] На одну семью или одного члена семьи