Региональный налог на имущество
Объект налогообложения — основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия, а налогооблагаемая база — среднегодовая стоимость имущества. Она рассчитывается как У4 от полусуммы стоимости имущества на начало и конец отчетного периода плюс сумма стоимости имущества на 1-е число каждого квартала внутри отчетного периода.
Налог исчисляется и уплачивается в бюджет ежеквартально. Уплата налога проводится по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год. Платежное поручение на перечисление налога должно быть сдано в банк до наступления срока платежа.
Конкретные ставки налога на имущество строительных предприятий (но не более 2% налогооблагаемой базы) устанавливают органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ. От налога на имущество освобождаются объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, а также объекты охраны природы, пожарной безопасности и гражданской обороны, имущество для занятий детей физической культурой и спортом.
МЕСТНЫЙ НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ
Земельный налог уплачивают строительные предприятия за землю, находящуюся в их собственности, владении или пользовании. Ставки налога устанавливаются в виде стабильных платежей на единицу земельной площади в расчете на год. Земельный налог относится на себестоимость строительной продукции.
Формами платы являются земельный налог или арендная плата, вносимые в 2 срока: до 15 сентября и до 15 ноября ежегодно.
Контроль за своевременным начислением и уплатой налогов осуществляют территориальные налоговые инспекции.
Действующим законодательством государственным налоговым инспекциям предоставлено право:
• применять к предприятиям финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода),
либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном
нарушении — штрафа в двойном размере, а также в виде взыскания 10% причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение его с нарушением установленного порядка, либо за не предоставление или несвоевременное предоставление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и взносов, других обязательных платежей в бюджет;
• налагать административные штрафы от 2 до 5 минимальных
размеров оплаты труда на должностных лиц предприятий, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучете) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета и "ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, несвоевременном представлении бухгалтерских отчетов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет.
Глава 25
Упрощенная система налогообложения ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРОИТЕЛЬНОМ
Бизнесе
Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе, предоставляется малым предприятиям в строительстве (МПС) на добровольной основе, в порядке, предусмотренном федеральным законом. Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на МПС, имеющие следующие критерии своей деятельности:
1) предельную (среднесписочную) численность работающих (включая работающих по договорам подряда гражданско-правового характера) — до 15 человек;
2) предельный размер годовой выручки — 100 тысяч минимальных месячных размеров оплаты труда;
3) максимальный размер доли учредителей — юридических лиц
(не являющихся малыми предприятиями) в уставном капитале не
выше 25%.
Объектом обложения в упрощенной системе налогообложения является либо совокупный доход, либо валовая выручка, полученные за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе строительного производства материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной деятельности, затрат на аренду строительных машин, механизмов, инструментов; оборудования, транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ плюс 3%), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации строительно-монтажных работ (услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Для субъектов МГТС, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащий зачислению:
• в федеральный бюджет — в размере 10% от совокупного до
хода;
• в бюджет РФ и местный бюджет — в суммарном размере не
более 20% от совокупного дохода.
В случае, когда объектом налогообложения МГТС является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:
• в федеральный бюджет — в размере 3,33% от суммы валовой
выручки;
• в бюджет субъекта РФ и местный бюджет — в размере не бо
лее 6,67% от валовой выручки.
Официальный документ, удостоверяющий право применения МПСупрощенной системы налогообложения, учета и отчетности является патент. Патент выдается сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет. Форма патента устанавливается ГНС и является единой на всей территории РФ.
Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие настоящего федерального закона, устанавливается с учетом ставок налога решением органов государственной власти субъекта РФ в зависимости от вида деятельности. Выплата годовой стоимости патента осуществляется МПС ежеквартально с соответствующим распределением платежей, устанавливаемым органами государственной власти субъекта РФ. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога МПС.
Патент выдастся на основании письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:
• если общее число работников, занятых в МПС, не превыша
ет предельной численности, установленной в соответствии с на
стоящим федеральным законом (не более 15 человек);
• если МПС не имеет просроченной задолженности по уплате
налогов и иных платежей за предыдущий отчетный период;
• если МПС своевременно сданы необходимые расчеты по нало
гам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность налоговой системы?
2. Функции налогов и их воздействие на экономическое пове
дение предприятий.
3. Участники налоговых отношений и их функции.
4. Какова нормативно-правовая база налоговой системы?
5. По каким признакам классифицируются налоги?
6. Какие Федеральные налоги и сборы взимаются с предприя
тий?
7. Какие региональные налоги и сборы выплачиваются пред
приятиями?
8. Какие налоги и сборы классифицируются местными нало
гами?
9. Какие элементы налогообложения являются обязательными
при установлении налога в нормативно-правовом акте?
10. Какие объекты налогообложения вы знаете?
11. Что такое налоговая ставка?
12. Какие способы исчисления налогов действуют в РФ?
13. Какие основные налоги, затрагивающие предприниматель
скую деятельность строительных предприятий, вы знаете?
14. Как рассчитывается НДС в строительстве?
15. Какие обороты в строительстве не облагаются НДС?
16. Как рассчитать прибыль от реализации СМР для налого
обложения прибыли?
17. Какие ставки налога на прибыль, зачисляемые в федераль
ный, региональный и местный бюджет, вы знаете?
18. Что является объектом налогообложения имущества стро
ительных предприятий?
19. Конкретные ставки налога на имущество строительных
предприятий.
20. Условия уплаты земельного налога строительными предпри
ятиями.
21. Ответственность налогоплательщика за налоговые правона
рушения.
22. В чем сущность действия упрощенной системы налогооб
ложения на МПС?
9. Экономика строительства: Учебник/Под ред. И.С. Степано
ва. — М.: Юрайт, 2002.
10. Комментарий к налоговому кодексу. Для строительных
организаций (с учетом изменений действующих в 2003 году) //
Российский налоговый курьер. № 4. 2003.
В результате изучения раздела студент должен:
иметь представление о принципах построения налоговой системы, Налоговом кодексе Российской Федерации и методах исчисления налогов;
знать категории налогов;
уметь рассчитывать налоги, используя нормативную литературу.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1).
Ось-89, 2003.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2).
Ось-89, 2004.
3. Закон РФ от 13.12.1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество
предприятий».
4. Инструкция № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюд
жет налога на имущество предприятий», утвержденная ГНС
08.06.1995 г.
5. Адамов Н.А. Учетная политика, как элемент планирования
в строительстве. Строительство: налогообложение, бухучет // Со
временная экономика и право. 2002. № 4.
6. Захарьин В.Р. Налоговый учет затрат на производство. — М.:
Дело и сервис, 2001.
7. Самойлов И.В. Учет давальческих материалов. Строитель
ство: налогообложение, бухучет // Современная экономика и пра
во. 2002. № 4.
8. Ткач В.И., Бреславцева Н.А. Бухгалтерский учет в строитель
стве (с элементами налогообложения). — М.: ПРИОР, 2002.
Глава 26