Другие изменения финансового права
Одной из важнейших регуляций, принятых в 1998г. является закон от 26 ноября 1998г. Об общественных финансах. Закон заменил многократно изменяемое право о бюджете и стал основой управления общественными средствами органами правительственной администрации и местного самоуправления. Закон вводит механизмы позволяющие контролировать использование общественных средств, а принятые регуляции создают основы для обеспечения стабильных макроэкономических условий хозяйственной деятельности.
Из постановлений закона, вызывающих сомнение и оказывающих влияние на положение сектора МСП, следует отметить ст. 118, согласно которой "Из бюджета единицы местного самоуправления, могут предоставляться дотации исключительно названным общественным субъектам и только на общественные цели, связанные с реализацией задач данного уровня местного самоуправления". Это вызывает опасения насчет возможности поддержания местными самоуправлениями неправительственных организаций, в том числе представляющих интересы или работающих для МСП[87]. Надо также обратить внимание на ст. 80 пункт 2 закона, согласно которой многолетние программы, объемом в более чем 100 млн. зл. могут быть учреждены путем принятия закона (эти программы могут касаться обороны и безопасности государства, охраны окружающей среды, развития экономики, в частности реструктуризации отдельных отраслей, развития науки, охраны национального культурного наследства) - что с одной стороны станет важным контрольным механизмом, но с другой может осложнить создание программ поддержки для сектора МСП или стратегий регионального развития.
Закон Право о СКВ, был принят для приспособления польского валютного права к стандартам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) и Европейского Союза. Основные положения закона следующие:
• Введение точного разделения оборота с заграницей на текущий оборот и оборот капитала. В области текущего оборота будет обязывать полная свобода, как заключения сделок так и платежей и перечислений вытекающих из них; в области оборота капитала часть сделок будет подлежать ограничениям, ограничения опираются на критерий продолжительности данной операции, места реализации инвестиции или местонахождения субъекта, совершающего данную операцию;
• Отказ от системы внутренней конвертируемости и введение равных прав польской и иностранных валют в области совершения и расчета оборота с заграницей;
• Отказ от актуально действующей системы двух видов валютных разрешений (общего и индивидуального), валютные разрешения будут носить исключительно индивидуальный характер. Общая либерализация может вводиться в форме постановления;
• Возможность временного введения чрезвычайных валютных ограничений в случае угрозы для стабильности и целостности финансовой системы государства.
Закон от 19 февраля 1998г. об изменении закона о бухгалтерском учете. С точки зрения интересов МСП важно, что закон продлил до 31 декабря 2000г. срок первого контроля финансовых отчетов т.н. мелких субъектов, т.е. обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных и открытых обществ, полных товариществ и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Изменения трудового права и права, касающегося борьбы с безработицей
Закон от 16 июля 1998г. об изменении закона о занятости и борьбе с безработицей и закона об организации и финансированию социального страхования продлевает возможность досрочного выхода на пенсию работников уволенных по причинам, связанным с предприятием. Отмена этой возможности за год до системного урегулирования пенсионного вопроса была необоснованной, особенно в ситуации когда все еще случались - хотя реже - групповые увольнения по поводу экономических проблем предприятий.
Выше представленные изменения в области трудового права, проведенные в 1998 г. не имеют серьезного значения для МСП и не отвечают на формулированные предпринимателями пожелания проведения более глубокой реформы трудового права.
Изменения таможенного права
В 1998г. вступил в силу ряд законодательных актов таможенного права, принятых годом раньше и имеющих фундаментальное значение для описываемой области регуляции. Это прежде всего Таможенный Кодекс, который регулирует важнейшие вопросы, связанные с ввозом товаров в польское таможенное пространство и вывозом товаров из польского таможенного пространства.
Год действия закона не позволяет еще на его полную оценку. Однако он не привел к негативным последствиям для оборота с заграницей. Предприниматели обращают внимание на мелкие неправильности и пробелы, которые требуют корректировки:
• Требование здания экзамена таможенными агентами, получившими квалификации до вступления в силу кодекса;
• Неточные положения относительно ответственности лиц, отвечающих за перевозки товаров через польское таможенное пространство;
• Отсутствие обязанности письменного обоснования некоторых решений таможенных органов;
• Слишком сложны упрощенные процедуры, которые должны были облегчать торговлю.
1 января 1998 г. вступили в силу также:
• Закон от 11 декабря 1997г. о защите от чрезмерного ввоза в польское таможенное пространство некоторых текстильных изделий;
• Закон от 11 декабря 1997г. о защите от чрезмерного ввоза в польское таможенное пространство товаров по демпинговых ценах;
• Закон от 11 декабря 1997г. о защите от чрезмерного ввоза товаров в польское таможенное пространство;
• Закон от 11 декабря 1997г. об управлении оборотом с заграницей товарами и услугами и о специальном обороте.
Вышеприведенный пакет законов вводит принципы защиты польской промышленности от импорта товаров наносящих или угрожающих нанесением серьезного вреда польской промышленности и безопасности страны.
Согласно этим законам разрешаются следующие меры противодействия угрозам: установление контингентов, в частности количественных, установление дополнительных таможенных пошлин, возбуждение антидемпинговой процедуры, установление автоматической и неавтоматической регистрации оборота. Предполагая, что административные процедуры, связанные с зашитой польского рынка не будут слишком длительны и бюрократичны, можно надеяться что предусматриваемые законом возможности станут реальной опорой для внутреннего рынка, в том числе для малых и средних предприятий, в борьбе с недобросовестной конкуренцией заграничных товаров.
1998г. был очередным годом снижения таможенных пошлин (что в основном связанно с подписанными Польшей международными договорами). Этот процесс сопровождается однако параллельными защитными действиями, которые направлены на защиту особенно чувствительных секторов нашей экономики. Это происходит с помощью разных инструментов, например установления контингентов или выравнивающих оплат.
На объем товарообмена с заграницей, кроме таможенного права, оказывают также влияние другие регуляции. Хорошим примером служит закон от 25 июня 1997г. об иностранцах. Вступление в силу этого закона в начале 1998г. и введение обязанности иметь минимальную сумму польских злотых (в настоящее время 500 зл.) и приглашений при въезде в Польшу стали причиной многих проблем, которые испытали иностранные клиенты польских предпринимателей. Эти проблемы привели к значительному снижению оборотов польских бирж и базаров, а вместе с тем непосредственно повлияли на ухудшение положения многих малых и средних фирм.
Изменения уголовного права
В 1998г. не были внесены существенные, с точки зрения МСП, изменения в уголовное право. Надо все-таки отметить, что именно в этом году (1 сентября) вступили в силу приняты годом раньше: закон от 6 июня 1997г. Уголовный Кодекс, закон от 6 июня 1997г. уголовно-процессуальный кодекс, закон от 6 июня 1997г. о коронном свидетеле.
Наиболее существенные изменения состояли в учреждении новых институтов, не существующих раньше в польском уголовном законодательстве: коронного свидетеля и свидетеля инкогнито. С введением этих изменений связываются большие надежды на более эффективную борьбу с организованной преступностью. Это важно для МСП, потому, что именно мелкие предприниматели - владельцы ресторанов и магазинов чаще всего являются жертвами наиболее распространенного вида организованной преступности - рэкета.
Отрицательной тенденцией, которая появилась в 1998г. является помещение уголовных статей в других законах, а не в Уголовном Кодексе Нарушений. При сохраняющейся нестабильности права это создает дополнительные сложности для малых и средних фирм, которые не могут позволить себе дорогое юридическое обслуживание и текущий анализ угроз, связанных с их деятельностью. Примером такого законодательного акта является Закон от 29 августа 1997г. о защите персональных данных, который вступил в силу с началом 1998г. Этот закон содержит много статьей, которые могут стать основой привлечения к уголовной ответственности предпринимателя, который обладает компьютерной базой данных и не зарегистрирует ее в течение 18 месяцев со дня вступления в силу закона.
Vacatio legis
Существует тенденция к установлению более длительного срока vacatio legis. Однако, особенно в случае нормативных актов более низкого уровня, все еще случаются акты, вступающие в силу в день их объявления. Бывают также акты вступающие в силу задним числом (например Постановление Министра труда и социальной политики от 29.01.1998 г. относительно минимальной заработной платы, опубликованное в Законодательном бюллетене 4 февраля, вступило в силу "в день объявления с юридической силой со дня 1 февраля"). Введение социальных реформ, подготовленных в 1998 г. было особенно часто связано с изданием нормативных актов с недостаточным сроком vacatio legis (например Закон от 13 октября 1998 г. Регуляции проводящие законы, реформирующие общественную администрацию вступил в силу в день объявления).