Потребность предпринимателей в программах приспособления к интеграции с ЕС

Предприниматели из сектора МСП, несмотря на критическую оценку собственных знаний о ЕС и небольшую склонность расширять эти знания[35], оценили значение тренингов как фактора, влияющего на из возможности функционировать на рынках ЕС. Больше половины опрошенных предпринимателей видели потребность в тренингах по маркетингу и продажам на рынках ЕС, финансированию инвестиций из иностранных источников, а также по иностранным языкам.

Диаграмма 5.2 Потребность МСП в тренингах, приспособляющих к функционированию в ЕС (в %)

Потребность предпринимателей в программах приспособления к интеграции с ЕС - student2.ru

Предприниматели охотно принимают участие во встречах и семинарах, организованных с целью наладить контакты с иностранными партнерами. Однако, в большинстве случаев, стоимость такого участия превышает их возможности. Поэтому получение дополнительного финансирования части этих расходов значительно повысило бы участие МСП в международных ярмарках. Из полученных результатов следует, что дополнительное финансирование про-экспортной деятельности фирм в размере 50% было бы достаточным.

Таблица 5.12 Потребности предпринимателей в дополнительном финансировании (в %)

Действия, требующие финансирования Процент респондентов
Заграничные визиты и участие в ярмарках
Подготовка рекламных материалов
Участие в тренингах
Реализация проэкспортных инвестиций
Совместные действия на европейских рынках
Открытие совместных предприятий в Польше

Источник: Опрос Института Исследования Демократии и Частных Предприятий, Приспособление МСП к функционированию в Европейском Союзе, проведенное на протяжении периода сентябрь 1998 - март 1999.

Дополнением выше представленных проблем был вопрос о помощи государства в области программ, по приспособлению к интеграции с ЕС. Из ответов респондентов (таблица ниже) следует, что помощь должны прежде всего получить средние производственные фирмы, а на последнем месте - торговые.

Таблица 5.13 Право на использование государственной помощи для МСП в зависимости от профиля деятельности (в %)

Профиль деятельности предприятия Процент респондентов
Производство
Услуги
Строительство
Торговля

Источник: Опрос Института Исследования Демократии и Частных Предприятий, Приспособление МСП к функционированию в Европейском Союзе, проведенное на протяжении периода сентябрь 1998 - март 1999.

Таблица 5.14 Право на использование государственной помощи для МСП в зависимости от величины предприятия (в %)



Величина предприятия Процент респондентов
Микро (до 5 работников)
Малые (6-50 работников)
Средние (51-250 работников)
Крупные (свыше 250 работников)

Источник: Опрос Института Исследования Демократии и Частных Предприятий, Приспособление МСП к функционированию в Европейском Союзе, проведенное на протяжении периода сентябрь 1998 - март 1999.

5.4. Определение польской позиции в переговорах с ЕС по мнению предпринимателей[36]

Периоды либерализации рынков

Предприниматели высказываются за быстрое открытие рынков инфраструктурных услуг (телекоммуникация, транспорт, банки, страхования, связь, СМИ) для конкуренции, в частности внешней. По их мнению, это должно привести к снижению цен и улучшению качества услуг.

Свобода движения товаров

Вступление в Европейский Союз будет связано с принятием основных принципов функционирования общего рынка, в частности свободы движения товаров. Однако в процессе переговоров существует возможность установить переходные периоды. Преобладающая часть предпринимателей считает, что не надо стараться получить слишком длинные переходные периоды, даже для "чувствительных" товаров (как например горючее). Одновременно предприниматели отдают себе отчет в том, что быстрое выставление упомянутых отраслей на внешнюю конкуренцию, может привести к их разорению, что в свою очередь приведет к росту социальной напряженности, которая отразится на функционировании всей экономики. Поэтому они являются сторонниками переходных периодов средней длины (около 5-ти летних) в случае чувствительных отраслей.

Покупка недвижимости

Значительная часть предпринимателей (25) высказалась за сохранение существующих ограничений при покупке недвижимости иностранцами. Хотя сторонники либерализации нынешних правил преобладают (46%), то на полное допущение иностранцев к рынку недвижимости соглашается лишь 13% опрошенных предпринимателей. Столько же оказалось сторонников введения еще более жестких ограничений, чем нынешние. По мнению предпринимателей, сохраняя ограничения по покупке иностранцами недвижимости, надо одновременно изменить законодательство с целью облегчить реализацию новых иностранных инвестиций. Хорошо было бы например увеличить размер недвижимости, которую можно купить без разрешения, по крайней мере до 10 га, с тем, чтобы реализация значительной части промышленных инвестиций могла происходить без необходимости сталкивания с длительной бюрократической процедурой. Выше представленные результаты опроса совпадают с описанными раньше результатами исследования ОВОР, согласно которым почти половина предпринимателей высказывается против полной либерализации рынка недвижимости.

Свобода движения людей

Одним из важнейших пунктов переговоров будет получение Польшей полного статуса члена ЕС в области потока рабочей силы. Кроме этой возможности рассматриваются два варианта ограничений:

• введение переходных периодов в области потока рабочей силы;

• оставление этого вопроса для двусторонних переговоров между Польшей и нынешними членами ЕС.

По мнению предпринимателей, в ходе переговоров должна быть достигнута симметрия между свободой движения товаров и людей. Польша должна получить полный статус члена ЕС в обеих этих областях. Ограничения потока рабочей силы не должны продолжаться дольше трех лет.

Введение законодательства ЕС, касающегося социальной политики и рынка рабочей силы

Учитывая издержки, связанные с приспособлением предприятий к юридическим стандартам ЕС, предприниматели из сектора МСП считают, что реальный срок введения всех правил и регуляции ЕС - это 5 лет. Только четверть опрошенных считала, что этого можно достичь за срок меньше трех лет. Больше половины опрошенных фирм ожидают, что издержки, связанные с вступлением в силу правил ЕС будут прежде всего вытекать из более жестких правил касающихся безопасности труда, а также сокращения рабочего дня.

Свобода потока капитала

Мнения предпринимателей сильно разделились, когда речь шла о потока краткосрочного капитала. Больше всего сторонников получил вариант отмены ограничений в течение 5 лет. Немногим меньше были группы тех, кто высказывался как за более быструю отмену ограничений, так и за их сохранение в течение свыше 10 лет или на всегда.

Заключение

Близко две трети предпринимателей считают, что интеграция принесет Польше больше пользы, чем вреда. Почти половина предпринимателей считают, что их предприятия получат пользу от интеграции.

Фирмы ожидают скорее угроз, чем шансов в области макроэкономической среды и эффективности хозяйственной деятельности. По-другому ситуация выгладит с точки зрения рынка рабочей силы, а также техники и технологии. Конечный результат, т.е. преобладание фирм, воспринимающих интеграцию как шанс, является в основном результатом высокой оценки технологических шансов.

Владельцы и менеджеры малых и средних предприятий являются сторонниками быстрой и полной интеграции с Европейским Союзом. Стремление к получению продолжительных переходных периодов считают нужным только в тех областях, в которых быстрое принятия европейского законодательства было бы связано с большими издержками процесса приспособления.

Представители МСП не формулируют слишком больших требований в адрес польских специалистов ведущих переговоры с ЕС. Однако высказываются за сохранение симметрии между открытием польского рынка для товаров из Европейского Союза и доступом польских работников к европейскому рынку труда.


Наши рекомендации