Барьеры развития МСП в доинтеграционный период и шансы их устранения после вступления в ЕС
В ходе приспособления правил функционирования польской экономики к принципам действующим в ЕС, появляются связанные с этим процессом шансы и положительные эффекты, а также угрозы и затраты. Они станут особенно заметны во время вступления в силу очередных этапов интеграции: т.е. зоны свободной торговли и таможенной унии с ЕС, правил единого внутреннего рынка, экономического и валютного союза.
Подготовка к Единому Рынку - это, прежде всего, устранение торговых барьеров физического, технического и налогового характера, а также приспособление Польши к правилам совместной торговой политики.
Физические барьеры
Это прежде всего осложнения для грузопотока, связанные с таможенным контролем. Обоснования для существования таможенного контроля следующие:
• Таможенные пошлины и количественные ограничения торговли со странами ЕС продолжают существовать:
• Товарообмен облагается налогами;
• Существуют разницы санитарно-гигенических, ветеринарных и фитосанитарных стандартов;
• По отношению к дорожному транспорту - существуют транспортные лицензии и различия
технических стандартов и стандартов безопасности;
• Облегчает ведение статистики.
Устранение этих барьеров будет означать снижение издержек обслуживания внешней торговли фирмами, связанными с подготовкой документов и оплатой за услуги таможенной очистки, а также приведет к исчезновению расходов, связанных с замедлением контрольной процедуры (ожидание на границе, дополнительные расходы на транспорт и инвентаризацию).
Затраты, связанные с существованием физических барьеров особенно высоки в случае МСП. Оценивается, что они могут быть даже на 30-45% выше, чем в случае крупных предприятий. Проведенные в польских условиях исследования показывают, что 25% фирм-экспортеров из перерабатывающей промышленности, в которых работает до 100 человек, считают "задержки на границе" важным барьером роста продаж на иностранных рынках. Следующие 30% экспортеров обвиняет в этом "бюрократию"[31]. Поэтому надо ожидать, что устранение физических барьеров принесет части польских МСП значительную пользу.
Технически-административные барьеры
Эти барьеры являются результатом отличающихся требований, которым должны удовлетворять одни и те же товары в стране импортирующей и экспортирующей. Как показывают результаты исследований, проведенных в ЕС, технические барьеры сильнее всего влияют на торговлю средствами производства, менее - на потребительские товары, и меньше всего - на торговлю товарами снабжения. Оказывается также, что из 20 отраслей промышленности, в которых проводилось исследование, сильнее всего существование барьеров чувствуется в пищевой, кожаной, текстильной и мебельной промышленности, т.е. в отраслях с существенной долей МСП[32].
Издержки предприятий, связанные с существованием техническо-административных барьеров сводятся, прежде всего, к следующим:
• Снижение эффективности производства, которое надо приспосабливать к отличающимся требованиям отдельных импортеров;
• Необходимость получать многие внутренние сертификаты, свидетельства и аттестаты;
• Рост расходов на инвентаризацию и распространение продуктов.
В конечном счете, за все это платят потребители, а предприятия, вынуждены поднимать цены на свои продукты становятся менее конкурентоспособными.
Для МСП устранение технических барьеров может стать как угрозой так и шансом. Угрозой потому, что часть МСП, которые до сих пор были защищены от конкуренции существующими барьерами, будут вынуждены бороться с иностранными конкурентами, особенно крупными, которые используют возможности экономии на масштабе. Реальность этой угрозы связана также с необходимостью заменить ряд отечественных норм - европейскими. Собрание Польских Норм создавалось в условиях сильно отличающихся от нынешних. В предыдущей юридической системе нормы принимались в административном порядке и становились законом. В результате нормы разрабатывались таким образом, чтобы даже самые слабые предприятия могли удовлетворять их требованиям. Эти предприятия могут теперь испытывать трудности. Шансы появляются перед активными МСП, которым устранение технических барьеров открывает возможности для экспорта.
Также либерализация правил, регулирующих функционирование рынка общественных заказов, может оказаться угрозой или шансом для МСП. Шансы связаны с новыми возможностями расширения деятельности, появляющимися с момента полного освобождения рынка услуг и с конкурентоспособностью цен предлагаемых польскими МСП продуктов. Угрозы связаны со слабостью польских МСП, в частности с информационным и финансовым барьерами, а также с недостатками компетентности. Все это может привести к тому, что МСП проиграют на общем рынке общественных заказов в сильной конкуренции со стороны фирм из ЕС.
Налоговые барьеры
Они отражаются, прежде всего, в разной величине и структуре обложения косвенными налогами в странах импортера и экспортера. Эти налоги являются элементами издержек хозяйственной деятельности и как таковые оказывают влияние на ценовую конкурентоспособность продуктов предлагаемых фирмами из разных стран. Особенно важны здесь акцизный налог и НДС. Базовая ставка этого последнего налога является одной из высших в Европе.
Таблица 4.1 Ставки НДС
Страна | Супер-редуцированная ставка | Редуцированная ставка | Базовая ставка |
Австрия | - | 10/12 | |
Бельгия | |||
Дания | - | - | |
Финляндия | - | 6/12/17 | |
Франция | 2,1 | 5,5 | 20,6 |
Греция | |||
Испания | |||
Голландия | - | 17,5 | |
Ирландия | 2,8 | 12,5 | |
Люксембург | |||
Германия | - | ||
Польша | |||
Португалия | - | ||
Швеция | - | 6/12 | |
ЕС | - | 17,5 | |
Италия |