Поступления от продажи продуктов, товаров и материалов
В 1997 г. доля МСП от продажи продуктов, товаров и материалов незначительно увеличилась (на 1,4 пункта). Это означает, что динамика продажи предприятий этой категории была немного выше динамики крупных предприятий (в которых работает свыше 250 чел.). На относительно высокую динамику продаж МСП в 1997 г. решающее влияние оказали темпы роста продаж предприятий средней величины. Значительно выше - по сравнению со средней по стране - была динамика продаж МСП из варшавского и познаньского воеводств. В этом месте стоит подчеркнуть, что в 1997 г. поступления от продажи МСП из вышеупомянутых воеводств составляли 24% от общих приходов от продаж этого сектора. Следует также отметить падающие темпы роста приходов от продажи продуктов, товаров и материалов МСП, работающих в катовицком и Краковском воеводствах.
Так же как на протяжении предыдущих лет[14], рост доли сектора МСП в объеме продаж продуктов, товаров и материалов в отдельных воеводствах был обратно пропорциональный объему продаж МСП в 1994 г. Чем больше была доля МСП в объеме продаж 1994, тем медленнее росли продажи продуктов, товаров и материалов на протяжении следующих лет. Это означает, что расширение продаж продуктов, товаров и материалов, которые являются результатом производственной деятельности МСП, встречает все более сильные барьеры на территории, относительно насыщенной продукцией предприятий этой категории. Конечно барьеры, приостанавливающие рост производства, могут быть разного характера. Например -ограниченная емкость местного рынка, усиленная конкуренция со стороны крупных предприятий, качество доступной на местном рынке рабочей силы или отсутствие возможности достичь нужного уровня продукции без увеличения числа работников.
В этой ситуации все большее число МСП вынуждены искать рынок сбыта для своих товаров заграницей, что является очень сложным заданием. Во многих случаях сама величина предприятия (слишком малое) может быть существенным препятствием для роста объема продаж. Кроме того, малые, и в определенной мере тоже средние, предприятия экономически слишком слабы для того, чтобы самостоятельно заниматься экспортом или инвестировать в новые технологии. Одним из путей преодоления этих препятствий является создание сети малых предприятий. Географическое соседство - это первый шаг по направлению создания такого рода сети.
Территориальная дифференциация инвестиции в предприятиях
Самые большие капиталовложения - так же как в предыдущие годы - сосредоточились в регионах с самым высоким уровнем индустриализации[15], в варшавском, катовицком, познаньском, гданском, вроцлавском и Краковском воеводствах. В 1997 г. общий объем новых инвестиций в этих воеводствах составлял 53% всех капиталовложений в МСП.
Карта 2.4 Объем капиталовложений в МСП в 1997 г.
Текущий уровень инвестиций тесно связан с уровнем инвестирования в предыдущие годы[16]. Высокая эффективность инвестиций в регионах с высоким уровнем капиталовложений стимулирует предпринимателей инвестировать в этих регионах, что в свою очередь увеличивает разрыв между регионами. Концентрация капиталовложений является также в определенной мере результатом некоторой инерции процессов инвестирования, связанных с инвестиционными циклами. Не без влияния на упомянутую концентрацию остается также поддержка для реструктуризации старых промышленных округов. Эти процессы означают на практике отход от принципа сбалансированного развития в сторону более поляризованного.
Заключение
1997г. оказался благополучным для сектора МСП. Число малых предприятий увеличилось на более чем 18%, т.е. росло быстрее, чем в 1996 г. На свыше 8% возросло число средних предприятий. Это также темпы роста намного выше, чем годом раньше. Число работающих в самых маленьких предприятиях увеличилось сильно - на 13%, благодаря чему динамика занятости во всем секторе малых фирм впервые достигла уровня 5%. Одновременно динамика занятости в секторе средних предприятий оставалась на уровне 1995-1997 гг., т.е. около 7,5%. За исключением торговых предприятий росли доходы в пересчете на одно малое предприятие, с числом работающих до 5 человек. Была приостановлена тенденция снижения рентабельности в группе частных малых фирм, рентабельность средних частных предприятий оставалась на уровне предыдущего года. Капиталовложения малых и средних частных предприятий росли быстрее чем в период 1995-1996 гг., несмотря на то, что до 1997 г. темпы инвестирования были также достаточно высокими. В частности надо подчеркнуть рост капиталовложений в малых предприятиях, потому что - в отличии от средних - он произошел при относительно небольшом участии иностранного капитала.
Среди разных отраслей экономики быстрее всего развивался сектор МСП в строительстве и в обслуживании недвижимости и фирм. Значительно возросло также число средних предприятий в секторе производственной деятельности. Об этом свидетельствуют относительно высокие показатели роста числа предприятий и числа работающих, а также самые высокие по сравнению с другими отраслями показатели рентабельности оборота брутто и нетто. Особенно полезно для экономики развитие сектора МСП в обслуживании недвижимости и фирм, потому что предприятия из этого сектора оказывают современные услуги другим предприятиям (информатика, консалтинг, реклама). Без этих видов услуг дальнейшее быстрое развитие сектора МСП в экономике кажется невозможным. Это подтверждается опытом западных стран. В 1997 г. были также такие отрасли, в которых развитие сектора МСП, прежде всего малых фирм, встречало барьеры. Эти отрасли, то прежде всего торговля и ремонты, гостиницы и рестораны, а также прочая деятельность по предоставлению услуг. Кажется, однако, что из названных трех видов деятельности, только барьеры развития сектора малых торговых фирм окажутся более постоянными. В случае двух остальных они, скорее всего, временны и должны исчезнуть по мере роста доходов населения.
Результаты экономической деятельности МСП, в частности рост инвестиций, были бы хорошим фактором прогнозирующим развитие этого сектора в будущем, если бы не произошли неожиданные внешние события. Значительная часть МСП производила или продавала товар на рынки стран СНГ. Поэтому российский кризис был тяжелым испытанием для этих предпринимателей. В какой степени этот кризис повлиял на положение МСП, покажут только данные за 1998 и 1999 гг. Несомненно, часть малых фирм прекратят работу, но те которые останутся должны стать после этого испытания сильнее. Экономические показатели МСП в 1997 г. и в предыдущие годы позволяют питать надежду, что основная их часть найдет пути выхода из этого сложного положения.