Поэтому каждый мусульманин обязан стремиться совершать молитву с первым джама’атом, и особенно это касается тех, кто проживает рядом с мечетью.

Доводы дозволяющих совершение второй групповой молитвы в мечети

Главным аргументом ученых, считающих дозволенным совершение молитвы вторым джама’атом в мечети, в которой уже была совершена молитва, является следующий хадис, переданный Абу Са’идом. Он рассказывал: “Однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел в мечети вместе со своими сподвижниками, вошел один человек, а намаз к этому времени уже был совершен. Тогда посланник Аллаха сказал: «Кто совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа (милостыню)?» Тогда один из сидящих встал и помолился вместе с ним”. Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хиббан. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахихуль-джами’» 2652.

На этот хадис опираются ученые, дозволяющие совершение молитвы вторым джама’атом в мечети. Также ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) на вопрос о дозволенности молитвы вторым джама’атом в мечети, привели данный хадис.

Однако большинство ученых, которые придерживаются первого мнения, возразили на этот довод и сказали, что в этом хадисе нет ясного указания на дозволенность или желательность этого. Во-первых, этот случай был исключением, ибо понимание сподвижников указывало на то, что второго джама’ата в мечети, в которой была совершена молитва, в их времена не было. Во-вторых, пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к людям уже совершившим эту обязательную молитву в первом джама’ате. См. “Сайлюль-джарар” 1/254. И для того человека, который встал совершить молитву за опоздавшим, эта молитва была уже добровольной.[6] А речь идет именно о совершении обязательной молитвы вторым джама’атом опоздавшими. Поэтому этот довод никак не может противостоять тем ясным и четким вышеприведенным аргументам.

Следующий довод второй стороны, это предание от Анаса, в котором сообщается, что когда “он зашел в мечеть, в которой уже совершили молитву, он повелел произнести слова азана и икъамы, а затем они совершили молитву джама’атом”. аль-Байхакъи. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

В этом сообщении также нет указания на дозволенность совершения молитвы в мечети вторым джама’атом. Во-вторых, Анас пошел в противоречие другим сподвижникам и тому, кто был более знающ чем он, а это Ибн Мас’уд. А мнение сподвижника принимается в расчет, если неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников возразил ему или же поступал иначе. И в-третьих, ученые ответили на это тем, что скорее всего эта была мечеть, в которой не было постоянного имама, т.е. это была мечеть как те, что построены на дорогах, на рынках и т.д. где нет постоянного имама и муаззина. См. “Тамамуль-минна” 173.

Таковы доводы обеих сторон.

Несмотря на сильные аргументы второй стороны, все же доводы первой являются убедительнее, поскольку она имеет более четкие и ясные аргументы, а также объясняет и совмещает свои доводы с доводами второй стороны.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, следует, что в мечети, в которой есть постоянный имам и муаззин, порицается совершение опоздавшими молитву вторым джама’атом. И необязательно, что постоянный имам должен быть один, ответственных за проведение коллективных молитв имамов может быть и несколько. Что же касается молебны (мусалля), в которой нет постоянного имама и муаззина, то не порицается совершение в ней совместной молитвы, будь-то вторым или третьим джама’атом.

Однако если человек знает, что он уже опоздал на первый джама’ат, то все же лучше совершить молитву в мечети, ибо совершение молитвы в мечети лучше, чем совершение ее в любом другом месте. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто совершит омовение для молитвы должным образом и отправится пешком в мечеть на обязательную молитву, чтобы совершить ее вместе с людьми, или в джама’ате, или в мечети, тому Аллах простит его грехи». ан-Насаи 856. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Но если опоздавших несколько и они желают совершить молитву совместно, тогда им лучше им сделать это где-либо в другом месте, пусть даже не в мечети, если есть такая возможность, поскольку так поступил пророк (мир ему и благословение Аллаха), помолившийся со своей семьей, и Ибн Мас’уд, который совершил молитву дома со своими спутниками.

Также следует знать, что людям, опоздавшим по уважительной причине на первый групповой джама’ат, следует совершить эту молитву раздельно, поскольку, если у них была веская причина, то они и так получат награду как за совершение ее в джама’ате, поэтому им не следует совершать ее вторым джама’атом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто тщательно совершит омовение, затем отправится на молитву, тому за каждый правый шаг Аллах запишет благое деяние, а за каждый левый – сотрет прегрешение. Когда же он придет в мечеть и совершит с людьми молитву, то ему будет прощено. А если он придет тогда, когда часть молитвы будет уже совершена, помолится с ними и доделает оставшееся, то ему так же будут прощены грехи. И даже если он придет тогда, когда люди завершат групповую молитву и совершит ее сам, то ему так же будет прощено!» Абу Дауд 1/154, аль-Байхакъи 3/69. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами’» 440.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто тщательно совершил омовение и отправился в мечеть, и застал людей уже совершившими эту молитву, тому Аллах дарует награду, подобную награде тех, кто совершил эту молитву, что ничуть не уменьшит их собственной награды!» Ахмад 2/380, Абу Дауд 564, аль-Хаким 1/208. Имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Имам ас-Синди сказал: “Внешне эти хадисы указывают на то, что награда за совершение групповой молитвы засчитывается тому, кто стремился к ней. И не уменьшается его награда вне зависимости от того, успел он на нее или нет. Например, тот, кто успел на ташаххуд, подобен тому, кто застал начало молитвы. Достоинства и награда не познаются с помощью умозаключений[7], и нет довода в словах тех, кто противоречит данным хадисам относительно этой темы![8]” См. “Миркъатуль-мафатих” 2/130.

Также хочется напомнить, что данную тему ни в коем случае нельзя делать предметом споров и ссор. Это недопустимо, и не следует порицать и обвинять в заблуждении тех, кто будет совершать молитву вторым джама’атом в мечети, в которой есть постоянный имам и муаззин. Главное, чтобы мусульманин следовал за доказательством, а не за своими страстями, а также не делал и не говорил о религии Аллаха ничего без знания!

Наши рекомендации