В этом хадисе содержится весьма сильный аргумент на отсутствие законности совершения второй групповой молитвы в одной мечети.

Хасан аль-Басри говорил: “Когда сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) заходили в мечеть, в которой уже была совершена молитва, они молились индивидуально”. Ибн Абу Шайба 2/223.

Что же касается увеличения числа джама’атов в одной мечети, то это стало распространенным деянием в исламской общине только после шестого века по хиджре. См. “Фатхуль-‘Алий аль-Малик” 1/92.

Также на предпочтительность этого мнения указывает и та мудрость, по причине которой порицается совершение молитвы вторым джама’атом. Прекрасно разъяснил этот вопрос имам аш-Шафи’и, сказавший: “Если человек пропустит групповую молитву в мечети, которая рядом с ним, а затем в этой же мечети совершит молитву вторым джама’атом, то для меня это предпочтительнее. Однако если в мечети есть постоянный имам (ратиб), и один человек или группа людей не застали общую молитву в ней, то они совершают молитву индивидуально. И я не одобрю, если они совершат молитву совместно в этой мечети. Я порицаю это по той причине, что саляфы не делали подобного, более того некоторые из них строго порицали подобное, поскольку это ведет к разделению единства мусульман. Бывает так, что люди, не желая совершать молитву позади определенного имама общей молитвы, не заходят в мечеть во время совершения молитвы, а когда молитва завершается, они заходят и собираются джама’атом для совершения молитвы. Это служит причиной разногласия и разделения единства, что является порицаемым.[4] Я порицаю подобное, в каждой мечети, где есть постоянный имам и муаззин. А что касается мечетей, которые построены на дорогах, в которых совершают молитву путники и укрываются в них от солнца, в которых нет постоянного муаззина и имама, то я не порицаю совершение молитвы вторым джма’атом в них, поскольку нет в этом разделения единства”. См. “аль-Умм” 1/136.

Шейх Ахмад Шакир после этих слов имама аш-Шафи’и сказал: “То, на что указал имам аш-Шафи’и относительно данной темы, является прекрасным и правильным, что указывает на его тонкое понимание религии”. См. “Та’ликъ Джами’ ат-Тирмизи” 1/431-432.

Совершение вторым джама’атом молитвы в мечети, в которой она уже была совершена, приводит в расстройство первый, основной джама’ат в мечети. Это являлось одной из причин, по которой Всевышний запретил совершение молитвы в мечети, построенной лицемерами во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и повелел ее разрушить. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и для поддержки тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его посланника, непременно будут клясться: “Мы не хотели ничего, кроме блага”. Аллах свидетельствует, что они лжецы!» (ат-Тауба 9: 107).

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Т.е. мусульмане были единым джама’атом в одной мечети, а лицемеры посредством этого желали внести раскол в их ряды”. См. “Ахкамуль-Къуран” 2/1013.

Если люди будут знать, что они опоздают на групповую молитву, которая в мечети совершается всего один раз, то они несомненно будут спешить на нее, чтобы увеличить число молящихся и заслужить большую награду. Однако, если людям будет известно, что в той или иной мечети совершается молитва и вторым и третьим джама’атом, то они не будут спешить на первый джама’ат. Это приведет к уменьшению количества молящихся первого джама’ата, что является порицаемым. См. “аль-Базаль аль-маджхуд” 4/278.

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби говорил: “Это мудрость шариата для закрытия заблуждений приверженцев нововведений, чтобы они не опаздывали на первый джама’ат, а затем приходили и молились с другим имамом. Такой поступок является причиной исчезновения мудрости групповой молитвы и ее Сунны!” См. «‘Аридатуль-ахъуази» 2/21.

Следует отметить, что групповая молитва, награда которой приравнивается награде двадцати пяти – эта молитва, совершенная в мечети с первым джама‘атом.[5] Более того, мусульманин не должен забывать о важности и достоинствах обязательной коллективной молитвы, помня слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Поистине, Аллах восхищается групповой молитвой!» Ахмад. Хадис хороший. См. «Сахихуль-джами’» 1820.

Ведь чем больше людей будет совершать групповую молитву, тем больше будет за нее награда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Молитва двоих вместе лучше перед Аллахом, чем молитва четверых раздельно. Молитва четверых вместе лучше перед Аллахом, чем молитва восьмерых раздельно. А молитва восьмерых вместе лучше перед Аллахом, чем молитва ста человек раздельно!» ат-Табарани, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами’» 3836.

Наши рекомендации