Что делать, если мусульманин проживает в стране неверных или мусульман, в которой начало и конец поста определяют согласно астрономическим вычислениям?

Выше мы рассматривали, что мусульманин обязан начинать и заканчивать пост со всеми или же большинством жителей своей страны, о чем сказано в хадисе: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда совершают его все». ат-Тирмизи 697, Ибн Маджах 1660. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Муфлих, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

И также мы рассмотрели вопрос, что наступление и завершение поста не дозволено устанавливать на основании астрономических вычислений, основанием чему служат ясные веления пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц», «Не поститесь, пока вы не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не увидите луну!»

Однако возникает вопрос: Что делать, если например, мусульманин проживает не в исламской стране и в ней не опираются на зрительную фиксацию луны? Поститься с большинством, которые постятся в подобных странах на основании календарей, составленных в соответствии с астрономическими вычислениями, или же опираться на исламскую страну, которая постится на основании зрительной фиксации?

Вопрос: «Я проживаю в Голландии и люди стали разногласить в наступлении первого дня Рамадана. Среди них были те, кто начал поститься вместе с Египтом и те, кто ждал объявление канала аль-Джазира. Что является правильным в этом?»

Ответ:

Во-первых, наступление поста не устанавливается кроме как зрительной фиксацией месяца, как говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц»аль-Бухари 1909, Муслим 1081.

И нет смысла обращаться к астрономическим вычислениям.

Во-вторых, если у мусульман, проживающих не в исламских странах, если некая шариатская организация, к которой они обращаются и которая опирается на шариатский способ в вычислении наступления и завершения поста, то ученые Постоянного комитета дали фатуа, что подобная организация имеет для них статус шариатского правительства и им следует следовать за ними в вопросе начала и конца Рамадана. Однако если у них нет подобной организации, то нет на них греха, если они последуют стране, которой доверяют, которая устанавливает Рамадан на основании шариата, а не астрономических вычислений”.

Они также отвечали: “Если мусульманин проживает в стране неверных, или же в стране, которая играет с вопросом наступления и завершения поста в соответствии со своими страстями, то нет проблем, если он последует стране, которая руководствуется установлениями шариата!”

Их также спросили: "Мы проживаем в Германии, и проблема в том, что имам одной мечети говорит: «Мы скоро начнем пост вместе с Саудовской Аравией», а в другой мечети говорят: «Мы будет поститься вместе с исламской организацией в Европе» Что вы скажите об этом?"

Ответ: “Если эта исламская организация Европы опирается на зрительную фиксацию наступления Рамадана, то правильнее и предпочтительнее следовать за ней в наступлении и завершении поста!” См. подробней вопросы "Суаль уа джауаб" № 1602, 1248, 1226, 12600, 50522.

Спросили шейха Ибн База относительно того, кто проживает в Испании, но начинает и заканчивает пост вместе с Меккой и Мединой. Он ответил: “Что касается вашего поста и разговления в Рамадан вместе с нами по причине того, что вы проживаете в Испании, то нет в этом никаких проблем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его, то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями»Это общее обращение ко всей общине, и два города как Мекка и Медина больше заслуживают следованию им, чем другие страны, пусть Аллах прибавит им усердие и прямой путь. Причина этому то, что вы находитесь в стране, в которой не живут по Исламу!” См. “Фатауа Ибн Баз” 15/105.

Подводя итог, следует отметить, что если мусульмане проживают в стране, в которой скажем Духовное управление опирается на астрономические вычисления и за месяц вперед сообщают о наступлении поста, то не следует следовать им в этом. Выше были приведены слова имама Ибн Къудамы: “Если кто-то станет опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост не действительный, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении Рамадана)!”

Причина этого поступка с их стороны зачастую связана с соглашением этого вопроса с правительством, поскольку нужно объявить выходной и т.д. это конечно же относится к игре с установлениями шариата. В подобной ситуации мусульманин должен следовать исламской стране, которая вычисляет наступление поста на основании зрительной фиксации.

Но если то самое духовное управление опирается в наступлении поста на зрительную фиксацию и ей в этом вопросе следует большинство мусульман этой страны, то следует поститься вместе с ними. Также если они опираются в начале поста на какую-либо исламскую страну, скажем на Египет, то следует начинать пост с ними. А не опираться скажем на Саудовскую Аравию, чтобы следовать велению пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь тогда, когда постятся все»

Так можно объединить существующие мнения по данному вопросу.

А что касается разногласий с мусульманами этой страны, то этого можно избежать, не выявляя во всеуслышание то, что ты держишь пост или не держишь пост.

Наши рекомендации