Предприятия оптовой торговли. Виды, типы, функции. Особенности развития оптовой торговли на современном этапе.
Продажа товаров крупными партиями для дальнейшей перепродажи или производственного потребления называется ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕЙ.
После оптовой продажи товары не поступают в сферу личного потребления, а остается в сфере обращения или поступают в сферу производственного потребления.
Отличительные признаки оптовой торговли:
-покупателями являются не физические лица, а юридические.
-купленный товар используется для предпринимательской цели.
Функции оптовой торговли:
-преобразование производственного ассортимента в торговый;
-хранение товарных запасов, в т.ч. и страховых;
-доработка, фасовка и упаковка товаров, т.е. продолжение производственного процесса в сфере обращения;
-маркетинговые исследования рынка и реклама товаров.
Виды предприятий оптовой торговли. Всех оптовиков можно разбить на четыре группы: 1. Оптовики-купцы - это независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания.Оптовики с полным циклом обслуживания предоставляют следующие услуги:- хранение товарных запасов;- предоставление продавцов;- кредитование;- обеспечение доставки товара и оказание содействия в области управления.Существует несколько видов оптовых предприятий с ограниченным набором услуг. Оптовик, торгующий за наличный расчет и без доставки товара, занимается ограниченным ассортиментом ходовых товаров, которые он продает мелким розничным торговцам с немедленной оплатой покупки. Розничные торговцы сами организуют вывоз купленного товара. 2. Брокеры и агенты БРОКЕРЫ. Их основная функция - свести покупателя с продавцами ипомочь им договориться. Брокеру платит тот, кто его привлек. Брокер недержит товарных запасов, не принимает участия в финансировании сделок, непринимает на себя никакого риска. АГЕНТЫ. Агент представляет покупателя или продавца на болеедолговременной основе. 3. Оптовые отделения и конторы производителей - это основная разновидность оптовой торговли, которая состоит из операций, осуществляемых продавцами и покупателями самостоятельно, без привлечения оптовых торговцев. 4.Разные специализированные оптовики. В ряде отраслей экономики имеются собственные специализированные оптовые организации(оптовые нефтебазы, оптовики-скупщики сельхозпродуктов, транспортировка, складирование, финансирование и т.д.) Быстрое развитие оптовой торговли в последние годы обусловленозначительными тенденциями в современной экономике:- ростом массового производства товаров на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции;- увеличением объемов производства впрок, а не для выполнения конкретных заказов;- увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей;- обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.В настоящее время оптовая торговля имеет основные формы:
· транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному пользователю;
· складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов.
Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и складской товарооборот, на который приходится больший удельный вес.
Транзитный товарооборот подразделяется:
· товарооборот с участием в расчетах. Торговая фирма оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает от своих покупателей.
· товарооборот без участия в расчетах. Поставщик предъявляет к оплате счет непосредственно покупателю.
Участники торгов на рынке:
· собственники товара;
· розничные торговые структуры, выступающие в роли покупателей;
· персонал оптового рынка.
В последнее время получают распространение мелкооптовые магазины-склады типа "кэш энд керри " что в переводе означает "плати и увози". Такого типа магазины-склады действуют по принципу самообслуживания. Они отличаются высокой товарооборачиваемостью с минимальными эксплуатационными расходами. Невысокий уровень расходов позволяет устанавливать более низкие цены. Закупки для магазинов-складов ведутся напрямую с промышленных предприятий.
Важной формой оптовой торговли является биржевая торговля. На бирже товары продаются без осмотра, торговые сделки не заключаются. Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. При этом ведется свободная купля и продажа контрактов. Сделки заключаются только профессиональными посредниками - брокерами. Базисные рыночные цены устанавливаются биржевой котировкой и формируются под влиянием реальных соотношений спроса и предложения.