Факторы, влияющие на издержки обращения.
На уровень издержек обращения влияют различные факторы: и не зависящие, и зависящие от деятельности предприятия.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относится в первую очередь фактор цен. Повышение или снижение розничных цен на товары соответственно влияет на абсолютную величину оборота розничной торговли, а, следовательно, и на относительный уровень издержек обращения. На уровень издержек обращения влияют равномерность завоза товаров, выполнение договоров поставки и ряд других факторов внешнего характера.
К факторам, зависящим от предприятия, относятся факторы, обуславливаемые деятельностью самого предприятия. Рациональное использование выделенных основных и оборотных средств, изучение покупательского спроса и конъюнктуры рынка – все эти и некоторые другие факторы внутреннего порядка будут благоприятно влиять на величину издержек обращения.
Издержки переменные находятся в прямой зависимости от изменений т/о, но изменяются они не всегда в одинаковых пропорциях, поэтому надо учитывать соотношения темпа изменения издержек обращения и т/о.
Степень реагирования издержек на изменения объема деятельности может быть определена с помощью коэффициента эластичности издержек обращения от оборота розничной торговли (КЭ).
где: - изменение издержек обращения, %;
- изменение оборота розничной торговли, %.
Если. К=1 то издержки переменные пропорциональные. К>1 то издержки переменные прогрессивные.
К<1 то издержки переменные регрессивные.
На уровень издержек обращения влияют и другие факторы: состояние материально-технической базы, финансовое состояние, производительность труда. Опережающие темпы роста производительности труда против темпов роста средней заработной платы работников ведут к снижению уровня расходов на оплату труда.
33. Цена и ценообразование в условиях рынка. Сущность цены.
Цена - денежное выражение торговой стоимости продукции, работ, услуг. В условиях рыночной экономики цены определяют структуру и объем производства; движение материальных потоков; распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на прибыль, рентабельность продукции и производства и на уровень жизни общества.
Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования. 'Ценовая стратегия предполагает позиционирование предлагаемого продукта на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и построению стратегии.
Существуют 3 основные цели ценовой политики:
- Обеспечение выживаемости;
- Максимизация прибыли;
- Удержания рынка.
Рыночная цена формируется под влиянием D и S, цен конкурентов, издержек производства.
D на товар определяет верхний предел цен.
Валовые издержки определяют min величину.
Важнейшим фактором ценообразования является гос. регулирование цен.
Существую прямые и косвенные воздействия на цены.
Прямые – установление определенного порядка ценообразования.
Косвенные - направлены на изменение коньюктуры рынка , создание определенные положения в области финансов, налоговых операций, оплаты труда и т.п.
Формирование розничной цены:
- если товар поступил от производителя по свободной отпускаемой цене прямо в розничную торговлю.
Состоит из С/с, прибыли, акциз, НДС, Торг./над
- если товар поступил в опт торговлю или к посредникам, а затем в розничную торговлю.
Состоит из С/с, прибыли, акциз, НДС, опт/над
- цена на импортные товары
Состоит из таможенной стоимости, акциз, таможенной пошлины, таможенных сборов и НДС, уплаченных при таможенном оформлении.
Формирование ценовой политики состоит из:
- определение LR и SR целей ценовой политики;
- анализ спроса на товары и оценка издержек предприятия;
- анализ цен и товаров конкурентов;
- определение ценовой стратегии;
- выбор метода ценообразования.
Методы ценообразования фирм:
- установление цены на уровне текущих цен;
- средние издержки +прибыль;
- метод обеспечения безубыточности и целевой прибыли.