Издержки обращения: экономически сущность, классификация, факторы на них влияющая

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товаров от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки потребления представляют собой общественно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.

Издержки обращения характеризуются суммой и уровнем. Их уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту. Уровень издержек обращения – важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят, с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 тыс. р. товарооборота, с другой – о доле торговых расходов в розничной цене, с третьей – об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Оптимальный уровень издержек соответствует наилучшему способу использования ограниченных ресурсов для достижения поставленной цели – обеспечения конкурентоспособности.

Наряду с показателем издержек обращения в экономике используется показатель издержек потребления. Издержки потребления представляют собой затраты на поиск товара, его покупку, доставку домой, подготовку к потреблению.

Издержки обращения условно подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые издержки – это затраты по организации процесса купли-продажи, содержанию административно-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные издержки обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразованием производственного ассортимента в торговый.

Деятельность предприятий торговли сопряжена с теку­щими затратами живого и овеществленного труда на закупку, транспортировку, хранение, подработку, подсортировку и реа­лизацию товаров.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результа­те выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящих к умень­шению капитала этой организации, за исключением умень­шения вкладов по решению участников (собственников) имущества. Расходы организации (предприятия) подразде­ляются на расходы по обычным видам деятельности и про­чие расходы (операционные, внереализационные, чрезвы­чайные).

Расходами по обычным видам деятельности являются рас­ходы, связанные с изготовлением и продажей продукции; при­обретением и продажей товаров; выполнением работ и оказа­нием услуг.

Выраженные в денежной форме текущие затраты живо­го и овеществленного труда, связанные с доведением товаров от производителя до потребителя и их реализацией, называ­ются издержками обращения. Издержки обращения являют­ся частью расходов по обычным видам деятельности, так как не включают стоимость закупки товаров.

Издержки обращения характеризуются абсолютной (сум­мой) и относительной (уровнем) величинами. Уровень издержек обращения рассчитывается путем процентного отношения суммы издержек обращения к обороту торгового предприятия. На предприятиях розничной торговли уровень издержек обра­щения определяется как процентное отношение суммы изде­ржек обращения к обороту розничной торговли, на предпри­ятиях оптовой торговли — ко всему обороту, на предприятиях общественного питания — ко всему обороту.

Уровень издержек обращения является одним из показа­телей конкурентоспособности предприятия. Он отражает долю текущих расходов предприятия в цене товара. Предприятия должны стремиться к снижению уровня издержек обращения, так как при более низком уровне издержек обращения пред­приятие может получить более высокую прибыль от реализа­ции товаров и установить более низкие цены на товары, а это обеспечит ему рост объема продаж, увеличение его доли на местном рынке и повышение конкурентоспособности.

При этом снижение уровня издержек обращения должно достигаться при условии формирования и расширения ассор­тимента товаров, улучшения состояния материально-техни­ческой базы предприятия и повышения качества торгового об­служивания покупателей. Для того чтобы поддерживать свой имидж, обеспечивать высокое качество обслуживания покупа­телей, предприятия могут идти на единовременное повышение уровня расходов.

Под управлением затратами предприятия понимается оп­тимизация их суммы и уровня, при котором обеспечиваются предусмотренные объем оборота и размер прибыли, необходи­мые для экономического и социального развития предприятия.

Издержки обращения классифицируются по различным признакам:

— Для целей учета, анализа и планирования издержки обращения подразделяются на отдельные статьи расходов. В соответствии с НК РФ (ст. 252, 264) орга­низации могут самостоятельно устанавливать перечень статей расходов. В предприятиях торговли использует­ся следующая номенклатура статей расходов:

• транспортные;

• на оплату труда;

• на аренду и содержание зданий, сооружений, помеще­ний оборудования, инвентаря;

• отчисления на социальные нужды (единый социаль­ный налог);

• амортизация основных средств;

• износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

• на топливо, газ, электроэнергию для производствен­ных нужд;

• на хранение, подработку, подсортировку товаров;

• потери товаров и технологические отходы;

• на тару;

• прочие.

— По экономическому содержанию все издержки под­разделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и про­чие расходы.

К материальным расходам относятся расходы по транс­портировке товаров, по содержанию и эксплуатации основных средств, по таре, потери при хранении и транспортировке товароматериальных ценностей в пределах норм естественной убыли, технологические потери, расходы по таре и упаковке товаров, другие расходы.

В расходы на оплату труда включаются заработная плата работников по тарифным ставкам, должностным окладам сдельным расценкам или в процентах от выручки; премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам окладам за производственное мастерство, высокие достижения в труде; выплаты стимулирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда; оплата отпусков; районные надбавки и надбавки за работу в тяжелых природно-климати­ческих условиях в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации; отчисления на социальные нужды (пенсион­ное страхование, медицинское страхование, государственное социальное страхование) в размере 26% от суммы расходов на оплату труда; другие выплаты.

В расходах по амортизации основных средств отражают­ся суммы начисленной амортизации на полное восстановление амортизируемого имущества. Амортизируемым имуществом является имущество, находящееся у предприятия на праве собственности и используемое им для извлечения дохода, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первона­чальной стоимостью от 10 000 рублей и выше.

К прочим расходам относятся суммы налогов и сборов, на­числяемые в порядке, установленном законодательством Рос­сийской Федерации о налогах и сборах; расходы на обеспече­ние пожарной безопасности расходы по охране имущества; арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество; расходы на содержание служебного транс­порта, расходы на командировки; представительские расходы; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы на канцелярские товары; расходы на почтовые, телефонные, те­леграфные и другие услуги связи; расходы на рекламу и дру­гие расходы.

— В зависимости от выполняемых функций все из­держки обращения подразделяются на оператив­ные (расходы, связанные с выполнением различных операций торгово-технологического процесса) и ад­министративно-управленческие расходы (расходы по содержанию административно-управленческого персонала: его заработная плата, командировочные расходы, почтово-телеграфные расходы, содержание офисов и т. п.).

— По способу отнесения расходов на расходы по реали­зации различных групп товаров издержки делятся

на прямые, непосредственно относимые на конкрет­ные товарные группы, и косвенные, относящиеся к де­ятельности предприятия в целом и распределяемые по группам товаров по различным критериям.

— По степени зависимости от изменения объема оборо­та выделяются условно-постоянные и условно-пере­менные издержки обращения. Сумма условно-посто­янных издержек обращения не зависит от изменения объема оборота (расходы на аренду и содержание по­мещений, расходы на оплату труда в части повремен­ной формы и т. д.). При росте или снижении объема оборота сумма условно-постоянных расходов остается неизменной. Условно-переменные издержки обраще­ния зависят от изменения объема оборота (транспорт­ные расходы, расходы на оплату труда по сдельным расценкам, расходы на хранение товаров, подработ­ку, подсортировку, упаковку, расходы по таре, потери товаров в пределах норм естественной убыли и др.). С ростом объема оборота сумма условно-переменных расходов возрастает и наоборот. Затраты на предприятиях общественного питания имеют особенность. Предприятия общественного питания выполняют три функции (производство собственной продукции, реализа­ция собственной и покупной продукции и организация питания) и соответственно им несут расходы. Расходы в предприятиях питания называются расходами на производство и реализацию продукции. В составе расходов предприятий питания есть та­кие расходы, как расходы на топливо, газ, электроэнергию для; производственных нужд и износ санитарной одежды, столово­го белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов.

На сумму и уровень издержек предприятий торговли и пи­тания оказывает влияние множество факторов, которые можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы, не зависящие от деятельности пред­приятий, — это уровень цен на экономические ресурсы; стоимость услуг других организаций; инфляция; ставки налоговых и других платежей, относимых на издержки.

Внутренние факторы, зависящие от деятельности пред­приятий, — это объем и структура оборота; состав оборота по видам (в опте — транзитный и складской, в общественном питании — по собственной продукции и покупным товарам); эффективность и производительность труда; порядок начис­ления амортизации; скорость обращения средств, вложенных в товарные запасы; состояние материально-технической базы; формы и системы оплаты труда и др.

Наши рекомендации