Развития на основе (путем) чего?
33. Повышения качества мер государственной поддержки (15) — РФ00-01, Волго01-05, Иваново02-06, Ирк01-02, Киров00-01, КрасКр01-02, НижН02-03, НСО01-03, Оренб01-02, Сах01-03, СтавКр01-02, Тверь02-04, Ульян01-02, Хаб99-00, Чел01-02.
34. Повышения эффективности мер государственной поддержки (18) — РФ00-01, Адыгея02, Башкир01, Волго01-05, Иваново02-06, Ирк01-02, Киров00-01, Костр00-02, КрасКр01-02, НижН02-03, НСО01-03, Оренб01-02, Сах01-03, Ставр01-02, Тверь02-04, Ульян01-02, Хаб99-00, Чел01-02.
35. Развития инфраструктуры поддержки (9) — Брянск00, Пенза00-02, СПб00-01, Смол98-00, Томск99-00, Хаб99-00, Хак00-01, ХМАО02-03, Чел00.
36. Совершенствования нормативно-правовой базы (9) — Брянск00, Пенза00-02, СПб00-01, Смол98-00, Томск99-00, Хаб99-00, Хак00-01, ХМАО02-03, Чел00.
37. Освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства (8) — Брянск00, Пенза00-02, СПб00-01, Смол98-00, Томск99-00, Хаб99-00, Хак00-01, Чел00.
38. Господдержки (5) — Бел00-02, Костр00-02, Хаб99-00, Чувашия02-04, Якут02-04.
39. Общественной поддержки (2) — Бел00-02, Калин98-00.
40. Количественного и качественного роста предпринимательского сектора — Башкир01.
41. Системы подготовки кадров, расширения деловых связей, интеграции субъектов малого предпринимательства — Томск99-00.
42. Средний класс (пп. 43—44):
43. Самостоятельно создает собственное благосостояние и достаточный уровень жизни (5) — Арх00, Липецк01-04, Сверд98-99, Тыва02-04, ЯНАО02-04.
44. Гарант стабильности общества (3) — Адыгея00, Липецк01-04, Тыва02-04.
45. Дополнительные характеристики МП, малых предприятий (МПР) и малого бизнеса (МБ) (пп. 46—52):
46. МП (МПР) насыщает местный рынок (отечественными) товарами и услугами и формирует средний класс (6) — Арх00, Липецк01-04, Псков02-06, Сверд98-99, Тыва02-04, ЯНАО02-04.
47. МП — основной инструмент (источник) создания новых рабочих мест (6) — НижН00-01, Оренб99-00, ПримКр99-00, Сверд97, Хак03, ХМАО98-99.
48. МПР(МП) дает стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней (4) — Сверд98-99, Тыва02-04, ХМАО98-99, ЯНАО02-04.
49. МП — весомый источник пополнения бюджета (3) — Оренб99-00, ПримКр99-00, Сверд97.
49. МПР(МП) — для достижения социально-экономической и политической стабильности — Марий02-04.
50. МБ — источник развития территорий и секторов экономики НижН00-01.
51. МП является важным компонентом (неотъемлемой частью) новой структуры экономики (4) — Оренб99-00, ПримКр99-00, Сверд97, ХМАО98-99.
52. МП — основа обеспечения общественного благосостояния — Чувашия00-01.
Также в составе целей государственных программ поддержки указываются:
53. Цели формирования системы государственной поддержки (пп. 54—56):
54. Формирование системы господдержки предпринимательства (9) — Волго98-00, 98-99, Воронеж01, Калин98-00, Коряк99-00, Смол96, Татария98-99, Хак97-99, Якут98-99.
55. Оптимизация системы господдержки МП (1) — НижН00-01.
56. Имущественная поддержка малого бизнеса (предпринимательства) (2) — Тюмень02-03, ХМАО00-01.
57. Цели общеэкономического характера (пп. 58—66):
58. Повышение (рост) благосостояния населения (4) — Арх03-05, Воронеж01, Калин01-02, Оренб99-00.
59. Повышение уровня жизни населения (3) — Воронеж01, Калин01-02, Оренб99-00.
Повышение эффективности и социальной направленности экономики (1) — АлтКр00-01.
60. Увеличение товарного производства (1) — АлтКр00-01.
61. Повышение уровня бытового обслуживания населения края (1) — АлтКр00-01.
62. Повышение конкурентоспособности экономики края (1) — АлтКр00-01.
63. Поддержка местных товаропроизводителей (1) — Арх03-05.
64. Увеличение налоговых поступлений в бюджет (2) — Хак03, Якут00-01.
65. Привлечение дополнительных инвестиций (1) — Хак03.
66. Развитие и модернизация ЖКХ (1) — ХМАО00-01.
67. Цели в области занятости и подготовки кадров (пп. 68—70):
68. Обеспечение (повышение) занятости (6) — АлтКр00-01, Воронеж02, Калин01-02, Оренб99-00, Хак00-01, Чувашия00-01
69. Создание новых рабочих мест (5) — Евр99-00,01-03, Тюмень02-03, ХМАО00-01, Якут00-01.
70. Подготовка кадров предпринимателей (1) — Тюмень02-03.
71. Цели, связанные с МП (малыми предприятиями и бизнесом) (пп. МПР, МБ) (пп. 72—80):
72. Увеличение вклада МП (1) — Мордовия00-01.
73. Рост числа субъектов малого бизнеса (1) — Ростов03-05.
74. Дальнейшее становление и эффективное развитие МП (1) — Волго98-00.
75. Выравнивание потенциала и условий для развития МП в различных территориях области (2) — Ростов03-05, РФ03-05.
76. Повышение конкурентоспособности продукции субъектов МП (1) — Сарат98-00.
77. Эффективное развитие малых предприятий (1) — Самар97-00.
78. Повышение потенциала малого бизнеса (1) — Воронеж02.
79. Обеспечение равных прав для реализации предпринимательских проектов (1) — Якут02-04.
80. Устранение проблем малого бизнеса (1) — Ирк01-02.
Как видим, в ряде программ формулирование цели завершает часть, содержащая декларирование того, почему надо развивать малое предпринимательство (предприятия), так как это: насыщает местный (отечественный) рынок товарами и услугами и формирует средний класс, является основным инструментом создания новых рабочих мест, обеспечивает стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, служит важным компонентом новой структуры экономики. Однако достаточной аргументации обычно не приводится. Ряд вопросов остается неясным. Во-первых, действительно ли в данном регионе именно малое предпринимательство создает рабочие места, увеличивает доходы бюджета и т.д. Может быть, надо поддерживать среднее или крупное предпринимательство? Во-вторых, какова относительная значимость отдельных целей, насколько они взаимосвязаны? В-третьих, каковы критерии для количественной оценки целей, в частности, что понимается по «устойчивой деятельностью малого предпринимательства»? Перечень неясностей и расплывчатостей в формулировках целей можно было бы продолжить.
Даже в утвержденных программах одного субъекта РФ для двух смежных периодов встречаются различные формулировки целей, что дается без должного обоснования. Например:
Свердловская область, 97
Обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в Свердловской области как важного компонента новой структуры экономики области, основного инструмента создания новых рабочих мест и весомого источника пополнения бюджета
Свердловская область, 98-99
Создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для устойчивого развития малых предприятий, обеспечивающих насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, формирование среднего слоя общества, самостоятельно создающего собственное благосостояние и достаточный уровень жизни.
Другой недостаток программ — расхождение формулировок целей в паспорте программы и самом тексте программы:
Хакасия, 00-01
Паспорт: Обеспечение условий для развития МП — малого предпринимательства в Республике Хакасия. Содействие в обеспечении занятости населения республики.
Текст программы: Основной целью Программы является создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры, а также развития прогрессивных технологий финансовой поддержки МП.
Обращает на себя внимание полная идентичность целей, декларируемых в программах различных регионов. Например, в Брянской области и в Республике Бурятия в программах на 1999—2000 г. и в Республике Дагестан на 2000—2001: «создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативной правовой базы, развития инфраструктуры, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства». Налицо явное злоупотребление типовым методическим шаблоном.
С другой стороны, приятно видеть вдумчивые и оригинальные трактовки целей. Например, в Областной программе поддержки малого предпринимательства в Курской области на 2000—2001 гг. по методу дерева целей раскрыты экономические, социальные и организационные цели.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в области; увеличение налоговых поступлений в местный, областной и федеральный бюджеты; более эффективное использование производственного, кадрового, научного, природного потенциала области; активизация инвестиционной деятельности и привлечение инвестиционных ресурсов; увеличение объема, разнообразия и качества производимых товаров, работ и услуг.
СОЦИАЛЬНЫЕ: снижение уровня безработицы и увеличение занятости за счет создания новых рабочих мест на малых предприятиях; содействие занятости населения, формирование мощного социального слоя собственников; максимальное удовлетворение потребителей населения области в товарах и услугах.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: совершенствование рыночной инфраструктуры области; оказание содействия системе поддержки малого предпринимательства; создание системы информационного обеспечения и подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства; совершенствование нормативной правовой базы развития малого предпринимательства в области; помощь в организации добровольных объединений предпринимателей области и повышение их роли в развитии экономики области.
Затем в программе Курской области предпринимается попытка оценить, что именно и на каком этапе программы надо сделать для ее реализации. В частности, для достижения экономических целей программы необходимо:
а) на первом этапе - доведение объемов производственной продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без НДС и акциза от 1358 млн. руб. до 1801 млн. руб. в год;
на втором этапе - доведение объема произведенной продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без НДС и акцизов до 2226 млн. руб. в год;
б) развитие малого предпринимательства в следующих приоритетных видах деятельности: промышленность строительных материалов; легкая промышленность; пищевая промышленность (кроме спиртовой, ликеро-водочной, пивоваренной, табачной промышленности); мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность; сельское хозяйство; строительство; здравоохранение, физическая культура; народное образование; наука и научное обслуживание;
в) размещение на малых предприятиях области не менее 15 % ежегодных госзаказов на производство продукции, работ и услуг для нужд области;
г) целевое финансирование социально - значимых для области инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства.
Всего нам удалось найти 30 оригинальных формулировок целей.
2.2.2. Принципы в программах поддержки.В пяти региональных программах отдельно выделены либо «Принципы государственной поддержки малого предпринимательства», либо просто «Принципы программы»:
Москва, 1998—2000 гг. — М98-00 — 5 принципов;
Москва, 2001—2003 гг. — М01-03 — 7 принципов;
Смоленская область, 1996 г. — Смол96 — 8 принципов;
Свердловская область, 1997 г. — Сверд97 — 7 принципов;
Республика Хакасия, 1997—1999 гг. — Хак97-99 — 6 принципов;
Республика Саха (Якутия), 2000—2001 гг. — Якут00-01 — 4 принципа;
Чувашская Республика, 2002—2004 — Чувашия02-04 — 7 принципов.
Итого 44 принципа. В этой совокупности встречаются следующие принципы, общие для двух и более программ:
1) конкурсность — обеспечение равных возможностей для субъектов малого предпринимательства при получении государственной поддержки невозможность для отдельного конкретного предпринимателя требовать обязательной государственной поддержки без конкурсного отбора, учета значимости и необходимости его проекта, продукции или услуги для области — М98-00, М01-03, Смол96, Сверд97, Хак97-99, Якут00-01 — 6 упоминаний;
2) системность – обеспечение функциональной взаимозависимости всех элементов инфраструктуры — М98-00, М01-03, Якут00-01, Чувашия02-04 — 4 упоминания;
3) распределенность полномочий — перенесение части функций поддержки малого предпринимательства с вышестоящего на нижестоящий уровень — М98-00, М01-03, Якут00-01, Чувашия02-04 — 4 упоминания;
4) комплексность — обеспечение основных потребностей малых предприятий при их становлении и развитии, обеспечение полного спектра услуг для малых предприятий — М98-00, М01-03, Чувашия02-04 — 3 раза.
5) равная доступность государственной поддержки для каждого предпринимателя — Смол96, Сверд97, Хак97-99 — 3 раза;
6) соучастие (частичное самофинансирование) — денежная или материальная поддержка осуществляется при условии, что предприятие уже располагает определенной собственностью, вкладывает в реализацию своих целей часть своих финансовых или других ресурсов, привлекает негосударственный капитал — Смол96, Сверд97, Хак97-99 — 3 раза;
7) учет регионального аспекта, ориентация на местный рынок — предоставление преимуществ малым предприятиям из городов и районов, нуждающихся в подтягивании социально-экономического развития до средне областного уровня; деятельность малых предприятий, получающих помощь, должна быть ориентирована главным образом на местный рынок, решение региональных проблем — Смол96, Сверд97, Хак97-99 — 3 раза;
8) способность самостоятельно вести предпринимательскую деятельность — как основание для получения помощи — Смол96, Сверд97 — 2 раза;
9) гласность — доведение информации до общественности Чувашской Республики о мерах государственной поддержки малого предпринимательства — М01-03, Чувашия02-04 — 2 раза;
10) интерактивность – адекватное реагирование всех уровней государственной и исполнительной власти на проблемы, возникающие в сфере малого предпринимательства — М01-03, Чувашия02-04 — 2 раза;
11) делегирование (распределенность) функций – обеспечение участия предпринимательских кругов, общественных объединений и союзов предпринимателей в реализации проектов программы — М01-03, Чувашия02-04 — 2 раза;
12) ограниченность — государственной поддержкой пользуются предприятия и физические лица, отнесенные Федеральным Законом и Правительством РФ к субъектам малого предпринимательства (Сверд97); поддержка оказывается юридическим и физическим лицам, отнесенным законодательством к субъектам малого предпринимательства Хак97-99. Итого 2 упоминания.
13) другие принципы, зафиксированные только в одной программе:
Смоленская область, 1996 г. — а) осуществляется в общегосударственных интересах для развития цивилизованных форм предпринимательства; б) предельное ограничение государственного вмешательства в предпринимательскую среду.
Свердловская область, 1997 г.— все виды поддержки по данному субъекту должны быть согласованы между собой.
Республика Хакасия, 1997—1999 гг. — льготные кредиты выделяются под конкретные экономические показатели на возвратной основе.
Республика Саха (Якутия), 2000—2001 гг.— преемственность — логическое продолжение предыдущей программы; равноправность — каждый субъект малого предпринимательства имеет право на государственную поддержку.
В итоге 5 принципов или 11 % встретились только в одной программе. Двенадцать принципов встречаются в двух и более региональных программах, причем на первом месте стоит принцип «конкурсность». В определенной мере принцип «равные права» на получение поддержки и «равнодоступность» поддержки совпадают. Вместе с тем известно, что в России декларирование равных прав для субъектов хозяйствования далеко не всегда означает возможность реализации данных прав, и получение «права доступа» к тем или иным ресурсам.
Также «равная доступность государственной поддержки для каждого предпринимателя» в указанных перечнях принципов несколько раз усекается, поскольку субъект предпринимательства должен быть малым, участвовать своими средствами и быть ориентирован на решение региональных проблем.
Налицо некоторая избыточность принципов. Вряд ли нужен принцип «способность самостоятельно вести деятельность», поскольку имеется более жесткий — участие предпринимателя собственными средствами в реализации проектов. Системность трактуется узко — только применительно к инфраструктуре поддержки. Этот принцип в смысле системного анализа может быть распространен на установление согласованности между всеми элементами систем предпринимательства и государства, в которые в качестве подсистемы войдет инфраструктура поддержки. Если есть «системность», то вряд ли нужен более узкий принцип — «комплексность».
Очевидно, что не хватает такого принципа, как «эффективность»: использовать выделяемые средства поддержки с наибольшей отдачей.
С одной стороны, попытку установления некоторых принципов, которые должны лежать в основе поддержки предпринимательства в регионе, следует приветствовать. С другой стороны, их формулировки должны быть более обоснованными и четкими.
Представляется, что можно использовать принципы оценки и выбора вариантов региональной программы как сочетания различных подпрограмм, предложенные в «Методических рекомендациях по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства» (М.: ИСАРП, 1997):
1) целенаправленность —четкая формулировка целевых установок;
2) методическое единство —общность принципов оценки для всех видов подпрограмм, связанных с использованием всех видов ресурсов, однородность критериев и методов определения исходных показателей, требований к нормативной базе;
3) системныйподход — рассмотрение подпрограмм как взаимосвязанных элементов, входящих в сложную, целостную систему — программу;
4) вариантность —предполагает выбор наилучшего варианта из многих имеющихся, которые различаются между собой по составу участников, объемам и формам финансирования, срокам реализации и др.;
5) учет ограниченности ресурсов,который осуществляется через систему нормативов эффективности ресурсов или опосредованно — через систему платежей за ресурсы из получаемой прибыли;
6) учет фактора неопределенности,возникающего в силу неполноты и неточности информации, неопределенности целей, интересов и поведения участников, нестабильности нормативно-правового законодательства, неопределенности социально-политической и экономической ситуации в регионе и стране;
7) ориентация на перспективу —рациональное сочетание текущих и долговременных задач;
8) согласование интересов участников;
9) оптимальность —рациональное использование имеющихся в регионе ресурсов;
10) разнообразие методов оценкиэффективности подпрограмм в зависимости от ее специфики (аналитические, статистические, прогнозные, экспертные и др.).
Важно, на наш взгляд, выделить принцип «учет фактора неопределенности», поскольку может оказаться, что субъекта предпринимательства, которому выделена поддержка, будет неэффективно использовать средства. В этом случае государство будет вправе пересмотреть условия поддержки (конечно, такую возможность следует зафиксировать в договоре о предоставлении средств поддержки). То есть у каждой из сторон — государства и предпринимателя — появляется право выбора, или опцион. И, соответственно, в рамках принципа 10 можно использовать модели опционов для оценки стоимости такого опциона.
2.2.3. Анализ задач программ поддержки.Иллюстрация проведения анализа и полученных результатов дана в табл. 2.8—2.10. Этот анализ был построен следующим образом. Из текстов программы выбирался перечень задач с указанием сокращенного названия программы, который вставлялся в лист Excel. Таким образом, получилось 758 формулировок задач.
Затем в других листах была проведена сортировка задач исходя из перечня задач. Сортировка проводилась сначала для отдельных регионов, чтобы оценить, насколько эти задачи решаются (если задача, поставленная в году t, без существенных изменений формулируется и в году t + 1, то есть веские основания полагать, что в году t эта задача решена не была).
Например, для трех программ Республики Адыгея на первом шаге была получена табл. 2.8. После исключения одной повторяющейся задачи в программе 2003 г. («Расширение круга субъектов МП», которая входит в задачу «Расширение круга субъектов МП и лиц, стремящихся заниматься ПД») и объединения однородных задач была получена табл. 2.9.
Таблица 2.8. Исходный перечень задач программ поддержки Республики Адыгея
Задача программы | Индекс |
Улучшение правовых условий деятельности МПР* путем создания целостной системы законодательных и нормативных правовых актов | Адыгея00 |
Стимулирование инвестиционной активности МПР | Адыгея00 |
Развитие системы гарантий и финансового лизинга | Адыгея00 |
Сохранение необходимых налоговых льгот для МПР | Адыгея00 |
Предотвращение ухода МПР в «теневую экономику» | Адыгея00 |
Освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов | Адыгея00 |
Поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов | Адыгея00 |
Создание городских и районных центров поддержки МП* | Адыгея00 |
Стимулирование МП в сфере инновационной деятельности | Адыгея00 |
Подготовка молодых предпринимателей | Адыгея00 |
Развитие регионального сотрудничества в сфере МП | Адыгея00 |
Укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей. | Адыгея00 |
Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей ПД* и ее государственную поддержку | Адыгея02 |
Развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора МП | Адыгея02 |
Распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития МП | Адыгея02 |
Расширение круга субъектов МП и лиц, стремящихся заниматься ПД | Адыгея02 |
Подготовку кадров для сферы МП | Адыгея02 |
Развитие МП в инновационной и производственной сферах | Адыгея02 |
Продвижение продукции МПР на региональный и межрегиональный рынок | Адыгея02 |
Проведение информационно-аналитического мониторинга состояния МП в Республике Адыгея и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства | Адыгея02 |
Совершенствование нормативно-правовой базы | Адыгея03 |
Развитие кредитно-финансовых механизмов | Адыгея03 |
Расширение круга субъектов МП | Адыгея03 |
Распространение опыта других регионов, направленного на обеспечение условий для развития МП | Адыгея03 |
Расширение круга субъектов МП и лиц, стремящихся заниматься ПД | Адыгея03 |
Подготовка кадров для сферы МП | Адыгея03 |
Продвижение продукции МПР на региональные и межрегиональные рынки | Адыгея03 |
Проведение мониторинга состояния МП | Адыгея03 |
Повышение эффективности деятельности органов государственной власти Республики Адыгея по поддержке МП | Адыгея03 |
*Для удобства обработки длинные наиболее часто встречающиеся наименования заменялись сокращениями типа: МП — малое предпринимательство; МПР — малое предприятие; ПД — предпринимательская деятельность, и др.
Таблица 2.9. Объединение однородных задач в программах поддержки Республики Адыгея
Задача программы | Индекс |
Улучшение правовых условий деятельности МПР путем создания целостной системы законодательных и нормативных правовых актов | Адыгея00 |
Совершенствование нормативно-правовой базы | Адыгея02,03 |
Проведение информационно-аналитического мониторинга состояния МП в Республике Адыгея и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства | Адыгея02,03 |
Повышение эффективности деятельности органов государственной власти Республики Адыгея по поддержке МП | Адыгея03 |
Предотвращение ухода МПР в «теневую экономику» | Адыгея00 |
Развитие регионального сотрудничества в сфере МП | Адыгея00 |
Создание городских и районных центров поддержки МП | Адыгея00 |
Сохранение необходимых налоговых льгот для МПР | Адыгея00 |
Укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей. | Адыгея00 |
Подготовка кадров для сферы МП | Адыгея00,02,03 |
Расширение круга субъектов МП и лиц, стремящихся заниматься ПД | Адыгея02,03 |
Стимулирование инвестиционной активности МПР | Адыгея00 |
Развитие системы гарантий и финансового лизинга | Адыгея00 |
Освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов | Адыгея00 |
Поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов | Адыгея00 |
Развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора МП | Адыгея02,03 |
Распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития МП | Адыгея02,03 |
Продвижение продукции МПР на региональные и межрегиональные рынки | Адыгея02,03 |
Развитие МП в инновационной и производственной сферах | Адыгея00,02 |
Табл. 2.10 представляет собой ранжирование по мере убывания 417 наиболее часто встречающихся задач. Буквы «РФ» вначале строки указывают, что за основу взята формулировка из Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000—2001 годы. Общее число программ с приведенной (или близкой к ней) формулировкой дано в графе «З» (включая программу по РФ), а в графе «%» дан процент от общего числа (417) задач.
Если сопоставить показатели частоты появления проблем, приведенные в табл. 2.3, и частоты задач, которые указаны в программах поддержки из табл. 2.10, то можно наблюдать об их достаточно хорошем соответствии. Так, на первом месте в обеих таблицах мы видим проблемы и задачи, связанные с финансово-кредитным механизмом.
Административные барьеры в проблемах идут на втором месте, а в задачах — на третьем. Проблемы, связанные с несовершенством законодательства в общем списке стояли на втором месте, а в задачах — на четвертом месте. Однако, как видно из табл. 2.10, показатели частоты для мест со второго по пятое находятся в пределах одного процента. А это явно небольшое расхождение для оценки качественных характеристик, с которыми ведется работа.
Вместе с тем, если в цепочке «проблемы — цели — задачи» в достаточно большом числе случаев можно найти определенную согласованность, то в части «задачи — мероприятия программ — исполнители мероприятий — результативность мероприятий» положение дел вызывает много вопросов.
2.3. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ И ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
2.3.1. Рекомендации методик.В документе «Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства» (М.: ИСАРП, 1997) можно найти следующее:
Конкретизация целей и задач программы осуществляется путем их ранжирования, т.е. проведения оценки относительной важности реализации данной цели для достижения стратегической цели программы. Эта оценка основана на процедуре экспертного анализа. Реализация цели обеспечивается комплексом мероприятий.
Таблица 2.10. Ранжирование задач по частоте постановки, указанных в программах государственной поддержки предпринимательства
Задача программы | З | % |
1. РФ-Разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки МП, консолидация средств для финансирования приоритетных направлений МП, интеграция финансовых механизмов МП в общую кредитно-финансовую систему России | 9,59 | |
2. РФ-Преодоление административных барьеров на пути развития МП | 8,63 | |
3. РФ-Создание новых рабочих мест | 8,39 | |
4. Законодательное и/или нормативно-правовое обеспечение МП | 8,15 | |
5. Формирование (развитие и т.п.) инфраструктуры поддержки МП | 7,91 | |
6. Укрепление социального статуса и повышение престижа и безопасности предпринимателей (МП) | 7,43 | |
7. РФ-Создание благоприятных условий для устойчивой деятельности МПР | 7,19 | |
8. Развитие конкуренции на рынке товаров и услуг | 5,52 | |
9. Подготовка кадров для МП (малого бизнеса) и обучение | 5,52 | |
10. Поддержание деловой и инвестиционной активности | 4,80 | |
11. РФ-Привлечение малых предприятий для выполнения госзаказа | 3,84 | |
12. РФ-Расширение внешнеэкономической деятельности малых предприятий | 3,84 | |
13. Развитие МП в инновационной и производственных сферах | 3,84 | |
14. Пополнение бюджетов и расширение налогооблагаемой базы | 3,12 | |
15. РФ-Предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки МПР в рамках инфраструктуры поддержки МП | 2,64 | |
16. РФ-Создание условий для производства импортозамещающей продукции | 2,40 | |
17. Развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере МП | 2,40 | |
18. Продвижение продукции МПР на межрегиональный и международный рынок | 1,92 | |
19. РФ-Привлечение зарубежных инвестиций в сектор МП | 1,44 | |
20. Практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов МП | 1,44 | |
Итого |
Описание мероприятия должно включать его содержание, состав участников, период (сроки) реализации, результаты, затраты ресурсов, показатели эффективности.
Критериями выделения мероприятий служат их роль и вклад в решение основных целей и задач программы, длительность сроков реализации.
В рассматриваемых Методических рекомендациях указано, что можно использовать такие следующие критерии: целевые, внешние, научно-технические, коммерческие, производственные, рыночные, экологические. Там, где это возможно, используют принятые методики (оценки бизнес-проектов и т.д.). Также отмечено, что задача выбора лучшего варианта комплекса подпрограмм, будучи многокритериальной, не может быть полностью формализована. В связи с этим окончательное решение об отборе подпрограмм и их включении в программу должно приниматься на основе общего согласованного решения разработчиков. Важно отметить, что Методических рекомендациях имеется специальный раздел «Расчет эффективности программы», в котором содержатся, на наш взгляд, достаточно четкие указания:
Определение показателей эффективности программы является заключительным этапом ее оценки. В зависимости от общих целей программы и интересов участников может быть проведен расчет конкретных показателей эффективности: народнохозяйственной (обосновывающей целесообразность реализации данной программы для народного хозяйства региона), интегральной (учитывающей совокупность последствий проведения программы за весь период времени), коммерческой (отражающей величину чистой прибыли организаций, осуществляющих финансирование региональных программ). Обобщающим показателем эффективности программы является показатель, рассчитываемый как превышение совокупности результатов, полученных от реализации программы над совокупными затратами в течение всего срока ее реализации.
В существующих условиях финансирование работ по программе может осуществляться за счет различных источников: ассигнований из госбюджета, средств коммерческих структур, части доходов от приватизации имущества, средств от продажи акций и др. ценных бумаг. Источник финансирования имеет важное значение при исчислении полных затрат на программу. Если средства выделены из бюджета, то в полные затраты включают прямые затраты всех ресурсов с учетом их нормативной эффективности. Если финансирование осуществляется за счет кредитов государственных или коммерческих банков, то в состав затрат дополнительно включается размер платы за пользование этим кредитом в соответствии с условиями кредитования.
При расчете коммерческого эффекта в составе полных затрат учитывают как прямые затраты ресурсов, так и выплаты в бюджеты разного уровня, определяемые в соответствии с действующим порядком налогообложения (платежи за пользование кредитом, арендную плату, дополнительный доход - в случае, если участникам программы предоставлены налоговые льготы или дотации).
При оценке эффективности инвестиционных проектов, включенных в региональную программу, применяются стандартные методики. Кроме основных результатов, выражаемых экономическими показателями, учитываются сопутствующие, включая социальные, экологические и др.
И. В. Баранова в работе [10] предлагает включать в программы обобщающие и частные показатели эффективности, представленные в табл. 2.11.
Таблица 2.11. Возможные обобщающие и частные показатели эффективности
в программах господдержки (по мнению И. В. Барановой) [10]
— обобщающий показатель эффективности региональной программы; — совокупные результаты, полученные от реализации программы (сумма произведенной продукции, работ и услуг малыми предприятиями или сумма налогов, уплаченная в бюджет); - совокупные затраты в течении срока реализации программы (например, бюджетные средства выделенные на финансирование программ). | |
— доля малых предприятий в налоговых доходах бюджета; - сумма налогов, уплаченных МП; — налоговые доходы бюджета. | |
— малых предприятий в валовом региональном продукте; - сумма произведенной продукции СМП; — валовой региональный продукт. | |
— плотность малых предприятий; — количество малых предприятий в регионе; — численность населения в регионе. | |
— доля созданных рабочих мест в общей численности экономически активного населения; — количество созданных новых рабочих мест; — численность экономически активного населения региона. | |
— доля работающих в малом бизнесе в экономически активном населении региона; — численность работающих в малом бизнесе; — численность экономически активного населения региона. |