Сущность и роль налогов в экономической системе общества
Налоги появились вместе с государством и использовались как основной источник средств, обеспечивающий функционирование государства.
В основе налога лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве.
Совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением.
Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации доходов в казну.
Налоги как экономическая категория отражают отношение между государством, населением и юридическими лицами в процессе перераспределения ВВП с целью мобилизации денежных средств для государственных расходов.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально - безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
В понятии налог заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания налогообложения, а именно:
1. Прерогатива законодательной власти утверждать налоги.
2. Односторонний характер установления налога.
3. Налог является индивидуально безвозмездным.
4. Уплата налога - обязанность налогоплательщика, которая не порождает встречной обязанности государства.
5. Целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого - то конкретного расхода.
Налоги как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены рядом факторов:
1. Развитие общественного разделения населения на социальные группы.
2. Появление самостоятельных субъектов товарно - денежных отношений.
3. Возникновение государственного аппарата, способного защищать, охранять население от внутренних и внешних врагов.
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства для осуществления, которых необходим доход.
О роли налоговых поступлений в казну можно судить по нескольким показателям:
1. По удельному весу налогов в стоимости ВВП. В России удельный вес налогов в стоимости ВВП составляет 35%.
2. По доли налоговых поступлений в доходах государства. Анализ доходной части бюджетов различных стран показывает, что в более развитых странах преобладают прямые налоги, в то, как в менее развитых - косвенные.
3. По величине изъятия выручки из организаций и доходов граждан. В России основная налоговая тяжесть приходится на организации.[3, c.122-123]
Признаками налога является:
1. Императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случаи невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию.
2. Смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления) обезличивается и используется государством по своему усмотрению.
3. Безвозвратность и безвозмездность предаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит ни каких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода.
4. Легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.
Важным аспектом налогового строительства являются функции осуществляющие системой налогов страны. Функции, показывает каким, образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределение и перераспределение доходов государства.
Налогам свойственны 2 основные функции: фискальная и регулирующая.
Фискальная функция является основополагающей функцией налогообложения. Посредством изъятия налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета, используемого для финансирования государственных затрат. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд, обеспечивающий материальные условия для государственного функционирования. Именно фискальная функция обуславливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.
1. Через Достижение балансом между доходами и расходами бюджета государства.
2. Равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы.
3. Установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе.
4. Выполнение всех экономических, политических и социальных задач.
фискальную функцию государство обеспечивает:
С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.
Фискальная функция налогов создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обуславливает регулирующую функцию.
Регулирующая функция призвана решать посредствам налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а так же предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредствам налогового механизма государства может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательской активности физических лиц. Регулирующая функция, таким образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность, но и отношения экономических агентов между собой.
Сущность регулирующей функции налогов заключается в том, что государств, манипулируя ставками налогов, налоговыми льготами, условиями налогообложения и т.п. создает условия для ускоренного развития тех или иных отраслей и производств, усиливает или ослабляет процессы накопления капитала, расширяет или сужает платежеспособность спрос населения, т.е. регулирует рыночную экономику.
Налог считается установленным лишь в том случаи, когда определен субъект налога и элементы налога.
Субъект налога это налогоплательщики и плательщики сборов, а именно организации и физические лица на которых в соответствии с налоговым кодексом РФ возложена обязанность, уплачивать налоги и сборы.
Резидентами РФ признаются физические лица, которые фактически находятся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году и организации-юридические лица, образованы в соответствии с законодательством РФ.
Нерезидентами РФ признаются физические лица, которые фактически находятся на территории РФ менее 183 дней в календарном году и организации-юридические лица, образованы в соответствии с законодательством различных стран.
Кроме налогоплательщиков существуют так же:
1.Налоговые агенты, на которых возложена обязанность по исчислению и удержанию, перечислению соответствующих налогов в бюджет.
2.Законный представитель налогоплательщика, уполномоченный по закону представитель его интересов в отношениях с налоговыми органами.
З.Сборщики налога, которые осуществляют сборы налогов и перечисляют их в бюджет (государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица).[4,c.25]
Объектом налогообложения могут являться операции по реализации товаров (выполнение работ, оказание услуг), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную и физическую характеристику с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность об уплате налога.
Под имуществом налогообложения понимается все виды объектов гражданских прав (за исключение имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с гражданским кодексом.
Товаром для целей налогообложения признается любое имущество реализуемое либо предназначенное для реализации.
Работой для целей налогообложения признается деятельность результаты, которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и физических лиц.
Услугой для цели налогообложения признается деятельность результаты, которой не имеют материально выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществлении этой деятельности.
Реализации товаров, работ и услуг организацией или физическим лицом признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Источник налога это доход субъекта, из которого вносится оклад налога (взимается налог).
Объекты налогообложения тесно связаны с предметами налогообложения.
Предметы налогообложения это предметы материального мира, которые не порождают никаких последствий, но позволяют выделить те предметы, с которыми связаны налоговые последствия, если будет установлено, взаимосвязь между налогоплательщиком и объектом налогообложения.
Налоговый оклад это сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенное время подлежащее внесению в соответствующий бюджет.
Единица налогообложения это единица масштаба налогообложения, которое используется для количественного выражения налоговой базы. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.)
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налогоплательщик - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных бухгалтерского учета или на основе других подтверждающих данных об объектах подлежащих налогообложению.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам по окончанию, которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога подлежащего уплате.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых исчислений на величину налоговой базы.
Ставки бывают двух видов:
- специфические ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли.
- адвалорные (процентные) ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения.
Льгота по налогам и сборам предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах: преимущество по сравнению с налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.