Свобода доступа на рынок (состояние конкурентной среды)
Нередко доступ на рынки, на которых при нормальных обстоятельствах малый бизнес вполне мог бы работать, в существенной степени осложнен наличием связанных с данными рынками бизнес-интересов администраций всех уровней, правоохранительных органов, активностью криминальных группировок или же иными внеэкономическими обстоятельствами.
Данные исследования показывают, что проблема достаточно актуальна для России: 50,2% опрошенных в целом по России указывают на существование в их регионах отраслей, доступ в которые искусственно затруднен (рис. 5.4.1). Отрицают наличие таких отраслей 22,7% участников опроса. В региональном разрезе соотношение респондентов, указывающих на наличие «проблемных» отраслей, и тех, кто считает, что никаких проблем такого плана в регионе нет, в целом соответствует аналогичным показателям по России.
Рис. 5.4.1
Согласно результатам исследования (см. таблицу 5.4.1) честной и равной конкуренции и доступу малого бизнеса на рынки могут препятствовать как властные структуры, так и крупные компании. Свободный доступ малому бизнесу в ряд отраслей экономики затрудняют главным образом компании-монополисты – так считают 24,5% опрошенных по России; администрация региона (19,9%), а также администрация города, населенного пункта (20,7%).
Ситуация в отдельных федеральных округах в целом соответствует общероссийской. Чаще всего респондентами в качестве структур, затрудняющих доступ в ряд отраслей экономики представителям малого бизнеса, назывались те же организации, что и по России в целом.
Таблица 5.4.1. Кто в большей степени затрудняет малому бизнесу доступ в эти отрасли экономики? в %
администрация региона | Правоохр. органы | криминальные группировки | компании-монополисты | Админ. города, населенного пункта | |
Центральный ФО | 22,8 | 6,4 | 5,3 | 20,8 | 18,8 |
Северо-Западный ФО | 18,1 | 6,5 | 4,0 | 24,0 | 20,9 |
Южный ФО | 19,1 | 10,3 | 4,3 | 22,6 | 16,2 |
Приволжский ФО | 19,6 | 7,0 | 6,3 | 26,3 | 20,6 |
Уральский ФО | 17,1 | 6,7 | 6,7 | 31,8 | 21,7 |
Сибирский ФО | 18,8 | 8,9 | 3,7 | 25,8 | 24,7 |
Дальневосточный ФО | 21,0 | 4,7 | 7,7 | 25,1 | 25,4 |
в целом по РФ | 19,9 | 7,4 | 5,2 | 24,5 | 20,7 |
Как свидетельствуют данные на рисунке 5.4.2, российские бизнесмены разделились практически поровну на тех, кто считает, что крупные компании препятствуют развитию малого предпринимательства, и тех, кто придерживается обратной точки зрения (соответственно, 44,2% и 42,1%).
Наиболее высока доля тех, кто считает, что крупные компании в той или иной степени мешают работать предприятиям малого бизнеса в Центральном ФО, меньше всего их доля в Северо-Западном ФО.
Рис 5.4.2
Рассмотрим теперь отдельный аспект состояния конкурентной среды: насколько часто представители региональной администрации используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам (т.е. преследуют собственные бизнес-интересы).
Судя по ответам респондентов, это явление достаточно распространено в России. Так, в целом по стране 36,9% опрошенных заявили, что администрации часто помогают «близким» фирмам, еще 28,6% – что (см. рисунок 5.4.3).
Рис. 5.4.3
(*Сумма цифр в столбцах может быть менее 100%, т. к. не указаны затруднившиеся ответить.)
Информационные условия
Как видно из таблицы 5.5.1, наиболее распространенным источником информации о ситуации в отрасли в среде малых предпринимателей являются личные контакты с людьми, компетентными в данных вопросах (65,2%). Менее популярна среди опрошенных деловая пресса (43,8%), а также Интернет (34,7%).
Таблица 5.5.1. Какими источниками Вы в основном пользуетесь, чтобы получать информацию о ситуации в Вашей отрасли в целом в экономике? в %
Центр. ФО | СЗ ФО | Южный ФО | Приволж. ФО | Урал. ФО | Сибир. ФО | Дальнев. ФО | в целом по РФ | |
Интернет | 33,8 | 38,1 | 34,9 | 32,7 | 38,7 | 32,0 | 37,5 | 34,7 |
Дел. пресса | 43,6 | 41,4 | 44,5 | 44,0 | 43,5 | 46,2 | 41,3 | 43,8 |
Телепер. по эк. тематике | 20,1 | 15,4 | 14,4 | 19,3 | 19,5 | 21,7 | 12,2 | 18,0 |
Маркет. исследования | 9,5 | 13,0 | 7,6 | 10,1 | 11,3 | 9,0 | 9,6 | 9,8 |
Консалт. фирмы | 1,9 | 0,4 | 1,7 | 1,1 | 1,7 | 1,3 | 1,7 | 1,4 |
Эк. Департ. Рег. и муницип. Адм. | 2,0 | 2,9 | 4,1 | 1,7 | 1,7 | 1,2 | 3,8 | 2,4 |
Гос. Консульт. центры для МП | 3,7 | 3,7 | 4,5 | 2,4 | 3,4 | 4,3 | 5,8 | 3,8 |
личные контакты с людьми, компетентными в данных вопросах | 58,0 | 69,8 | 69,5 | 71,5 | 66,1 | 64,2 | 57,0 | 65,2 |
другое | 1,9 | 2,2 | 4,3 | 1,0 | 3,1 | 1,7 | 2,3 | 2,2 |
не испытываю необходимости в такой информации | 9,2 | 5,1 | 5,1 | 6,0 | 7,2 | 5,0 | 12,8 | 7,0 |
Согласно полученным данным, абсолютное большинство предпринимателей в целом по России не никогда не принимали участия в тендерах (80,6%). Этот показатель практически одинаков во всех федеральных округах.
Информацию о тендерах респонденты практически в равной мере получают из личных контактов с представителями администрации (8,4%), личные контакты с другими предпринимателями (5,4%), официальные издания (4,3%). Аутсайдеры - деловая пресса и Интернет (таб. 5.5.2).
Таблица 5.5.2. Источники информации об участии в тендерах, в %
не приход. Уч. в тендерах | лич. контакты с предст. Адм. | личн. Конт. с другими предприним. | офиц. издания | дел. пресса | интернет | не испытываю необх. в такой инф. | |
Центральный ФО | 82,9 | 7,2 | 4,2 | 1,9 | 1,6 | 0,8 | 4,9 |
Северо-Западный ФО | 77,8 | 10,7 | 4,9 | 5,6 | 4,2 | 0,7 | 2,4 |
Южный ФО | 79,8 | 8,8 | 6,8 | 4,8 | 2,8 | 1,5 | 2,6 |
Приволжский ФО | 81,9 | 6,9 | 4,6 | 4,6 | 3,1 | 1,8 | 0,9 |
Уральский ФО | 75,2 | 12,8 | 8,4 | 6,4 | 4,0 | 3,4 | 1,0 |
Сибирский ФО | 82,2 | 6,2 | 5,3 | 4,3 | 2,7 | 1,8 | 1,8 |
Дальневосточный ФО | 78,8 | 10,9 | 5,6 | 5,3 | 3,2 | 0,3 | 1,8 |
в целом по РФ | 80,6 | 8,4 | 5,4 | 4,3 | 2,9 | 1,4 | 2,5 |
Логично было бы предположить, что при доказано высоком уровне коррупции в российских регионов, неучастие в тендерах будет объясняться тем, что «там все расписано». Однако данные исследования свидетельствуют о том, что это не так (см. таблицу 5.5.3). Чаще всего компаниям просто нечего предложить на тендеры (37,2%), отсутствие коммерческого интереса из-за низких цен в тендере отметили 23,2% опрошенных. Десятая часть респондентов считает, что их предложение неконкурентноспособно. В отдельных федеральных округах ситуация не значительно отличается от общероссийской.
Таблица 5.5.3. По какой причине Вы не участвовали в тендере? в %
нет коммерч. интереса – цены слишком низкие | нечего предложить на тендеры: администрации не нужно ничего | наше предложение неконкурентоспособно | результат тендеров известен заранее, и участие | участие в тендерах искусственно затруднено | |
Центральный ФО | 19,8 | 36,7 | 10,9 | 6,7 | 6,1 |
Северо-Западный ФО | 23,4 | 31,6 | 11,4 | 9,7 | 4,0 |
Южный ФО | 28,8 | 40,4 | 6,6 | 9,9 | 3,1 |
Приволжский ФО | 23,0 | 40,1 | 8,9 | 9,1 | 4,9 |
Уральский ФО | 17,3 | 42,7 | 15,5 | 8,6 | 3,6 |
Сибирский ФО | 25,1 | 37,0 | 9,4 | 7,6 | 4,7 |
Дальневосточный ФО | 23,8 | 30,4 | 8,8 | 7,3 | 5,1 |
в целом по РФ | 23,2 | 37,2 | 9,8 | 8,3 | 4,7 |
Трансакционные издержки
Напомним, что под трансакционными издержками понимается весь комплекс затрат – финансовых, временных и иных – которые предприятия вынуждены нести в качестве оплаты (формальной и неформальной) за услуги разного рода агентов рыночной инфраструктуры. В рамках исследования акцент сделан на бремени расходов по взаимодействию с государством.
Процедуру регистрации предприятия оценивают лучше всего в Уральском ФО, а также в Сибирском и Северо-Западном. Хуже всего – в Южном (рис.5.6.1).
Рис. 5.6.1
Сравним теперь затраты – временные и финансовые - на регистрацию бизнеса (по оценке предпринимателей) в ФО (таб. 5.6.1).