Свобода доступа на рынок (состояние конкурентной среды)

Нередко доступ на рынки, на которых при нормальных обстоятельствах малый бизнес вполне мог бы работать, в существенной степени осложнен наличием связанных с данными рынками бизнес-интересов администраций всех уровней, правоохранительных органов, активностью криминальных группировок или же иными внеэкономическими обстоятельствами.

Данные исследования показывают, что проблема достаточно актуальна для России: 50,2% опрошенных в целом по России указывают на существование в их регионах отраслей, доступ в которые искусственно затруднен (рис. 5.4.1). Отрицают наличие таких отраслей 22,7% участников опроса. В региональном разрезе соотношение респондентов, указывающих на наличие «проблемных» отраслей, и тех, кто считает, что никаких проблем такого плана в регионе нет, в целом соответствует аналогичным показателям по России.

Рис. 5.4.1

Свобода доступа на рынок (состояние конкурентной среды) - student2.ru

Согласно результатам исследования (см. таблицу 5.4.1) честной и равной конкуренции и доступу малого бизнеса на рынки могут препятствовать как властные структуры, так и крупные компании. Свободный доступ малому бизнесу в ряд отраслей экономики затрудняют главным образом компании-монополисты – так считают 24,5% опрошенных по России; администрация региона (19,9%), а также администрация города, населенного пункта (20,7%).

Ситуация в отдельных федеральных округах в целом соответствует общероссийской. Чаще всего респондентами в качестве структур, затрудняющих доступ в ряд отраслей экономики представителям малого бизнеса, назывались те же организации, что и по России в целом.

Таблица 5.4.1. Кто в большей степени затрудняет малому бизнесу доступ в эти отрасли экономики? в %

  администрация региона Правоохр. органы криминальные группировки компании-монополисты Админ. города, населенного пункта
Центральный ФО 22,8 6,4 5,3 20,8 18,8
Северо-Западный ФО 18,1 6,5 4,0 24,0 20,9
Южный ФО 19,1 10,3 4,3 22,6 16,2
Приволжский ФО 19,6 7,0 6,3 26,3 20,6
Уральский ФО 17,1 6,7 6,7 31,8 21,7
Сибирский ФО 18,8 8,9 3,7 25,8 24,7
Дальневосточный ФО 21,0 4,7 7,7 25,1 25,4
в целом по РФ 19,9 7,4 5,2 24,5 20,7

Как свидетельствуют данные на рисунке 5.4.2, российские бизнесмены разделились практически поровну на тех, кто считает, что крупные компании препятствуют развитию малого предпринимательства, и тех, кто придерживается обратной точки зрения (соответственно, 44,2% и 42,1%).

Наиболее высока доля тех, кто считает, что крупные компании в той или иной степени мешают работать предприятиям малого бизнеса в Центральном ФО, меньше всего их доля в Северо-Западном ФО.

Рис 5.4.2

Свобода доступа на рынок (состояние конкурентной среды) - student2.ru

Рассмотрим теперь отдельный аспект состояния конкурентной среды: насколько часто представители региональной администрации используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам (т.е. преследуют собственные бизнес-интересы).

Судя по ответам респондентов, это явление достаточно распространено в России. Так, в целом по стране 36,9% опрошенных заявили, что администрации часто помогают «близким» фирмам, еще 28,6% – что (см. рисунок 5.4.3).

Рис. 5.4.3

Свобода доступа на рынок (состояние конкурентной среды) - student2.ru

(*Сумма цифр в столбцах может быть менее 100%, т. к. не указаны затруднившиеся ответить.)

Информационные условия

Как видно из таблицы 5.5.1, наиболее распространенным источником информации о ситуации в отрасли в среде малых предпринимателей являются личные контакты с людьми, компетентными в данных вопросах (65,2%). Менее популярна среди опрошенных деловая пресса (43,8%), а также Интернет (34,7%).

Таблица 5.5.1. Какими источниками Вы в основном пользуетесь, чтобы получать информацию о ситуации в Вашей отрасли в целом в экономике? в %

  Центр. ФО СЗ ФО Южный ФО Приволж. ФО Урал. ФО Сибир. ФО Дальнев. ФО в целом по РФ
Интернет 33,8 38,1 34,9 32,7 38,7 32,0 37,5 34,7
Дел. пресса 43,6 41,4 44,5 44,0 43,5 46,2 41,3 43,8
Телепер. по эк. тематике 20,1 15,4 14,4 19,3 19,5 21,7 12,2 18,0
Маркет. исследования 9,5 13,0 7,6 10,1 11,3 9,0 9,6 9,8
Консалт. фирмы 1,9 0,4 1,7 1,1 1,7 1,3 1,7 1,4
Эк. Департ. Рег. и муницип. Адм. 2,0 2,9 4,1 1,7 1,7 1,2 3,8 2,4
Гос. Консульт. центры для МП 3,7 3,7 4,5 2,4 3,4 4,3 5,8 3,8
личные контакты с людьми, компетентными в данных вопросах 58,0 69,8 69,5 71,5 66,1 64,2 57,0 65,2
другое 1,9 2,2 4,3 1,0 3,1 1,7 2,3 2,2
не испытываю необходимости в такой информации 9,2 5,1 5,1 6,0 7,2 5,0 12,8 7,0



Согласно полученным данным, абсолютное большинство предпринимателей в целом по России не никогда не принимали участия в тендерах (80,6%). Этот показатель практически одинаков во всех федеральных округах.

Информацию о тендерах респонденты практически в равной мере получают из личных контактов с представителями администрации (8,4%), личные контакты с другими предпринимателями (5,4%), официальные издания (4,3%). Аутсайдеры - деловая пресса и Интернет (таб. 5.5.2).

Таблица 5.5.2. Источники информации об участии в тендерах, в %

  не приход. Уч. в тендерах лич. контакты с предст. Адм. личн. Конт. с другими предприним. офиц. издания дел. пресса интернет не испытываю необх. в такой инф.
Центральный ФО 82,9 7,2 4,2 1,9 1,6 0,8 4,9
Северо-Западный ФО 77,8 10,7 4,9 5,6 4,2 0,7 2,4
Южный ФО 79,8 8,8 6,8 4,8 2,8 1,5 2,6
Приволжский ФО 81,9 6,9 4,6 4,6 3,1 1,8 0,9
Уральский ФО 75,2 12,8 8,4 6,4 4,0 3,4 1,0
Сибирский ФО 82,2 6,2 5,3 4,3 2,7 1,8 1,8
Дальневосточный ФО 78,8 10,9 5,6 5,3 3,2 0,3 1,8
в целом по РФ 80,6 8,4 5,4 4,3 2,9 1,4 2,5

Логично было бы предположить, что при доказано высоком уровне коррупции в российских регионов, неучастие в тендерах будет объясняться тем, что «там все расписано». Однако данные исследования свидетельствуют о том, что это не так (см. таблицу 5.5.3). Чаще всего компаниям просто нечего предложить на тендеры (37,2%), отсутствие коммерческого интереса из-за низких цен в тендере отметили 23,2% опрошенных. Десятая часть респондентов считает, что их предложение неконкурентноспособно. В отдельных федеральных округах ситуация не значительно отличается от общероссийской.

Таблица 5.5.3. По какой причине Вы не участвовали в тендере? в %

  нет коммерч. интереса – цены слишком низкие нечего предложить на тендеры: администрации не нужно ничего наше предложение неконкурентоспособно результат тендеров известен заранее, и участие участие в тендерах искусственно затруднено
Центральный ФО 19,8 36,7 10,9 6,7 6,1
Северо-Западный ФО 23,4 31,6 11,4 9,7 4,0
Южный ФО 28,8 40,4 6,6 9,9 3,1
Приволжский ФО 23,0 40,1 8,9 9,1 4,9
Уральский ФО 17,3 42,7 15,5 8,6 3,6
Сибирский ФО 25,1 37,0 9,4 7,6 4,7
Дальневосточный ФО 23,8 30,4 8,8 7,3 5,1
в целом по РФ 23,2 37,2 9,8 8,3 4,7

Трансакционные издержки

Напомним, что под трансакционными издержками понимается весь комплекс затрат – финансовых, временных и иных – которые предприятия вынуждены нести в качестве оплаты (формальной и неформальной) за услуги разного рода агентов рыночной инфраструктуры. В рамках исследования акцент сделан на бремени расходов по взаимодействию с государством.

Процедуру регистрации предприятия оценивают лучше всего в Уральском ФО, а также в Сибирском и Северо-Западном. Хуже всего – в Южном (рис.5.6.1).

Рис. 5.6.1

Свобода доступа на рынок (состояние конкурентной среды) - student2.ru

Сравним теперь затраты – временные и финансовые - на регистрацию бизнеса (по оценке предпринимателей) в ФО (таб. 5.6.1).

Наши рекомендации