Принцип построения рейтингов
Как уже говорилось выше, исследование представляет собой опрос предпринимателей, в ходе которого респонденты отвечают на ряд вопросов, имеющих отношение к тем или иным факторам предпринимательской деятельности. Те вопросы, (т.н. индикаторные), которые предполагают положительные и отрицательные оценки по конкретному аспекту предпринимательского климата, служат для вычисления индекса по данному фактору и составления интегрального рейтинга регионов.
Индекс вычисляется следующим образом:
где I – интегральный индекс,
P – положительные оценки по индикаторному вопросу в процентах от числа опрошенных,
N – отрицательные оценки по индикаторному вопросу в процентах от числа опрошенных,
n – количество индикаторных переменных, используемых для вычисления индекса.
Иными словами, интегральный индекс для региона – это среднее арифметическое разницы положительных и отрицательных оценок плюс 100 по каждому индикаторному вопросу.
Покажем на примере, как вычисляется интегральный индекс «Финансовое состояние» для двух регионов.
Для данного индекса в качестве индикаторных переменных[8] взяты оценка общего состояния бизнеса на данный момент, а также динамика – изменение финансового состояния за последние 12 мес. и прогноз на следующий год.
Код региона * q13 Оцените состояние вашего бизнеса в целом на текущий момент.
q13 Оцените состояние вашего бизнеса в целом на текущий момент. | ||||||
хорошее | скорее, хорошее | скорее, плохое | плохое | затруднились ответить | ||
Код региона | Тульская область | 36,0% | 60,0% | 4,0% | ||
г. Москва | 25,7% | 50,3% | 19,0% | 2,3% | 2,7% | |
Total | 27,1% | 51,7% | 16,9% | 2,0% | 2,3% |
В этой таблице приводится распределение ответов на вопрос об общем состоянии собственного бизнеса на текущий момент. Нас в таблице интересуют положительные (отмечены желтым) и отрицательные (отмечены синим) ответы, точнее, разница между ними. Так, для Москвы эта разница составляет (25,7+50,3)-(19,0+2,3)=54,7. К этой цифре мы прибавляем 100, чтобы избежать отрицательных значений. В данном случае московские предприниматели в своем большинстве склонны оценивать условия ведения бизнеса позитивно, поэтому и разница между оценками положительная, однако в других случаях могут быть другие оценки, и, соответственно, отрицательная разница.
Таким образом, значение по каждой переменной и по интегральным индексам может изменяться в границах от 0 до 200, при этом значение ниже 100 говорит о том, что респонденты оценивают ситуацию негативно, т.е. доля отрицательных оценок превосходит долю положительных.
Как видно из таблицы, по переменной «Оцените состояние вашего бизнеса в целом на текущий момент» Москва имеет значение «154,7», а Тульская область «192,0».
По другим переменным распределения ответов выглядят так:
Код региона * q15 Как изменилось финансовое состояние вашего бизнеса за последний год?
q15 Как изменилось финансовое состояние вашего бизнеса за последний год? | |||||
улучшилось | не изменилось | ухудшилось | затрудняюсь ответить | ||
Код региона | Тульская область | 36,0% | 54,0% | 8,0% | 2,0% |
г. Москва | 20,7% | 43,3% | 34,0% | 2,0% | |
Total | 22,9% | 44,9% | 30,3% | 2,0% |
Код региона * q16 Через год финансовое состояние вашего бизнеса будет лучше или хуже, чем сейчас?
q16 Через год финансовое состояние вашего бизнеса будет лучше или хуже, чем сейчас? | |||||
лучше | такое же | хуже | затрудняюсь ответить | ||
Код региона | Тульская область | 24,0% | 52,0% | 6,0% | 18,0% |
г. Москва | 32,7% | 37,7% | 13,0% | 16,7% | |
Total | 31,4% | 39,7% | 12,0% | 16,9% |
Сделаем сводную таблицу индексов по каждому индикаторному вопросу и вычислим интегральный индекс по фактору предпринимательского климата «Финансовые ресурсы».
q13 | q15 | q16 | интегральный индекс | |
Тульская область | 192,0 | 128,0 | 118,0 | 146,0 |
Москва | 154,7 | 86,7 | 119,7 | 120,4 |
Соответственно значению интегрального индекса по фактору «Финансовые ресурсы» регионы занимают места в рейтинге:
… | … | … |
Тульская область | 146,0 | |
… | … | … |
… | … | … |
г. Москва | 120,4 | |
… | … | … |
Тамбовская область | 95,3 |
Общий рейтинг регионов строится на основе факторных значений, полученных в рамках факторной модели, включающей в себя три фундаментальных фактора предпринимательского климата (см. параграфы «Главные проблемы предпринимательской деятельности» и «Факторы, определяющие условия предпринимательской деятельности в российских регионах»).
Факторные значения показывают выраженность фактора для данного региона, т.е. чем больше факторное значение, тем лучше ситуация с данным фактором. Всего фундаментальных факторов три, по каждому фактору определяется место конкретного региона, усреднение полученных по трем факторам мест дает значение, которое определяет место региона в итоговом рейтинге.
Рейтинг регионов
Таб. 3.2.1 Итоговый рейтинг
фин. сост. | имущ. рес. | прав. защ. | конкур. среда | трансакц. изд-жки | поддерж. МП властями | уровень безоп. | мотивация МП | итог. рейтинг | |
Ямало-Ненецкий АО | |||||||||
Республика Башкортостан | |||||||||
Ставропольский край | |||||||||
Тульская область | |||||||||
Смоленская область | |||||||||
Усть-Ордынский Бурятский АО | |||||||||
Омская область | |||||||||
Республика Марий Эл | |||||||||
Коми-Пермяцкий АО | |||||||||
Ханты-Мансийский АО | |||||||||
Тюменская область | |||||||||
Камчатская область | |||||||||
Рязанская область | |||||||||
Республика Саха (Якутия) | |||||||||
Новосибирская область | |||||||||
Приморский край | |||||||||
Архангельская область | |||||||||
Республика Бурятия | |||||||||
Костромская область | |||||||||
Республика Хакасия | |||||||||
Вологодская область | |||||||||
Нижегородская область | |||||||||
Ростовская область | |||||||||
Республика Калмыкия | |||||||||
Хабаровский край | |||||||||
Псковская область | |||||||||
Челябинская область | |||||||||
Пермская область | |||||||||
Владимирская область | |||||||||
Республика Коми | |||||||||
Республика Северная Осетия | |||||||||
Брянская область | |||||||||
Курганская область | |||||||||
Волгоградская область | |||||||||
Алтайский край | |||||||||
Пензенская область | |||||||||
Магаданская область | |||||||||
Республика Дагестан | |||||||||
Сахалинская область |
Удмуртская республика | |||||||||
Мурманская область | |||||||||
Белгородская область | |||||||||
Ульяновская область | |||||||||
Республика Мордовия | |||||||||
Новгородская область | |||||||||
Тверская область | |||||||||
Орловская область | |||||||||
Кировская область | |||||||||
Томская область | |||||||||
Самарская область | |||||||||
Свердловская область | |||||||||
Ивановская область | |||||||||
Астраханская область | |||||||||
Кемеровская область | |||||||||
Республика Карелия | |||||||||
Ярославская область | |||||||||
Ленинградская область | |||||||||
Чувашская республика | |||||||||
Республика Ингушетия | |||||||||
Калужская область | |||||||||
Республика Алтай | |||||||||
Амурская область | |||||||||
Читинская область | |||||||||
Краснодарский край | |||||||||
Иркутская область | |||||||||
Карачаево-Черкесская республика | |||||||||
Тамбовская область | |||||||||
Московская область | |||||||||
г. Санкт-Петербург | |||||||||
Оренбургская область | |||||||||
Республика Татарстан | |||||||||
Кабардино-Балкарская республика | |||||||||
Республика Адыгея | |||||||||
Курская область | |||||||||
Калининградская область | |||||||||
Саратовская область | |||||||||
Липецкая область | |||||||||
г. Москва | |||||||||
Воронежская область | |||||||||
Красноярский край |
В таблице показаны рейтинговые позиции, которые регионы занимают по отдельным факторам малого предпринимательства, а также итоговый рейтинг.
Итоговый рейтинг формируется через процедуру факторного анализа на основе интегральных индексов по отдельным факторам. Как формируются интегральные индексы по отдельным факторам, показано в разделе «Интегральные рейтинги регионов: принцип построения».
Здесь же уточним, какие аспекты предпринимательства лежат в основе каждого интегрального рейтинга.