Принцип построения рейтингов

Как уже говорилось выше, исследование представляет собой опрос предпринимателей, в ходе которого респонденты отвечают на ряд вопросов, имеющих отношение к тем или иным факторам предпринимательской деятельности. Те вопросы, (т.н. индикаторные), которые предполагают положительные и отрицательные оценки по конкретному аспекту предпринимательского климата, служат для вычисления индекса по данному фактору и составления интегрального рейтинга регионов.

Индекс вычисляется следующим образом:

Принцип построения рейтингов - student2.ru

где I – интегральный индекс,

P – положительные оценки по индикаторному вопросу в процентах от числа опрошенных,

N – отрицательные оценки по индикаторному вопросу в процентах от числа опрошенных,

n – количество индикаторных переменных, используемых для вычисления индекса.

Иными словами, интегральный индекс для региона – это среднее арифметическое разницы положительных и отрицательных оценок плюс 100 по каждому индикаторному вопросу.

Покажем на примере, как вычисляется интегральный индекс «Финансовое состояние» для двух регионов.

Для данного индекса в качестве индикаторных переменных[8] взяты оценка общего состояния бизнеса на данный момент, а также динамика – изменение финансового состояния за последние 12 мес. и прогноз на следующий год.

Код региона * q13 Оцените состояние вашего бизнеса в целом на текущий момент.

  q13 Оцените состояние вашего бизнеса в целом на текущий момент.
  хорошее скорее, хорошее скорее, плохое плохое затруднились ответить
Код региона Тульская область 36,0% 60,0% 4,0%    
  г. Москва 25,7% 50,3% 19,0% 2,3% 2,7%
Total 27,1% 51,7% 16,9% 2,0% 2,3%

В этой таблице приводится распределение ответов на вопрос об общем состоянии собственного бизнеса на текущий момент. Нас в таблице интересуют положительные (отмечены желтым) и отрицательные (отмечены синим) ответы, точнее, разница между ними. Так, для Москвы эта разница составляет (25,7+50,3)-(19,0+2,3)=54,7. К этой цифре мы прибавляем 100, чтобы избежать отрицательных значений. В данном случае московские предприниматели в своем большинстве склонны оценивать условия ведения бизнеса позитивно, поэтому и разница между оценками положительная, однако в других случаях могут быть другие оценки, и, соответственно, отрицательная разница.

Таким образом, значение по каждой переменной и по интегральным индексам может изменяться в границах от 0 до 200, при этом значение ниже 100 говорит о том, что респонденты оценивают ситуацию негативно, т.е. доля отрицательных оценок превосходит долю положительных.

Как видно из таблицы, по переменной «Оцените состояние вашего бизнеса в целом на текущий момент» Москва имеет значение «154,7», а Тульская область «192,0».

По другим переменным распределения ответов выглядят так:

Код региона * q15 Как изменилось финансовое состояние вашего бизнеса за последний год?

  q15 Как изменилось финансовое состояние вашего бизнеса за последний год?
  улучшилось не изменилось ухудшилось затрудняюсь ответить
Код региона Тульская область 36,0% 54,0% 8,0% 2,0%
  г. Москва 20,7% 43,3% 34,0% 2,0%
Total 22,9% 44,9% 30,3% 2,0%

Код региона * q16 Через год финансовое состояние вашего бизнеса будет лучше или хуже, чем сейчас?

  q16 Через год финансовое состояние вашего бизнеса будет лучше или хуже, чем сейчас?
  лучше такое же хуже затрудняюсь ответить
Код региона Тульская область 24,0% 52,0% 6,0% 18,0%
  г. Москва 32,7% 37,7% 13,0% 16,7%
Total 31,4% 39,7% 12,0% 16,9%

Сделаем сводную таблицу индексов по каждому индикаторному вопросу и вычислим интегральный индекс по фактору предпринимательского климата «Финансовые ресурсы».

  q13 q15 q16 интегральный индекс
Тульская область 192,0 128,0 118,0 146,0
Москва 154,7 86,7 119,7 120,4

Соответственно значению интегрального индекса по фактору «Финансовые ресурсы» регионы занимают места в рейтинге:

Тульская область 146,0
г. Москва 120,4
Тамбовская область 95,3

Общий рейтинг регионов строится на основе факторных значений, полученных в рамках факторной модели, включающей в себя три фундаментальных фактора предпринимательского климата (см. параграфы «Главные проблемы предпринимательской деятельности» и «Факторы, определяющие условия предпринимательской деятельности в российских регионах»).

Факторные значения показывают выраженность фактора для данного региона, т.е. чем больше факторное значение, тем лучше ситуация с данным фактором. Всего фундаментальных факторов три, по каждому фактору определяется место конкретного региона, усреднение полученных по трем факторам мест дает значение, которое определяет место региона в итоговом рейтинге.

Рейтинг регионов

Таб. 3.2.1 Итоговый рейтинг

  фин. сост. имущ. рес. прав. защ. конкур. среда трансакц. изд-жки поддерж. МП властями уровень безоп. мотивация МП итог. рейтинг
Ямало-Ненецкий АО
Республика Башкортостан
Ставропольский край
Тульская область
Смоленская область
Усть-Ордынский Бурятский АО
Омская область
Республика Марий Эл
Коми-Пермяцкий АО
Ханты-Мансийский АО
Тюменская область
Камчатская область
Рязанская область
Республика Саха (Якутия)
Новосибирская область
Приморский край
Архангельская область
Республика Бурятия
Костромская область
Республика Хакасия
Вологодская область
Нижегородская область
Ростовская область
Республика Калмыкия
Хабаровский край
Псковская область
Челябинская область
Пермская область
Владимирская область
Республика Коми
Республика Северная Осетия
Брянская область
Курганская область
Волгоградская область
Алтайский край
Пензенская область
Магаданская область
Республика Дагестан
Сахалинская область

Удмуртская республика
Мурманская область
Белгородская область
Ульяновская область
Республика Мордовия
Новгородская область
Тверская область
Орловская область
Кировская область
Томская область
Самарская область
Свердловская область
Ивановская область
Астраханская область
Кемеровская область
Республика Карелия
Ярославская область
Ленинградская область
Чувашская республика
Республика Ингушетия
Калужская область
Республика Алтай
Амурская область
Читинская область
Краснодарский край
Иркутская область
Карачаево-Черкесская республика
Тамбовская область
Московская область
г. Санкт-Петербург
Оренбургская область
Республика Татарстан
Кабардино-Балкарская республика
Республика Адыгея
Курская область
Калининградская область
Саратовская область
Липецкая область
г. Москва
Воронежская область
Красноярский край

В таблице показаны рейтинговые позиции, которые регионы занимают по отдельным факторам малого предпринимательства, а также итоговый рейтинг.

Итоговый рейтинг формируется через процедуру факторного анализа на основе интегральных индексов по отдельным факторам. Как формируются интегральные индексы по отдельным факторам, показано в разделе «Интегральные рейтинги регионов: принцип построения».

Здесь же уточним, какие аспекты предпринимательства лежат в основе каждого интегрального рейтинга.

Наши рекомендации