Описание методологии исследования

Целью настоящего исследования является изучение условий функционирования предпринимательства в регионах (субъектах) Российской Федерации.

Условия предпринимательства понимаются

- как институциональные правила, в рамках которых протекают процессы производства и обмена;

- специальные механизмы, которые используются для оценки поведения участников рынка, разрешения возникающих споров, адаптации к неожиданным изменениям, применения санкций к нарушителям.

Другими словами, в центре внимания оказываются формальные и неформальные правила и структуры, обеспечивающие поддержание этих правил (администрации, суды, правоохранительные органы, инспекции и т.д.). Отдельным предметом исследования являются трансакционные издержки, которые несут рыночные агенты, связанные с функционированием институтов. К трансакционным издержкам можно отнести помимо налоговых отчислений и потерь от коррупции также расходы на аренду, которые являются, по сути, частью затрат по выходу на рынок. Под трансакционными издержками мы понимаем здесь издержки эксплуатации экономической системы, которые возлагаются на рыночных агентов.

Изучая институциональные факторы развития предпринимательства, мы оставляем вне рассмотрения такие факторы, как экономико-географическое положение региона, природные условия и ресурсы, человеческий потенциал, покупательная способность и уровень потребительской активности населения. Указанные факторы, безусловно, важны для интегральной оценки инвестиционной привлекательности региона и качества региональной бизнес-среды, однако все они являются фундаментальными, трудно изменяемыми либо не изменяемыми в принципе.

Вне данного исследования остаются и фундаментальные политические, экономические и социальные факторы. Они определяются такими широкими понятиями как экономическая и политическая конъюнктура, инвестиционный и социальный климат, культура и ценности населения. Эти условия чрезвычайно важны для понимания проблем и перспектив предпринимательства, но они очень часто не могут иметь непосредственного влияния на региональном уровне или же существенно преломляются через призму местных особенностей.

Необходимо также иметь в виду, что фундаментальные факторы интересуют главным образом крупные компании, которые располагают достаточными ресурсами для покрытия существенных трансакционных издержек, не подрывающих рентабельность бизнеса. В этом состоит существенный недостаток уже имеющихся методик изучения предпринимательского климата: они ориентированы в основном на крупные компании, осуществляющие значительные инвестиции (отсюда «рейтинг инвестиционной привлекательности»). Но у малого бизнеса иные приоритеты: чем меньше компания, тем в большей степени ее интересуют институциональные факторы - функциональность институтов и стоимость их услуг.

Таким образом, в рамках исследования предполагается изучить именно те факторы, которые находятся в пределах непосредственного контроля региональных администраций и могут ими управляться, оптимизироваться и совершенствоваться. Немаловажно, что сами предприниматели тоже являются субъектом формирования институциональной среды. От того, какие стратегии взаимодействия с административными и коммерческими контрагентами они предпочтут при наличии хотя бы некоторого выбора (а такой выбор объективно существует) во многом зависит, в каком направлении и в каком темпе будет развиваться предпринимательство в том или ином регионе.

Учитывая все вышесказанное, мы полагаем, что отслеживание динамики институциональных факторов позволит эффективно осуществлять мониторинг предпринимательского климата в регионе, адекватно оценивать деятельность властей в сфере поддержки малого бизнеса.

В рамках данного проекта на первом этапе был проведен экспертный опрос, который позволил выделить наиболее существенные условия предпринимательства в российских регионах. На основании анализа количественных оценок мы выделили несколько определяющих, по мнению экспертов, факторов, которые формируют предпринимательскую среду в регионах.

Первый фактор – «трансакционно-инфраструктурный», который определяется характеристиками среды с точки зрения издержек, связанных с пользованием инфраструктурой: транспортом, складами, услугами таможенных служб, администраций.

Второй фактор – «административных преференций» предполагает характеристики административных преференций бизнесу, условий доступа к госзаказу и кредитной инфраструктуре.

Третий фактор – «региональной экономической политики», характеризуется деятельностью администрации региона в области экономического законодательства и политики относительно финансового сектора.

Четвертый фактор – «собственности» - характеризуется ресурсной базой предпринимательства (наличие собственности и иных активов для ведения бизнеса).

В результате дополнительной экспертной реконструкции указанные факторы были преобразованы в систему показателей, которые отражают и полно описывают условия предпринимательства в российских регионах:

­ Финансовые ресурсы

­ наличие/отсутствие дефицита финансовых ресурсов

­ условия и сроки получения кредита

­ небанковские источники кредитования

­ система налогообложения

­ Имущественные ресурсы

­ наличие/отсутствие в регионе объектов недвижимости для покупки; для аренды

­ ценовые параметры недвижимости

­ доля малого бизнеса, владеющего недвижимостью

­ материальная (производственная база)

­ Правовые условия

­ наличие и практическое применение закона о поддержке малых предпринимателей

­ общая практика правоприменения, в том числе функционирование судов, соотношение правовой и внеправовой практик разрешения споров, сроки рассмотрения исков, соблюдение налогового законодательства официальными органами и предпринимателями

­ Состояние конкуренции

­ протекционизм по отношению к предприятиям региона или определенной отрасли

­ Информационные условия

­ доступ к нормативной базе

­ наличие в регионе консультационных центров для малых предприятий

­ наличие в регионе специальных информационных источников для малых предприятий

­ Доступ к государственному заказу

­ доступ к информации о конкурсных торгах

­ доступ к информации о тендерах и госзаказе

­ соблюдение равенства участников торгов и тендеров

­ Трансакционные издержки

­ процедуры регистрации, лицензирования деятельности малого предприятия

­ количество контрольно-надзорных органов

­ издержки взаимодействия с контрольно-надзорными органами, в том числе размеры/распространенность вненормативных (коррупционных) выплат

­ цена выхода с рынка

­ ликвидность бизнеса (возможность продать)

­ Поддержка малого предпринимательства в регионе

­ отношение органов власти и управления всех уровней в регионе к малым предприятиям

­ основные формы поддержки малого бизнеса в регионе

­ отношение населения

­ Уровень безопасности

­ Уровень давления (принуждения) со стороны администрации по отношению к субъектам малого бизнеса

­ Криминогенная обстановка

­ Уровень давления (принуждения) со стороны правоохранительных органов

­ Обеспечение прав собственности

­ Деловые сети малого предпринимательства

­ Основные контрагенты малого предпринимателя (бизнес, администрация, правоохранительные органы)

­ Доминирующие практики контрактации (формальные/неформальные)

­ Устойчивость деловых сетей

­ Широта деловых связей

­ Мотивация бизнеса

­ Рыночные задачи (извлечение прибыли, выживание, интенсивное развитие за счет внедрения технологий, переход в разряд среднего бизнеса и т.д.)

­ Финансовые результаты

­ Оценка текущей ситуации в экономике региона и прогноз

­ Характеристика малого предприятия

­ Размер (количество занятых, оборот)

­ Организационная форма

­ Год создания

В ходе пилотного этапа исследования 300 респондентов в шести регионах был определен окончательный набор индикаторов, которые корректны с точки зрения задач сравнения отдельных регионов, ранжирования их на основе специально сконструированных индексов.

Формирование выборки

Для решения задач исследования была сформирована выборка представляющая малые предприятия региона. В качестве респондентов выступали руководители предприятий (собственники и наемные менеджеры). Этот выбор обусловлен тем, что именно эта категория является непосредственным субъектом предпринимательского процесса, в силу своего статуса и полномочий решает (как правило, лично) большинство проблем, которые рассматриваются в исследовании. Вместе с тем эта группа приобрела характер устойчивой однородности. Динамика и структура мобильности в этой среде такова, что сегодня можно говорить о формировании новой устойчивой общности малых и средних предпринимателей, которые обладают всеми признаками социальной групповой принадлежности: установками, мотивами, ценностями, стратегиями и идентичностями. Поэтому их мнения и оценки представляют не только и не столько личное мнение, но в существенной мере мнение групповое, консолидированное. Это позволяет, по нашему мнению, получать корректные оценки изучаемых параметров в отдельных регионах при опросе 50 респондентов. Однако в таких регионах как Москва и Санкт-Петербург неоднородность предпринимательской среды значительно выше и здесь мы при увеличении выборки, соответственно, до 300 и 150 респондентов преследовали цель максимально репрезентировать в том числе и отраслевую специфику, которая, на наш, взгляд, не столь существенна, с точки зрения задач исследования в других регионах. Региональные выборки квотировались так же по полу, организационной форме предприятий и его местонахождению (в региональном центре или в провинции).

Принципы анализа данных

Результаты исследования рассматриваются обобщенно, как демонстрирующие ситуацию в стране в целом, и в региональном разрезе. В региональном разрезе данные анализируются в виде индексов (методологию построения индексов см. ниже), которые отражают ситуацию с тем или иным аспектом предпринимательского климата в отдельных регионах. Таким образом, появляется возможность делать сопоставления регионов, находить корреляционные связи между отдельными аспектами условий предпринимательства, а также связи между факторами предпринимательства и объективными статистическими показателями развития малого предпринимательства по регионам[7].

Для рейтингования регионов применена методология, которая используется уже в течение ряда десятилетий – сначала в США, а затем и в других странах с развитой рыночной экономикой – для определения Индекса доверия потребителей (ИДП).

ИДП в его американском варианте базируется всего на пяти индикаторных переменных, для каждой из которых определяется индивидуальный индекс, равный разнице положительных и отрицательных оценок плюс «100». Затем вычисляется средняя арифметическая индивидуальных индексов, которая представляет собой интегральный индекс.

В данном случае имеются ряд отдельных параметров, характеризующих факторы предпринимательского климата, такие как финансовые ресурсы, имущественные ресурсы, правовая среда и т.д.

По каждому из этих отдельных параметров на базе индикаторных переменных вычисляется индекс, что позволяет сравнивать (рейтинговать) регионы с точки зрения обеспечения предпринимателей ресурсами определенного свойства.

Чтобы вычислить интегральный индекс, считается средняя арифметическая по всем индикаторным переменным.

Таким образом, интегральный индекс позволяет рейтинговать регионы, т.е. оценивать их относительные позиции, а также получить представление об абсолютной оценке предпринимателями региона условий предпринимательства: интегральный рейтинг выше «100» означает, что ситуация (по оценке респондентов) скорее благополучна, ниже «100» - скорее не благополучна.


Наши рекомендации