Порядок выполнения курсовой (контрольной) работы

Курсовую (контрольную) работу рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

– определить круг источников и литературы, необходимых для изучения и раскрытия выбранной темы;

– составить подробный план работы и подобрать для нее материал;

– разработать при необходимости макеты таблиц;

– произвести обработку материала;

– изложить содержание работы, аккуратно оформив таблицы, графики;

– оформить список использованной литературы и источников, приложения, содержание, титульный лист.

Курсовая (контрольная) работа выполняется на стандартных листах бумаги формата А4, которые должны быть сброшюрованы. Оформлять текст контрольной (курсовой) работы следует шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала только с одной стороны листа, оставляя поля для замечаний и вопросов рецензента. Размер шрифта (кегль) – 14 пт.

Примерный объем курсовой работы – 25-30 печатных страниц (контрольной работы – 10-15 печатных страниц), включая таблицы, расчеты, графики. Номера страниц проставляются посередине поля листа в 10 мм от нижнего среза бумаги. Рабочие поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Абзацный отступ – 1, 25 см.

Работа должна быть аккуратно оформлена и представлена в печатном и электронном виде. Работы по математическим дисциплинам допускается выполнять в рукописном виде.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

3.1 Основные структурные элементы курсовой работы

Структурными элементами курсовой работы являются:

1) титульный лист;

2) задание на курсовую работу;

3) содержание;

4) введение;

5) основная часть;

6) заключение;

7) список использованной литературы и источников;

8) приложения (не являются обязательной частью, оформляются при необходимости, исходя из специфики работы).

Требования к содержанию основных структурных элементов курсовой работы

В рамках данного раздела представлены методические рекомендации относительно содержания основных разделов курсовой работы. Вместе с тем, учитывая, что курсовая работа является творческой научно-исследовательской работой студента, возможно изменение содержания отдельных разделов по предварительному согласованию с руководителем работы.

3.2.1 Титульный лист

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Номер страницы на нём не ставится.

Образец титульного листа курсовой работы представлен в Приложении А.

3.2.2 Задание на курсовую работу

Задание на курсовую работу представляет собой один двусторонний лист формата А4.

Задание на курсовую работу выполняется студентом самостоятельно в компьютерном варианте, при условии сохранения всех элементов и их размещения, согласно образцу (Приложение Б).

Нумерация страниц задания на курсовую работу считается (но не проставляется!), соответственно, со 2-й страницы.

3.2.3 Содержание

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованной литературы и источников с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы, а также наименование приложений, которые не нумеруются, но подшиваются в работу. Содержание имеет номер страницы 3.

Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы (п. 4.1.11 ГОСТ 2.105-95).

3.2.4 Введение

Введение предполагает описание ситуации, которая побудила студента приступить к исследованию данной темы работы, кратко знакомит с основным содержанием работы и дает ее сжатую характеристику.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и задачи курсовой работы, указываются объект и предмет исследования, используемые методы исследования.

Введение должно содержать четкое и краткое обоснование выбора темы курсовой работы. Обоснование включает аргументацию актуальности и практической значимости выбранной темы, требующую ссылки на отечественный и зарубежный опыт решения аналогичных задач. Важно показать неоднозначность (вариантность) методического и практического решения возникающих в этой связи вопросов.

Актуальность отвечает на вопрос: «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?».

Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: «Что рассматривается?». Объект– это область деятельности, предмет – изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Далее формулируется цель курсовой работы. Цель должна быть ясной, лаконичной (не более одного предложения) и корреспондировать с темой курсовой работы, названиями ее разделов.

Сформулированная цель исследования определяет его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Задачи исследования(не менее трех) – это последовательность конкретных действий, которые должны быть реализованы для достижения поставленной цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения: первая задача связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения; вторая – имеет теоретико-преобразовательный характер и нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения; третья задача имеет рекомендательный, прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования, предполагает описание конкретных методик исследования, практических рекомендаций.

В научном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.

Цель и задачи курсовой работы должны представлять основные пути решения проблемы, заявленной в ее названии.

Все многообразие методов исследования, используемых в курсовой работе, можно разделить на две группы: теоретические и эмпирические. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование).

В процессе обработки полученных данных практически всегда используются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез. Анализ – логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого в отдельности и во взаимосвязи с целым. Синтез – объединение результатов для формирования (проектирования) целого.

Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность методов, которая обеспечит полное и правильное решение поставленных задач.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, рекомендуемая структура введения может быть следующей:

– актуальность темы;

– предмет и объект;

– общая цель курсовой работы;

– задачи исследования;

– основные методы исследования;

– структура и содержание курсовой работы в свете поставленных в работе задач;

– информационная база для разработки курсовой работы;

– краткий обзор изученных источников по теме работы (рассматривается 3-4 использованных источника, которые студент считает базисными для проведённого исследования).

Введение должно занимать не более 2-3 страниц машинописного текста, начинаться с четвертой страницы и не должно содержать иллюстраций. Слово «Введение» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами.

3.2.5 Основная часть

Структура основной части курсовой (контрольной) работы согласовывается с ведущим преподавателем.

3.2.6 Заключение

В заключительной части должно быть отражено решение каждой поставленной в работе задачи. Студент должен сделать краткие выводы по всей работе, дать самостоятельную оценку достигнутых результатов и предложения по выбранной теме.

Слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами.

3.2.7 Список использованной литературы и источников

Список использованной литературы и источников оформляется в строгом соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и составляется в алфавитном порядке. В список включаются все информационные источники, которые были использованы студентом при написании курсовой работы, в том числе и электронные. В него также могут быть включены материалы предприятий, специализированных исследовательских фирм, ассоциаций, а также наименования и web-адреса интернет-ресурсов.

При этом литература должна быть представлена по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического профиля за последние 5 лет, по естественнонаучным и математическим дисциплинам – за последние 10 лет, по общепрофессиональным дисциплинам – за последние 10 лет, по специальным – за последние 5 лет.

Общий список должен содержать не менее 20 источников. На каждый источник в списке литературы должна иметься сноска или ссылка в тексте курсовой работы.

Принято источники в списке литературы располагать в алфавитном порядке. При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты.

Исходя из этого, можно считать устоявшимся правилом следующий порядок расположения источников:

– законодательные и нормативные акты;

– книги и печатная периодика;

– источники на электронных носителях локального и удаленного доступа;

– источники на иностранных языках (также в алфавитном порядке).

Все иностранные источники представляются на языке издания. Пример оформления некоторых элементов списка использованной литературы представлен в Приложении В.

3.2.8 Приложения

Приложения к курсовой работе содержат дополнительную, вспомогательную и уточняющую информацию, излишне загромождающую основной текст работы. Это могут быть документы, таблицы с обширным статистическим материалом, анкеты, списки, схемы, распечатки, фотографии, использование которых в тексте записки нарушает логическую стройность изложения.

Каждое приложение должно иметь свой порядковый номер и название. В тексте курсовой работы обязательно должны быть сделаны ссылки на приложения (требования к оформлению приложений в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 представлены в п. 1.6.11).

4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА КУРСОВОЙ (КОНТРОЛЬНОЙ) РАБОТЫ

4.1 Изложение текста работы

Текст курсовой (контрольной) работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

Если в документе принята специфическая терминология, то в конце его (перед списком литературы) должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание документа.

Наименования, приводимые в тексте документа и на иллюстра­циях, должны быть одинаковыми.

В тексте курсовой (контрольной) работы не допускается:

- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

- применять произвольные словообразования;

- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандар­тами, а также в данном документе;

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

- использовать в тексте математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

– применять без соответствующих числовых значений математические знаки, например: > (больше), < (меньше), = (равно), ³ (больше или равно), £ (меньше или равно), ¹ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент).

Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и величин счета следует писать цифрами, а число без обозначений единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами.

Если в тексте курсовой (контрольной) работы приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то её указывают только после последнего числового значения, например: 1; 1,5; 2 тыс. руб.

Если в тексте документа приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона. Например: от 1 до 5 мм, от 10 до 100 кг, от плюс 10 до минус 40 °С.

Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещаемых в таблицах, выполненных машинописным способом.

Приводя наибольшие или наименьшие значения величин, следует применять словосочетание «должно быть не более (не менее)».

Приводя допустимые значения отклонений от указанных норм, требований, следует применять словосочетание «не должно быть более (менее)». Например, «цена изделия, при существующей себестоимости, должна быть не менее 1 200 руб.».

4.2 Нумерация страниц

Страницы текста курсовой (контрольной) работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки (п. 6.3.1 ГОСТ 7.32-2001).

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Задание на курсовую работу не нумеруется, но включается в общее количество листов курсовой работы. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

4.3 Оформление заголовков

Наименования структурных элементов курсовой (контрольной) работы «Содержание», «Введение», «3аключение», «Список использованной литературы и источников» служат заголовками структурных элементов работы.

Основная часть курсовой (контрольной) работы состоит из разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (при необходимости). Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точки не ставится.

Нумерация пунктов должна быть в пределах раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. Пункты могут не иметь заголовков и при необходимости могут быть разбиты на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию. Дальнейшая детализация разделов и подразделов не рекомендуется.

Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Наличие одного подраздела в разделе эквивалентно их фактическому отсутствию.

Заголовки разделов следует записывать прописными буквами с абзацного отступа без выделения, заголовки подразделов также следует записывать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, выравнивая по ширине. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Пример оформления приведен ниже.

Если текст курсовой (контрольной) напечатан через 1,5 интервала, то это значит, что расстояние между заголовком и текстом равно удвоенному интервалу, то есть равному 3,0. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 интервала.

порядок выполнения курсовой (контрольной) работы - student2.ru порядок выполнения курсовой (контрольной) работы - student2.ru порядок выполнения курсовой (контрольной) работы - student2.ru Пример:

Каждый раздел курсовой (контрольной) необходимо начинать с нового листа (страницы), подразделы (подподразделы) оформляются в продолжение основного текста и отделяются от него ДО и ПОСЛЕ удвоенным интервалом.

4.4 Оформление перечислений (списков)

В тексте курсовой (контрольной) работы могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить тире (выставляется автоматически или одновременным нажатием клавиш Ctrl и «минус» на цифровой клавиатуре!).

Пример:

Величина этих зон будет определяться следующими факторами: - количеством и качеством используемых в управлении персоналом стимулов; - развитием личности, определяющим количество и качество, управляющих ее поведением мотивов; - наличием условий, способствующих на базе имеющихся стимулов и мотивов образованию дееспособных мотивационных комплексов.

или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, ч, ь, й, ы, ъ) после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа. Элементы перечисления пишутся со строчной буквы и разделяются точкой с запятой. После последней записи перечисления ставится точка.

Пример:

порядок выполнения курсовой (контрольной) работы - student2.ru

порядок выполнения курсовой (контрольной) работы - student2.ru

4.5 Оформление иллюстраций

Все иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, компьютерные распечатки и фотоснимки) называются рисунками. Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации в курсовой (контрольной) работе могут быть цветными.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «Рисунок» пишется полностью. Его наименование и номер располагают под рисунком посередине строки через тире (например: Рисунок 1 – Доходы предприятия). Точка в конце названия не ставится (п. 6.5.4 ГОСТ 7.32-2001).

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, первый рисунок второго раздела обозначается «Рисунок 2.1».

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование рисунка помещают после пояснительных данных, как показано на рисунке 1.

порядок выполнения курсовой (контрольной) работы - student2.ru

А – традиционный взгляд; Б – взгляд Тагути, L – потери; c – коэффициент затрат;

x – характеристики качества; T – целевой показатель; S – допустимый предел;

k – минимальные потери для общества

Рисунок 1 – Квадратичная функция потерь Тагути

На все иллюстрации в тексте курсовой (контрольной) работы должны быть ссылки. Ссылки на иллюстрации дают по типу «… в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «… в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Иллюстрации вспомогательного характера допускается давать в виде приложений. Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.2.

Между текстом и рисунком, а также рисунком и подписью к нему делается один межстрочный интервал.

4.6 Оформление таблиц

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен ниже по тексту данного руководства.

Таблицу следует располагать в курсовой (контрольной) работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его обязательном наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Слово «Таблица» пишется полностью (например: Таблица 3 – Доходы предприятия). Точка в конце названия не ставится.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной, нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенный точкой.

Например,

свободная строка

Таблица 1 – Динамика основных технико-экономических показателей деятельности ЗАО «ХХХ» за анализируемый период

свободная строка

Показатель Период Отклонение
базисный отчетный абсолютное, (+,-) относительное, %
       

свободная строка

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Графы таблиц должны быть пронумерованы. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа докумен­та. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки и подзаголовки боковика и граф пишут в единственном числе в именительном падеже. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерация показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием (таблица 2). Перед числовыми значениями величин и обозначением типов, марок и т.п. порядковые номера не проставляют (п. 4.4.8 ГОСТ 2.105-95).

Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается, когда в тексте документа имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе таблицы на следующую страницу.

Таблица 2 – Название таблицы

Показатель Значение
в режиме 1 в режиме 2
1 Ток коллектора, А 5, не менее 7, не более
2 Напряжение на коллекторе, В - -
3 Сопротивление нагрузки коллектора, Ом - -

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, её делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют её головку или боковик. В этом случае допускается головку и боковик таблицы заменять соответственно номером граф и строк. Для этого нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Слово «Таблица…» указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы…» с указанием номера таблицы также слева над ней. Название при этом помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Оформление продолжения таблицы 3 представлено на странице 29.

Ниже приводится пример переноса таблицы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001, строки которой не помещаются в ширину листа.

Таблица 3 – Основные результирующие показатели предприятия по видам продукции

Показатель Продукция
изделие 1 изделие 2 изделие 3 изделие 4 изделие 5
1 Выручка от реализации, руб. ххххх ххххх ххххх ххххх ххххх
2 Переменные затраты, руб. ххххх ххххх ххххх ххххх ххххх
3 Постоянные затраты, руб. ххххх ххххх ххххх ххххх ххххх
4 Объем реализации, шт. ххххх ххххх ххххх ххххх ххххх
             

Продолжение таблицы 3

Показатель Продукция
изделие 6 изделие 7 изделие 8 Итого
1 Выручка от реализации, руб. ххххх ххххх ххххх  
2 Переменные затраты, руб. ххххх ххххх ххххх  
3 Постоянные затраты, руб. ххххх ххххх ххххх  
4 Объем реализации, шт. ххххх ххххх ххххх  

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин (п. 4.4.22 ГОСТ 2.105-95).

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. В таблицах допускается применять меньший размер шрифта, чем в тексте, но не менее 10 пт. Высота строк в таблице должна быть не менее 8 мм.

Таблицы слева, справа, сверху и снизу, как правило, ограничиваются линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы (таблица 1).

При наличии в документе небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать текстом, располагая цифровые данные в виде колонок (п. 4.4.25 ГОСТ 2.105-95).

Таблица 4 – Пример оформления данных, измеряемых в одних величинах

В метрах

Показатель Значение для экскаватора типа
ЭКЛ 1,2 ЭКО 1,7 ЭКО 1,2 ЭКО 2,0
Глубина копания, не менее 1,29 1,70 1,2* 2,0*
Ширина копания 0,25 - 0,4; 0,6; 0,8 0,6**; 0,9; 1,0
* При наименьшем коэффициенте заполнения. ** Для экскаваторов на тракторе Т-130.

Оформление таблиц в работе должно соответствовать ГОСТ 1.5 и ГОСТ 2.105.

4.7 Примечания

В примечаниях приводят документы, необходимые пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей конец таблицы.

4.8 Оформление формул и уравнений

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Пример:

свободная строка

порядок выполнения курсовой (контрольной) работы - student2.ru . (1)

свободная строка

Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «Х».

Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках на уровне формулы в крайнем правом положении на строке.

Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» от левого поля без двоеточия после него.

Пример: плотность каждого образца ро, кг/м3, вычисляют по формуле (2):

порядок выполнения курсовой (контрольной) работы - student2.ru (2)

где m – масса образца, кг;

V – объем образца, м3.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, ... в формуле (1).

Порядок изложения в документах математических уравнений такой же, как и формул. Порядок изложения математических уравнений такой же, как и формул. Формулы и уравнения в контрольной (курсовой) работе рекомендуется выполнять с пользованием возможностей редактора формул.

4.9 Ссылки и сноски

Все приводимые в тексте курсовой (контрольной) работы цитаты, выдержки и другие ссылки на первоисточники должны быть надлежащим образом оформлены в тексте записки. Например, ссылка [2, с. 52] означает, что использован информационный источник под номером «2» в списке литературы, и ссылка делается на страницу «52». [11, с. 52-60] – означает ссылку на 9 страниц текста из источника под номером «11», [2-4] – поясняет ссылку на 3 источника без указания страниц. Наличие ссылок подтверждает работу автора с литературными источниками и в этом смысле является обязательным элементом расчетно-пояснительной записки.

Ссылки на разделы, пункты, формулы, перечисления следует указывать их порядковым номером, например: «… в разделе 4», «… по п. 3.3.4», «… перечисление а», «… в формуле (3)».

Для пояснения отдельных данных, приведенных в пояснительной записке, их следует обозначать надстрочными знаками сноски. Сноски располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, отделяя от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой на уровне верхнего обреза шрифта непосредственно после того слова, числа, предложения, к которому дается пояснение и перед текстом пояснения. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками, но применять не более четырех звездочек. Нумерация сносок должна быть отдельная для каждой страницы.

4.10 Оформление приложений

По ГОСТ 7.32-2001 в тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например: Приложение Б). Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного – «рекомендуемое» или «справочное».

Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.

Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.

Наши рекомендации