Классификация затрат по другим критериям.
1) По экономической роли в процессе производства:
основные- непосредственно сделанные с технологическим процессом;
накладные, которые образуются всвязи с организацией, обслуживанием и управлением производства; (общепроизвенные; общехозяйственные)
2) По составу (однородности):
- одноэлементные (простые)- расходы по 1-му экономическому элементу, например, сырьё и материалы;
- комплексные - несколько экономических эл-тов, прочие расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО)
3) По способу включения в себестоимость:
- прямые - расходы, которые включаются в себестоимость методом прямого счёта;
- косвенные - связанные с работой цеха или предприятия в целом и не могут быть отнесены к выпуску определённого изделия (общепроизводственные,общехозяйственныеные; РСЭО).
Наиболее распространенным методом отнесения косвенных затрат на сбестоимость является 1) метод пропорционального распределения относительно основной зарплаты производственных рабочих.
СРСЭО = ЗП осн на 1 изд. х % РСЭО/ 100
РСЭО по смете
% РСЭО = ------------------------------ х 100 %
ФОсм х ЗП произв. раб.
ЗП осн на 1 изд. – основная зарплата на единицу изделия.
2) Метод по стоимости одного машино-часа работы или сменной ставки на изделие.
i=m
i=n
СРСЭО = ∑ С м чiyх Трiy
i=1
y=1
С м чiy– стоимость машино-часа работы y-ой группы оборудования i-го изделия.
Т рiy– расчетная нормативная трудоемкость единицы i-го изделия при обработке на y-ой группе оборудования.
4.По отношению к объему производства:
- условно постоянные – расходы, которые не изменяются или изменяются незначительно при изменении объема производства, При увеличении объема выпуска условно постоянные затраты на единицу изделия уменьшаются.
- переменные – изменяются прямо пропорционально изменению объема выпуска продукции. Сырье, материалы, оборудование, зарплата основных рабочих.
5) по периодичности возникновения:
- текущие – те расходы, имеют частую периодичность осуществления (затраты на сырье, материалы, трудовые ресурсы)
- единовременные – затраты на подготовку и освоение производства, выпуска новой продукции и т.д. Они осуществляются до начала производственного процесса.
6) по участию в процессе производства:
- производственные затраты связаны с изготовлением продукции
- коммерческие затраты связаны с реализацией продукции
7) по эффективности:
- производительные – затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства
- непроизводительные – являются следствием недостатков технологии и организации производства (простой, брак, сверхурочные)
4. Планирование себестоимости.
Планирование себестоимости имеет очень важное значение, т.к. позволяет определить какие затраты потребуются предприятию и какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде.
План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:
1) смета затрат на производство продукции (услуг)
2) себестоимость всей реализованной продукции (услуг)
3) плановые калькуляции отдельных изделий (услуг)
4) расчет снижения себестоимости по технико-экономическим факторам.
Методы планирования себестоимости:
1) нормативный: при планировании себестоимости применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов
2) планирование по технико-экономическим факторам позволяет учесть факторы, которые будут оказывать наибольшее влияние на себестоимость продукции в плановом периоде
К таким факторам относятся:
1) технические – внедрение на предприятии новой техники и технологии
2) организационные – совершенствование организации производства и труда
3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента, качества выпускаемой продукции
4) инфляция
5) специфические факторы, которые зависят от особенностей производства
Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда, изменение норм и цен на материальные ресурсы.
Тема 2. Цена и ценообразование
Цена товара - денежное выражение стоимости.
Функции цен:
1) измерительная, когда производитель заинтересован в увеличении объемов производства и реализации продукции;
2) стимулирующая
3) регулирующая через цену уравновешивается объем спроса и предложения
Основные виды цен:
1. розничные (для населения)
2. оптовые (между предприятиями)
3.закупочные (цены закупа продукции у сельскохозяйственных предприятий (фермы, колхозы))
4.при планировании используются сопоставимые цены (цена базового периода, самого первого года и т.д.)
5. в международной торговле применяются мировые цены.
Каждое предприятие должно разработать свою ценовую политику, которая должна содержать следующие элементы:
1 задачи ценообразования
2 определение (оценка) спроса
3 оценка издержек
4 анализ цен и товаров конкурентов
5 выбор метода ценообразования
6 установление окончательной цены
Рассмотрим методы ценообразования:
Свободное ценообразование
(Затратные методы)
Цена = Затраты на единицу + Желаемый доход на единицу
или
Цена = Затраты на единицу х (1 + Коэф-т рентабельности)
Метод целевой прибыли
(на основе точки безубыточности)
З пост + Ппл
V =Ц - Зперем
Где Зпост – сумма постоянных затрат,
Ппл – плановая прибыль,
Ц – цена единицы продукции (услуги),
Зперем – удельные переменные затраты.
В настоящее время ценообразование свободное и не регулируется государством, но в любом случае верхний предел цены регулируется знаком соответствия спроса и предложения, нижняя граница устанавливается по себестоимости.