Предложения по применению новых методов обучения деловому общению
Существуют различные средства и способы повышения уровня моральности делового общения. В качестве примеров повышения показателей этичности поведения как руководителей, так и рядовых работников можно привести следующие: разработка этических нормативов на предприятии, создание комитетов и комиссий по этике, обучение этическому поведению.
Этические нормативы делового общения и поведения должны описывать общую систему и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Эти нормативы разрабатываются с целью улучшить деловое общение в организации. Цель их создания — установление нормальной нравственной атмосферы и определение этических рекомендаций при принятии решений.
Так, при заключении сделок и других видов делового общения этическими нормативами обычно запрещаются взятки, вымогательство, подарки, мошенничество, нарушение законов, незаконные выплаты политическим организациям и т.д. На Западе организации обычно доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов. Некоторые фирмы создают рабочие группы или постоянные комитеты по этике. Другие нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Его роль сводится к выработке суждений по этическим вопросам, в том числе и по этике делового общения.
Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на уровне отношений руководителя к сотрудникам формируется в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения.
Отмечу некоторые из них:
-Необходимо стремится превратить организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Нужно приобщить сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.
-При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководитель должен выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Необходимо подумать, что можно сделать, чтобы ему преодолеть их. Опирайтесь при этом следует на сильные стороны его личности.
-Если сотрудник не выполнил распоряжения руководителя, необходимо дать ему понять, что начальнику известно об этом, иначе он может решить, что провел его. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующее замечание, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.
-Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Необходимо собрать всю информацию по данному случаю. Выбрать правильную форму общения. Вначале попросить объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные факты. Еще один важный аспект, замечания стоит делать один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.
-Критиковать действия и поступки, а не личность человека.
-Не обзаводиться любимчиками. Относится к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.
-Никогда не давать сотрудникам возможность заметить, что руководитель не владеет ситуацией, если он хочет сохранить их уважение.
-Соблюдать принцип распределенной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
-Поощрять свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря заслугам самого руководителя.
-Укреплять у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не лениться лишний раз похвалить сотрудника.
-Привилегии, которые руководитель делает себе, должны распространяться и на других членов коллектива.
-Необходимо доверять сотрудникам и признавать собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно, так или иначе, узнают о них. Но утаивание ошибок - проявление слабости и непорядочности.
-Нужно защищать своих подчиненных и быть им преданным. Уверенна они ответят тем же.
При рассмотрении отношений подчиненных к руководителю используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.
Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:
-Стараться помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Необходимо помнить, что руководитель нуждается в этом в первую очередь.
-Не пытаться навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им.
-Не разговаривать с начальником категорическим тоном, не говорить всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.
-Необходимо быть преданным и надежным, но не быть подхалимом. Нужно иметь свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.
-Если руководитель наделил ответственностью, можно деликатно поднять вопрос и о правах. Нужно помнить, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действия.
Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений - дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с работниками принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.
Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами:
-Не требовать к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.
-Попытаться достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
-Если круг обязанностей пересекается с коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает обязанности и ответственность от других, попытаться сделать это самим.
-Не относится предвзятостью к своим коллегам. На сколько возможно отбрасывать предрассудки и сплетни в общении с ними.
-Называть своих собеседников по имени и стараться делать это почаще.
-Улыбаться, быть дружелюбным и использовать все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Необходимо помнить - что посеешь, то и пожнешь.
-Не давать обещаний, которые не сможете выполнить.
-Не преувеличивать свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдываются, будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
-Не лезть человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
-Необходимо слушать не себя, а другого.
-Не стараться показаться лучше, умнее, интереснее, чем есть на самом деле. Рано или поздно все равно выплывет наружу и встанет на свои места.
-Посылать импульсы симпатий - словом, взглядом, жестом давать участнику общения понять, что он интересует. Улыбаться, смотреть прямо в глаза.
-Рассматривать коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижений.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.