Сила 5. Привлекательность отрасли.

Отрасль выпуска шинной продукции является привлекательной,с высоким уровнем нишевой конкуренции. Предприятие ПАО «Росава» прилагает много усилий, чтобы всегда была возможность сохранить стоимостные преимущества для своих клиентов.

Сокращение емкости рынка в результате сокращения автомобильного парка, резкое падение потребительского спроса, колебания курсов валют, относительно доллара США – факторы, которые негативно влияют на работу шинных предприятий и развитие мирового шинного рынка в целом. В подобной ситуации остро стоит вопрос поиска новых путей стратегического развития и маркетинговых инструментов для приобретения дополнительных конкурентных преимуществ в борьбе за потребителя.

На сегодняшний день в Украине основное производство шин сосредоточено на двух предприятиях - ОАО "Днепрошина" и ПАО "Росава" В прошедшем году, часть шин, выпущенных ПАО "Росава", составила 88% в натуральном выражении и 74% в денежном выражении от общего объема шинной продукции, проведенной национальными предприятиями. ПАО "Росава" выпускает больше 150 типоразмеров шин для легковых, легких грузовых и грузовых автомобилей, микроавтобусов, автобусов, троллейбусов, сельскохозяйственной техники. В прошедшем году предприятием началось освоение дополнительных размеров грузового ассортимента. Данные размеры не являются аналогами продукции ОАО "Днепрошина". Основной специализацией ПАО "Росава" является производство шин для легковых автомобилей, которые составляют больше 60% общей ассортиментной линейки. Продукция предприятия не является аналоговой продукции ОАО "Днепрошина". Ассортимент продукции ОАО "Днепрошина" в большей степени ориентирован на шины для сельскохозяйственной, строительно-дорожной, горнорудной техники, колесных подъемно-транспортных машин, мотоциклов, а также легковых и грузовых автомобилей.

Таблица 1

Оценка отраслевой среды

Группа факторов Оценка, в баллах
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6
Факторы конкуренции: Существование равных конкурентов +
Интенсивность конкуренции +
Степень специализации конкурентов +
Трудность входа в отрасль новых предприятий   +
Трудности выхода из отрасли предприятия (фирмы) +
Изменяемость доли рынка +
Уровень интеграции (вертикальной, горизонтальной) +
Наличие товаров-заменителей +
Загрузка мощностей +
Барьеры входа в отрасль: Эффект масштаба (возможность экономии на постоянных расходах) +
Потребность в инновациях +
Связанность потребителей с поставщиками +
Продолжение табл.1
Наличие каналов распределения +
Доступность каналов распределения +
Доступ к сырью +
Государственный протекционизм +
Социальные, культурные, организационные барьеры. +
Барьеры выхода из отрасли: Государственные и социальные ограничения +
Опасность социальных проблем +
Продолжение табл. 1
Специализация оборудования +
Зависимость от стратегических взаимоотношений +
Взаимоотношения с поставщиками: Местные поставщики +
Материалы-заменители +
Интенсивность конкуренции среди поставщиков +
Доступ к иностранным поставщикам +
Уровень вертикальной интеграции с поставщиками +
Технологические факторы: Уровень технических новшеств +
Сложность продукции, производства +
Патенты, интеллектуальная собственность +
Капиталоемкость и наукоемкость продукции +
Макроэкономические факторы: Инфляция +
Валютная стабильность +
Квалификация рабочей силы +
Степень государственного регулирования +
Налогообложение +
Поддержка и субсидии государства +
Иностранные инвестиции и частная собственность +
Социальные факторы: Дисциплина работников +
Демографические изменения +
Степень охвата профсоюзами +
Отношение рабочих с руководством +


Оценка отраслевой среды показала, что шинная отрасль является привлекательной сферой для ведения бизнеса. Наибольшее влияние на ее развитие оказывают факторы конкуренции, барьеры входа в отрасль, отношения с поставщиками и макроэкономические факторы. В меньшей степени наблюдается зависимость от технологических и социальных факторов, барьеров выхода из отрасли.

Таблица 2

Наши рекомендации