Собств-ть: понятие, субъекты и объекты, типы и формы. Реформирование собст-ти в РБ.

Соб-ть –это основа всей системы общ-ых отнш-ий, т.к. от ее хар-ра зависят: хар-р пр-ва, распр-ия, обмена и потреб-ия благ. С эк. т. зр. соб-ть – это отношение м/у людьми склад-ся по поводу присвоения ср-в пр-ва, результатов труда. С юр. точки зр. соб-ть – право на соб-ть и оформ-ся в юр. законах и нормах. Субъект соб-ти – лица м/у которыми возникает отношение соб-ти (частные лица, коллектив, государство, общ-во). Объект соб-ти – это то по поводу чего возникает отношения собств-сти (земля,здания,пр-во, предметы потребления, раб. сила). Гл. объект соб-ти – сред-ва пр-ва. Типы соб-ти: частная, когда интересы индивида доминируют над общественными формы-трудовая и нетруд.-получение имущества по наследству,дивидентов от акций,облигаций,ЦБ и т.п.; и государственная: неделимые объекты (трубо-газопроводы,космос,вооруженные силы и др.), убыточная,но необходимая (общ-й тран-рт,с\х,стр-во дорог,мостов).Уд.вес гос.собс-ти д.б. 25-30%(в РБ около 50%) Реформирование собств-ти: национализация, разгосуд-ние и приватизация

Национал-ция - переход ср-в пр-ва, банков и отраслей эк-ки из частной собств-ти в собств-ть гос-ва.

Разгосударствление – это процесс децентрализации эк-ки, преодаление монополизма гос. формы соб-ти,разделение ф-ций го.администрирования и непосредственного упр-я. Приватизация – смена собственника гос. имущества путем продажи или безвозмездной передачи. Цель разгос-я и приват-и-увеличение самостоят-ти хоз.субъектов,развитие конкуренции м/ду ними =>повыш-е эффек-ти эк-ки.

Разгосударствление и Приватизация в РБ осущ.в след.формах:

1)выкуп имущества госпредприятия, сданного в аренду2)превращение госпредприятий в АО3)создание коллективных предприятий4)продажа госпредприятий по конкурсу или на аукционах5)безвозмездная передача имущества гражданам

На 2012 запланировано за счет приват-и получить 2,5 млрд $(БЕЛАЗ,предприятии Белнефтехима,допускается продажа контрольного пакета акция Нафтана,чтоб направить деньги на золотовалютный запас


6.2. Учет НМА и амортизации

НМА для целей Б/У признаются:идентифицируемые и не имеющие мат-вещ.(физ.) формы;исп-е в деят-ти П; приносящие П буд. эк.выгоды;срок пол.исп-яя >12 мес;ст-ть мб измерена с достаточной надежностью, т е есть док. подтверждение ст-ти, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием);при наличии док-в, подтвержд-х права правообладателя.При отсутствии любого из критериев произведенные затраты не признаются НМА и являются расходами П.

Осн виды НМА: права польз-я прир рес и землей,интеллект собств.на объекты пром. собств.,лицензии,патенты прогр ср-ва обеспеч, право торговли на бирже и т. д. В б/у учит-ся по первонач стоим (факт з-т на приобр и привед в сост готов к использ-ю). При безвозм поступп-по рыноч стоим, созд самой орг-сумма факт р-дов на из создан. НА поступ: за плату, безвозм, вклад в УФ,оприх излиш при инвентар, пр-ва самой орг-цией. НА прих-ся актом «о приеме НА» ф НА-1 в 1 экз. Аналит уч-в инвентар карт уч-та НА ф НА-2, кот откр на кажд об-т. Синт уч сч. 04. Д-поступ-е, К-выбыт. Синт уч-ж/о 13, анал-вед17.Приобр НА:Д08,18 К60; Д08 К51-на з-ты связ с приоб(акцизы); Д18 К60;Д08 К51-на сум уплач Госпатенту за регистр охран-го док-та; Д04,К08(на ввод в экспл НА по стоим факт з-т),60 К51(при опл сторон орг-циями за оказ услуги по довед-ю к использ-ю НА).Внес-е в УФ:Д75 К80,Д08 К75(поступ НА в УФ);Д04 К08(принят к б/у НА).Безвозм:Д08 К98»дох буд пер»;Д04 К08. Аморт спис-ся в К92 ежемес. Д68 К18-сум НДС подлеж возмещ.Созд НА самой орг-ей:Д08 К10,70,69,68,02,26; Д04 К08. Выбытие:Д04/выбыт К04(на первон стоим); Д05 К04/выб; Д91 К04/выб(на ост стоим);Д91/4 К04/выб(по безвозм поступ). Передача др орг-циям:Д62 К91(на продаж стоим с НДС);Д91 К68(НДС и др нал); Д51 К62. Передача в УФ др орг-ции:Д05 К04;Д58 К04(на ост стоим);Д58 К91(разница м/у договор стоим и баланс). Организ,пользующиеся правами на НА по лиценз дог-рам:Д08 К60 на причит сум единоврем платежей правообладателю; Д20 К60 на сум переодич отчисл-й лицензиару за право польз-я НА; Д60 К51 на сум перечисл платежей за получ по лиценз дог-рам имущ права. Аморт на синт сч 05. Нормат срок служ от 10 до 40 лет, но не более деят-ти орг-ции. По К-начисл аморт, по Д-спис-е. учет в ж/о 10,10/1. Аморт: Д08,20,23,25,26,29,44 К05 аморт по видам НА и отд об-там. Аморт по НА не использ в предприним деят-тине начисляется.На стоим НА кот не превыш 2 баз велич,аморт начисл в момент приход-я




6.3Ревизия (аудит) денежных средств, расчетных и кредитных операций задачи ревизии кассы :Обесп. усл.хранения и сохранности наличных денег и др. ценностей. Собл устан-го пор-ка хранения чек книжек выписки чеков и получения по ним денег. Собл правил док оформл операций по приходу и выдачи денег из кассы. Собл выдачи денег под отчет хоз расходы и др. Своевременности и полноты оприходования полученных из банков налички, а также выручки поступившей от других субъектов хоз.Состояние учета касс. операций и ведение касс. книги и книг анал учета по др ценностям хранящимся в кассе. Собл сроков проведения внезапных ревизий кассы.Источники:ПД по оформл приема и выдаче налички, кассовая книга, книги анал учета ценностей хранящихся в кассе, акты ревизии кассыу, Форма №КО-1 пко форма КО-2 рко ,четные регистры по счету 50; по забалансовому счету 006; Главная книга; балансы и дрРевизия: Инвентар. кассовой наличности;Док проверка кассовых операций При проведении ревизии после предъявления полномочий руководителю организации ревизор приступает к инвентаризации наличных денег, денежных документов и БСО, хранящихся в кассе.:До начала кассир в его присутствии должен сост отчет об операциях кассы на момент ревизии. Прав-ть выведения остатка налички в кассе на момент инвентар проверяется с учетом остатка по балансу или Глав книги на 01 месяца, Взять расписку у кассира о том, что все доки относ к приходу и расходу ценностей вкл в отчет и к мом-ту ревизии кассы не оприход и не списанных в расход ценностей нет,отчет надо завизировать.Потом проводится подсчет. недостачи денег в кассе отраж д-т 94 к-т 50,излишкид-т 50 к-т 91. надо установить собл условия обеспеч сохранн ден средств: отобрано ли у кассира обяз-во МО, обеспеч ли сохранн\ денег в кассе,изолировано ли помещение кассы;Нет ли возм для проникнов ч/з окна, стены;Не допускаются ли в помещения кассы посторонние лица;Все ли деньги и ден доки хранятся в несгораемых шкафах; Сдается ли помещение кассы под сигнализацию;Обеспечение сохранности ден средств, при доставке их из банка и сдачей в банк; Собл ли правила ведения касс книги, произв ли ежеквартально внезапная инвентар кассы;Касс операции: собл ли треб-я, инструк о пор-ке ведения касс операции и касс дисциплина, законность и целесообр соверш-х операций с наличичкой. кассовые пко и рко д.б.заполнены четко без помарок не имеют подчисток; они должны иметь раздельную нумерацию.Пропуск номеров может натолкнуть на случаи уничтожения с целью сокрытия злоупотр,поэтому каждый случай проверяется.проверить не совмещали ли вып-е обязанн кассира, бухгалтеры, и др работники пользующиеся правом подписи кассовых доков осущ-е учет кассовых или банковских операций .При проверки собл кассдисциплины следует установить:Исп-е полученных из банка наличных денег по целевому назначению;Своеврем и полноту возврата в банк неиспольлз ден ср-в полученных для выплаты з/п,Собл ли установленные правила расчета нал деньгами;Не производилась ли выдачи нал денег в займы дрП. В касс книге не д.б. подчистой, незаверенных исправлений.Ежедневно в касс книге должны подсчитыватся итоги операций за день и выведен остаток на конец дня. Записи в кассовой книге должны вестись до полного исп-я ее листов.

Расчеты с бюджетом установление по всем видам платежей в бюджет, внебюдж фонды, прав-ти исчисл суммы платежей, своеврем взносов; выяснение причин просрочки; за чей счет отнесена уплаченная пеня; меры принятые к лицам, виновным в несвоеврем перечисл ср-в и мероприятий по предотвращению. Уточнить прав-ть выведения оборотов из сальдо по каждому виду платежей на конец отч п-да. данные анал учета по каждому виду платежей сопостс записями в ж-о и в Гл книге. Своеврем и полноту расчетов с бюджетом можно установит проверкой выписок банка и приложенных ПД.При расхождениях и выявлении неточности расчетов надо установить их х-р, принять меры по устранению, выяснить оплатила ли орг-ция штрафы, пени налоговым инспекциям.выделить случаи, когда взыскания средств связано с необоснов вкл-м в с/с затрат или перерасходом мат ресурсов,с исп-м таких рес-в не по назначению.штрафы д.б взысканы с должност лица,виновного в пропуске срока и неправ исчисливший платежи.

Деб.и кред зад-тьоценить достоверность и правильность в учете деб зад. орг-цию анал учета расчетов с покуп-ми и заказчиками (должен вестись по кажодму пок-ю и договору с учетом каждого предъявленного к оплае счета и должен обесп получение данных по возникновению зад-ти, срокам и способам ее погашения)и параллельно сличить остатки по регистрам анал учета с остатками статей баланса. регистры расчетов с пок-ми должны содержать: наименование, юр адреса, номера и даты закл\договоров, формы оплаты, номера, даты выписки, отгрузочных доков и счетов-фактур.это позволяет выявить превышение критического уровня деб зад, неучтенные отгрузки проср зад по к-й не приняты меры взыскания. достоверность погаш-х сумм провер-ся выборочно по крупным суммам, осущ к-ль полноты перечисл-х сумм, сверяя поступившие по выписке с суммами отражен в прилаг к ней оправдат док.Проверить кач-во произведенной инвентариз расчетов,рекомен-ся ежемес проводить выверку зад пок-ля, независимо от выверки дебзадолженности, осущ бухгалтерией, в целях бух контроля, Всем покупателям по установленному порядку фин отделом направляются акты сверки, с просьбой подтвердить данные по зад\ и по порядку ее погашения, в течении 10 дней со дня получения акта, а при наличии разногласий указать их причины. внимание уделяют изучению деб зад с длительными сроками и, прежде всего, просроченные.В обязательном порядке д.б проанализ. оценка вероят-ти взыскания. 2 метода учета безнадежн деб зад:М-д резервирования создание резерва на покрытие безнад деб зад и способ учета; ме-д прямого списания или прямого начисления-расходы начисляются только в момент, когда отдельные виды зад признаются безнад Основанием для списания м б только доки, установл законом: решение суда о отказе по взысканию, справки органов внутренних дел, записи о ликвидации в гос реестре и др. следует проконтр-ть и оценить стр-ру кред зад по срокам погаш, по уд весу отдельных крупных кредиторов, по типам кредиторов и по качеству, возм-ти погашения, реструктуризации зад и ликвидации зад по з/п.подотчетными лица:осущ сплошным пор-м вкл, к-ль за операциями по расходю средств на операци хознужды, командировки раб-в. Надо установить имеется ли у орг-ции, утвержденный рук-м список лиц, к-м выдаются суммы под отчет, собл ли порядок выдачи нал ден средств .Лица получившие наличку под отчет обязаны не позднее 3 раб дней по истечению срока на которые они выданы или со дня возращения из командировки предъявить в бухгалтерию орг-ции отчет об израсхх суммах и возвратить неиспольз. устанавливает собл ли размеры выдаваемые под отчет, не выдаются ли новые авансы подотчетным лицам, не отчитавшимся по ранее полученным суммам, расходуются ли они по целевому назначению, не числятся ли задолженности за лицами по уволенным с работы и т.д.Проверить авансовые отчеты, наличие всех реквизитов и подписи подотч лиц, своевременно представления.если приобретались МЦ через подотч лиц- проверить законность приобр и полностью ли они оприход.Кред.операции: выяснить видыкредитов пользовалась организация, нет ли просроченной задолженности банку по кредитам, причины ее возникновения и сумма потерь в связи с уплатой повышенных процентов. своеврем погашению банку по полученным кредитам - сопост даты погашения кредитов в выписках со сроками в договорах. правильно ли орг-ция ведет анал учет полученных кредитов. При проверке долгоср кредитов устанавливается необходимость их получения и освоения и использования их по отраслевому назначению. устанавя правильно ли уплачены % за польз-е кредитом и как он отражаются в б/у.уплаченные % за пользование краткоср кредитов и продленныхх с прежней % должны относится на с/с. если % изменился-на прибыль

% по кредитам и займам за исключением просроченных кредитам и займам, после ввода объектов в эксплуатацию в конце года также относятся на увеличение их стоимости. На след этапе ревизии необходимо установить правильность получения и выдаче кредитов работникам организации.

7. 1.Понятие трансф-й эк-ки, ее осн.черты. Концепции перехода к рын.эк-ке. Белор.модель рын.экон-ки.

Трансф-я эк-ка – эк-ка стран, переходящих от централиз-но управляемой сис-мы хозяйств-я к сист-ме, основанной на рыночных принципах. Черты: 1)межсистемное образование;2)неустойчивость, нестабильность;3)альтернативный хар-р развития; 4)одновременное сущ-ие инфраструк-ры старой и новой рын.эк-ки;5)особый хар-р противоречий,т.е противоречия не в функционировании,а в развитии.6)масштабность преобразований. Процесс перехода к рын.эк-ке осущ-ся посредством проведения жесткой ден.-кредит.политики,разгосудар-ием, приватизацией, развитием предприним-ва и конкуренции,формированием рыноч.инфрастр-ры,либерализацией цен. Концепции трансформ-ии командной эк-ки: 1)"шоковая терапия"(радикальные системные преобразования экон-ки и общ-ва); 2)постепенное создание рыночных отношений, которое предусматривает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики. Особ-ти белорусской модели соц-но ориентир-й рын. эк-ки: значительная регулирующая роль гос-ва;принцип постепенности, эволюционности преобразований; создание сильной и эффективно действующей вертикали государственной власти; сильная соц. направл-ть идущих реформ;активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Главная стратегической целью преобразований в РБ - повышение жизненного уровня народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню высокоразвитых европ-х госуд-в на основе сбалансир-го и устойчивого экон-го развития.

Наши рекомендации