Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

Олигополия - наличие на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Могут иметь место расплывчатые О. – когда вместе и большие и мелкие фирмы, занимающие небольшой уд. вес. Есть также и жесткие О. (2-3 фирмы)

Товар, реализуемый о. фирмами, может быть дифференцированным (автомобили, компьютеры), как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным (сталь, алюминий), как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т. е. может влиять на цену своей продукции и держать ее на уровне, превышающем пред. издержки пр-ва.

Обычно при О. господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Это делает фирмы зависимыми друг от друга. Каждая фирма в отрасли понимает, что изменение цены или объема выпуска вызовет ответную реакцию конкурентов, и должна считаться с ними. О. защищена барьерами для входа на рынок – кр.фирмы обладают большим положительным эффектом масштаба. Процесс возникновения О. – слияние нескольких фирм в 1 > крупную. О.- преобладающая форма современного отраслевого рынка, и важно выработать правильную стратегию, учитывая многочисленные факторы. Олигополистическими отраслями промышленности явл. автомобильная пром-ть, пр-во стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования, компьютеров.

№26:”Модели олигополии.Модель с ломаной кривой спроса.Ценовые войны”.

Поведение олигополистов на рынке различ.многообразием.Основн.типы повед.-я олигополистов на рынке:

-кооперативное;

-некооперативное.

Кооперат.основано на соглосован.их рын.политики(открытый сговор о цене,V,образ.картель); некооперат.имеет место,когда отсутствуют согласлвания действий фирм на рынке. Кооперат.повед-е:Картель-форма объедин-я фирм-монополистов на олигополистич.рынке с целью раздела рынка и поддержании монопольно высоких цен.Устанавливая цены,олигопол-ты и лидеры фирм действуют по принципу “Издержки +”.При этом цена опред.:средн.переменн.изд-ки+%-ые надбавки к средн.переменн.изд-кам.

P=AVC+m(AVC); AVC-средн.переменн.изд-ки; m-%надбавки.

Некооперативн.:Каждая фирма стремится максимизировать прибыль,но на этом рынке ей приходится вырабатывать стратегию,основанную на представлении о поведении конкурента.В рез-те взаимод-ия м/у разъединенными олигопол-ми,цена на этом р.мож.принимать различн.значения в промежутке м/у монопол-им уровнем цены и уровнем цены на р.ЧК.На этом р.,если ф-мы не договариваются, они могут попасть в сит.ценовой борьбы.Способ вытеснения конкурентов с р.-снижение цен.Ценовая война – цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополист.рынка.Она мож.продолжаться,пока цена не станет=цене на рынке ЧК,т.е.P=СРЕДН.ИЗД.=ПРЕДЕЛЬН.ИЗД.;P=AC=MC.

От ценовой войны выигрыв.потребит.,но проигрыв.производители.

Ломаная кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста:

Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии. - student2.ru

Кривая спроса предст.на ломаной Д2Д1 с точкой перегиба Е. Т.Е соотв.оптимальн.отраслевой цене P0,она опред.оптимальный Vвыпуска прод-ии Q0.Спрос на отр.ЕД2 очень эластичен по цене.Отрезок пологий и показ.,что при незначит.увелич.цены,резко уменьш.оптим. Vвыпуска.При увелич.цены выше P0 покупатели перестанут покуп.прод-ию данной фирмы,а приобретут у конкурента.На отр. ЕД1 кривая крутая,т.е.спрос на прод-ию уменьш.в меньш.степени,чем уменьш-ая цена.Это приведет к снижению цены и у фирм-конкурентов.

Кривая MR(предельн.дохода)с разрывом и кривая предельн.изд.-ек/MC на рис.Разрыв MK(пред.дохода)соотв.излому кривой спроса.При Vвыпуска меньше Q0 MR близок к оптимальной цене, в след.того,что при фиксир-ых ценах конкурентов для увелич. V спроса фирмы-олигополиста требуется небольш.снижение цены.При V, превыш-их Q0 и MR гораздо меньше оптимальной цены,поск.для увелич. V спроса в сит.,когда соперники идут по пути снижения цены, требуется значит.сокращение цены для данной ф-олигополиста.

В усл.,когда сущ.перегиб кривой спроса,кривая предельных изд-ек MC будет проходить ч/з разрыв кривой MR,даже при изменении величины изд-ек,оптимальной ценой будет оставаться Q0,а Vвыпуска-Q0.

№ 27 Модели олигополии. Модель олигополии, основанная на тайном сговоре. Картель

Поведение олигополистов отличается разнообразием: кооперативное(1) & некооперативное(2). 1-е основано на сговоре фирм, согласовании своей раночной политики.

2-е – отсутствует согласованное действие фирм на рынке

Когда фирмы открыто договариваются о ценах и объеме выпуска возникает картель.

Картель – форма объединения фирм-олигополистов с целью раздела рынка и поддержания монопольно высокмх цен.

В настоящее время явный сговор фирм в большинстве стран (в том числе РБ) является незаконным. Для тайного сотрудничества используются различные пути. Эти договоренности никак не закрепляются, это так наз джентлеменские договоренности. Если олигополистам удается договориться о рыночной цене, то тогда удается достигнуть уровня цен чистой монополии.

Наиб развитие на монополистическом рынке получило менее явное ср-во согласования цен между олигополистами – политика лидерства в ценах (она позволяет координировать цены, не вступая в явный сговор): Доминирующая фирма выступает на этом рынке в качестве ценового лидера. Она открыто заявляет о цене на свою продукцию.

Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии. - student2.ru 28 Модели олигополии. Лидерство в ценах. Ценообразование по принципу “издержки плюс

Олигополия – состояние рынка, при котором доминируют несколько фирм-гигантов. Существуют модели олигополии:1) картель – соглашение нескольких предприятий с целью раздела рынка и поддержания высоких цен; 2) консорциум – это временное добровольное объединение предприятий для решения конкретных задач.

Выделяют 2 типа поведения фирм:

1)кооперативное – согласование фирм;

2)некооперативное – отсутствуют согласованные действия фирм на рынке.

Когда фирмы открыто договариваются, то образуют кортель. В настоящее время явное соглашение фирм в кортели преследуется по закону(антимонопольная политика). Олигополисты используют различные пути по тайному сотрудничеству.

Наиб развитие на монополистическом рынке получило менее явное ср-во согласования цен между олигополистами – политика лидерства в ценах (она позволяет координировать цены, не вступая в явный сговор): Доминирующая фирма выступает на этом рынке в качестве ценового лидера. Она открыто заявляет о цене на свою продукцию.

Устанавливая цену, олигополисты могут действовать по принципу “издержки плюс”.

Модель «издержки плюс»: P=AVC + m(AVC), где AVC – средние переменные издержки, m – процент надбавки, m(AVC) – накладные расходы фирмы

Наши рекомендации