Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.

Монополистическая конкуренция- это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Она имеет место во многих отраслях промышленности, но в основном в отраслях, где производятся и реализуются потребительские блага широкого ассортимента. Для данного типа экономики характерно сочетание конкуренции с монопольной властью отдельных фирм на рынке. Основные признаки:

1. относительно небольшая доля всего рынка, приходящаяся на одну фирму, значит ограниченный контроль над ценой.

2. сравнительно большое кол-во фирм гарантирует, что тайные сговор ( целью повышения, понижения цены и объема выпуска) практически невозможен.

3.фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов.

4. Дифференциация продукта в различных фирмах: -по качеству(дизайн, мощность и т.д.)

-по услугам и условиям , связанным с реализацией продукта(сервис, послепродажное обслуживание, доставка и т.д.)

-по размещению и доступности продукта(супермаркеты с более низкими ценами и небольшие магазины на оживленных улицах с более высокими ценами)

-по рекламе, упаковке, престижу, фирменным знакам

5. экономическое соперничество сконцентрировано не только на цене, но и на неценовых факторах

6. относительно легкое вступление в отрасль, т.к. необходимый для этого капитал невелик

Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров при вступлении в отрасль. Эффект масштаба незначителен, поэтому эффективны также и мелкие, так и средние фирмы, если они могут предложить товар, соответствующий запросам на рынке и по соответствующей цене. Вопрос об объёме выпуска и цене решается самостоятельно в соответствии со спросом. При этом фирма не учитывает реакции соперников при установлении цены и объёма продаж. На таком рынке новые фирмы появляются до тех пор, пока извлекается прибыль.Так как кривая спроса на монополистическом рынке имеет небольшой отрицательный наклон, то спрос на продукцию отдельной фирмы на данном рынке менее эластичен, чем на рынке чистой конкуренции, но более эластичен, чем на рынке чистой монополии. Таким образом, покупатель имеет выбор, но меньший, чем на рынке чистой конкуренции. Степень эластичности спроса зависит от числа фирм-конкурентов и от степени дифференциации предлагаемого товара на рынке. Предложение на данном рынке менее эластично, чем на ранках чистой конкуренции и чистой монополии, так как производительные мощности отдельной фирмы на рынке монополистической конкуренции ограничены. Цены на продукцию дифференцированы. В основе дифференциации цен лежит различие в потребительских свойствах товаров, выпускаемых различными производителями и различные их издержки. Для монополизации прибыли фирма будет производить такой объём продукции, при котором MR=MC. Также важно умело манипулировать ценой и неценовыми факторами. Оптимальное сочетание объёма выпуска, цены и использование неценовых факторов находится методом проб и ошибок. При этом высока роль участия менеджеров и маркетологов. В условиях монополистической конкуренции фирма производи меньше продукции, чем фирмы-чистые конкуренты, но реализует по большим ценам. В то же время ситуация на рынке монополистической конкуренции схожа с чистой конкуренцией: фирма может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если её AC меньше рыночной цены, при Р меньшем АС— в убытке. Краткосрочное состояние монополизации прибыли совпадает с ситуацией, характерной для простой монополии. Объём производства определяется пересечением кривых МС и МR. Колебание цены задаётся высотой прямой спроса вне этой прямой. Фирма получает экономический доход. В данной ситуации (график) цена превышает средние издержки.

График получение прибыли фирмой-моноплолист. конкурентом в краткосрочном периоде.

Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. - student2.ru


Наши рекомендации