Показатель собственных оборотных средств.

В практике финансового менеджмента сложилось иное название по­казателя собственных оборотных средств - показатель чистого оборот­ного капитала (ЧОК).

Чистый оборотный капитал (ЧОК) = Текущие активы - Текущие пассивы

Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансо­вой устойчивости туристского предприятия. Данный показатель имеет критическую точку, равную нулю, при которой его текущие активы пол­ностью покрывают его текущие пассивы.

Если значение ЧОК выше указанной критической точки, то туристское предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательст­ва, но и имеет также финансовые ресурсы для расширения своей деятель­ности в будущем. Следует отметить, что величина чистого оборотного ка­питала является своеобразным «маячком» для внешних инвесторов и кредиторов в их принятии решения о вложении капитала в туристское предприятие. Чем выше значение коэффициента, тем привлекательнее туристское предприятие для внешнего инвестирования. Однако значи­тельное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной по­требностью в нем свидетельствует о неэффективном использовании ре­сурсов.

Недостаток собственных оборотных средств может привести тури­стское предприятие к банкротству, поскольку свидетельствует о его не­способности своевременно погасить краткосрочные обязательства. Этот недостаток может быть вызван убытками в хозяйственной деятельности, ростом безнадежной дебиторской задолженности, приобретением доро­гостоящих объектов основных средств без предварительного накопления денежных средств на эти цели и т.д.

Таким образом, на финансовое положение туристского предприятия отрицательно влияет как дефицит, так и излишек чистого оборотного капитала.

Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от осо­бенностей деятельности туристского предприятия, и в частности от:

• размеров туристского производства;

• объема реализации туристской продукции (туристских услуг);

• скорости оборачиваемости материально-производственных запа­сов и дебиторской задолженности;

• условий предоставления кредитов предприятию;

• подотраслеврй специфики и т.д.

При этом коэффициент чистого оборотного капитала неразрывно связан с коэффициентом общей ликвидности: если чистый оборотный капитал положителен, то коэффициент общей ликвидности превышает единицу, и наоборот, если ЧОК отрицателен, то и общая ликвидность ниже единицы.

Анализ рентабельности (эффективности) туристского произ­водства

Анализ рентабельности туристского производства основан на расчете группы коэффициентов рентабельности, которые показывают, насколько прибыльна деятельность туристского предприятия. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам либо как отношение полученной прибыли к объему реализо­ванной продукции.

В данную группу входят три показателя.

Рентабельность реализации, или рентабельность выручки от реа­лизации туристской продукции (туристских у слуг).

Данный показатель называют еще нормой прибыли. Все коэффици­енты данной группы всегда выражаются в процентном отношении. Пока­затель может быть определен тремя различными способами, в зависимо­сти от того, какой вид прибыли применяется для расчета.

1. Норма валовой прибыли

Валовая прибыль

Норма валовой прибыли = ——————————— X 100%

Объем продаж

Данный показатель необходим для оценки эффективности турист­ского производства. По его норме валовой прибыли определяют, на­сколько эффективно туристское предприятие производит каждую едини­цу туристской продукции (например, тур). Показатель также отражает изменения в политике ценообразования и способность туристского пред­приятия контролировать себестоимость реализованной туристской про­дукции. Динамика коэффициента рентабельности выручки от реализации туристской продукции (туристских услуг) может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен. Данный показатель можно сравнивать с аналогичными показателями в среднем в подотрасли. В этом случае его высокое значение свидетельствует о том, что предприятию туристское производство обходится дешевле, чем в целом по аналогичным предпри­ятиям, функционирующим в данном секторе. Поэтому высокую норму валовой прибыли можно интерпретировать и как показатель эффективно­сти производства.

2. Норма операционной прибыли

Норма операционной прибыли

Операционная прибыль = ——————————————— X 100%

Объем продаж

Данный показатель характеризует эффективность, с которой тури­стское предприятие не только производит, но и реализует туристскую продукцию, то есть является свидетельством незначительных издержек по рекламе и продаже, а также общих административных расходов. Вы­сокое значение показателя говорит о низких издержках по производству и реализации туристской продукции в их совокупности.

3. Норма чистой прибыли

Чистая прибыль

Норма чистой прибыли = ———————————— X 100%

Объем продаж

Коэффициент показывает эффективность менеджмента в турист­ском производстве, реализации туристской продукции и использовании финансов. По значению данного показателя финансовый менеджер тури­стского предприятия делает вывод о том, сколько денежных единиц чис­той прибыли принесла каждая денежная единица реализованной турист­ской продукции.

В современной туристской практике определяется, как правило, только показатель рентабельности продаж (реализации), рассчитанный по чистой прибыли. Однако для более детализированного анализа необ­ходимо производить расчет всех показателей нормы прибыли в совокуп­ности. Так, например, анализируя норму операционной прибыли вместе с нормой валовой прибыли, финансовый менеджер может определить, произошли ли изменения в рентабельности туристского предприятия, связанные с изменениями в издержках обращения. Снижение нормы опе­рационной прибыли при устойчивой норме валовой прибыли может оз­начать снижение эффективности в области реализации или администра­тивного управления или увеличение расходов на аренду (что особенно актуально для туристских фирм и предприятий ресторанного бизнеса).

Когда норма чистой прибыли анализируется вместе с нормой вало­вой и операционной прибыли, то это дает возможность определить, на­сколько эффективно туристское предприятие управляет своими финан­сами. Так, снижение нормы чистой прибыли наряду со стабильной нор­мой валовой и операционной прибыли свидетельствует, прежде всего, об ухудшении финансовой стороны деятельности предприятия.

Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто:

• уменьшением расходов (при этом необходимо, чтобы не пострадало качество туристской продукции, которое в последнее время имеет, пожалуй, решающее значе­ние для потребителя даже в сравнении с ценовым аспектом);

• повышением цен на реализуемую туристскую продукцию (на высококонкурентном туристском рынке это сделать достаточно сложно);

• превышением темпов роста объема реализованной туристской

продукции над темпами роста расходов.

Расходы туристского производства могут быть снижены за счет це­лого ряда факторов, к числу которых можно отнести:

• использование в процессе производства более дешевых сырья и материалов, что особенно характерно для предприятий ресторан­ного бизнеса; следует отметить, что замена сырья на более деше­вое совсем не означает более низкого качества; например, ресто­ран может закупать необходимое сырье (полуфабрикаты) не ино­странного производства, а отечественного, если такое производит­ся в рамках страны и по цене уступает западным аналогам;

• автоматизацию производства в целях увеличения производитель­ности труда, что, однако, может привести к росту активов, а, сле­довательно, при прочих равных условиях, к снижению скорости их оборота; например, закупка рестораном современного жарочного шкафа с более совершенными функционально-производственными мощностями и т.д.;

• сокращение условно-постоянных расходов, таких как расходы на рекламу туристского предприятия, на совершенствование его системы управления и т.д.

Следует отметить, что рентабельность для разных предприятий ту­ризма варьирует и зависит от таких факторов, как местоположение, уро­вень клиентуры, ценовая политика и т.д. При этом, однако, можно опери­ровать средним уровнем рентабельности для предприятий одного типа; например, норма рентабельности кофейных заведений (кофейни) в Санкт-Петербурге и в Москве обычно не превышает 70 - 80%.

Коэффициент рентабельности активов.

Чистая прибыль

Рентабельность активов = —————————————X 100%

Актив

Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц потре­бовалось туристскому предприятию для получения одной денежной еди­ницы прибыли, вне зависимости от источника привлечения этих средств (заемный или собственный капитал). Показатель является одним из наи­более важных индикаторов конкурентоспособности туристского пред­приятия на туристском рынке. Уровень конкурентоспособности можно определить путем сравнения рентабельности всех активов анализируемо­го туристского предприятия со среднеподотраслевым коэффициентом.

Повышение цен на реализуемую туристскую продукцию может слу­жить средством увеличения рентабельности активов, так же, как в случае с коэффициентом рентабельности реализации. Однако в условиях разви­той рыночной экономики и высококонкурентного туристского рынка это достаточно сложная задача. Только туристские предприятия, имеющие Ценовую власть, могут повышать цены на свою продукцию и таким обра­зом сохранять уровень рентабельности активов даже в условиях ухуд­шающейся экономической конъюнктуры. Обычно к таким предприятиям относятся те, которые выпускают уникальную туристскую продукцию, то есть предлагают эксклюзивные туристские услуги, не имеющие аналогов на туристском рынке, или занимаются модернизацией существующих туристских продуктов (услуг) с элементами их инновации. Например, организация туристской фирмой туров в запасники Эрмитажа по индиви­дуальной договоренности с руководством объекта и т.п. Предприятия также имеют ценовую власть, когда оказывают такие туристские услуги, суть которых важнее, чем их цена.

Коэффициент рентабельности собственного капитала.

Этот коэффициент позволяет определить эффективность использо­вания капитала, инвестированного собственниками.

Чистая прибыль

Рентабельность собственного капитала = —————————————X 100%

Собственный капитал

Коэффициент показывает, сколько денежных единиц чистой при­были заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками туристского предприятия.

Для оценки уровня рентабельности туристского производства сле­дует оценивать все показатели рентабельности в их взаимосвязи, напри­мер, сравнить рентабельность активов с рентабельностью собственного капитала. Разница между этими показателями обусловлена привлечением компанией внешних источников финансирования. Положительной си­туацией в данном случае будет та, при которой туристское предприятие путем привлечения заемного капитала получит больше прибыли, чем должно уплатить процентов за него.

Наши рекомендации