Показатель собственных оборотных средств.
В практике финансового менеджмента сложилось иное название показателя собственных оборотных средств - показатель чистого оборотного капитала (ЧОК).
Чистый оборотный капитал (ЧОК) = Текущие активы - Текущие пассивы
Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости туристского предприятия. Данный показатель имеет критическую точку, равную нулю, при которой его текущие активы полностью покрывают его текущие пассивы.
Если значение ЧОК выше указанной критической точки, то туристское предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет также финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Следует отметить, что величина чистого оборотного капитала является своеобразным «маячком» для внешних инвесторов и кредиторов в их принятии решения о вложении капитала в туристское предприятие. Чем выше значение коэффициента, тем привлекательнее туристское предприятие для внешнего инвестирования. Однако значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью в нем свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов.
Недостаток собственных оборотных средств может привести туристское предприятие к банкротству, поскольку свидетельствует о его неспособности своевременно погасить краткосрочные обязательства. Этот недостаток может быть вызван убытками в хозяйственной деятельности, ростом безнадежной дебиторской задолженности, приобретением дорогостоящих объектов основных средств без предварительного накопления денежных средств на эти цели и т.д.
Таким образом, на финансовое положение туристского предприятия отрицательно влияет как дефицит, так и излишек чистого оборотного капитала.
Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности туристского предприятия, и в частности от:
• размеров туристского производства;
• объема реализации туристской продукции (туристских услуг);
• скорости оборачиваемости материально-производственных запасов и дебиторской задолженности;
• условий предоставления кредитов предприятию;
• подотраслеврй специфики и т.д.
При этом коэффициент чистого оборотного капитала неразрывно связан с коэффициентом общей ликвидности: если чистый оборотный капитал положителен, то коэффициент общей ликвидности превышает единицу, и наоборот, если ЧОК отрицателен, то и общая ликвидность ниже единицы.
Анализ рентабельности (эффективности) туристского производства
Анализ рентабельности туристского производства основан на расчете группы коэффициентов рентабельности, которые показывают, насколько прибыльна деятельность туристского предприятия. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции.
В данную группу входят три показателя.
Рентабельность реализации, или рентабельность выручки от реализации туристской продукции (туристских у слуг).
Данный показатель называют еще нормой прибыли. Все коэффициенты данной группы всегда выражаются в процентном отношении. Показатель может быть определен тремя различными способами, в зависимости от того, какой вид прибыли применяется для расчета.
1. Норма валовой прибыли
Валовая прибыль
Норма валовой прибыли = ——————————— X 100%
Объем продаж
Данный показатель необходим для оценки эффективности туристского производства. По его норме валовой прибыли определяют, насколько эффективно туристское предприятие производит каждую единицу туристской продукции (например, тур). Показатель также отражает изменения в политике ценообразования и способность туристского предприятия контролировать себестоимость реализованной туристской продукции. Динамика коэффициента рентабельности выручки от реализации туристской продукции (туристских услуг) может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен. Данный показатель можно сравнивать с аналогичными показателями в среднем в подотрасли. В этом случае его высокое значение свидетельствует о том, что предприятию туристское производство обходится дешевле, чем в целом по аналогичным предприятиям, функционирующим в данном секторе. Поэтому высокую норму валовой прибыли можно интерпретировать и как показатель эффективности производства.
2. Норма операционной прибыли
Норма операционной прибыли
Операционная прибыль = ——————————————— X 100%
Объем продаж
Данный показатель характеризует эффективность, с которой туристское предприятие не только производит, но и реализует туристскую продукцию, то есть является свидетельством незначительных издержек по рекламе и продаже, а также общих административных расходов. Высокое значение показателя говорит о низких издержках по производству и реализации туристской продукции в их совокупности.
3. Норма чистой прибыли
Чистая прибыль
Норма чистой прибыли = ———————————— X 100%
Объем продаж
Коэффициент показывает эффективность менеджмента в туристском производстве, реализации туристской продукции и использовании финансов. По значению данного показателя финансовый менеджер туристского предприятия делает вывод о том, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной туристской продукции.
В современной туристской практике определяется, как правило, только показатель рентабельности продаж (реализации), рассчитанный по чистой прибыли. Однако для более детализированного анализа необходимо производить расчет всех показателей нормы прибыли в совокупности. Так, например, анализируя норму операционной прибыли вместе с нормой валовой прибыли, финансовый менеджер может определить, произошли ли изменения в рентабельности туристского предприятия, связанные с изменениями в издержках обращения. Снижение нормы операционной прибыли при устойчивой норме валовой прибыли может означать снижение эффективности в области реализации или административного управления или увеличение расходов на аренду (что особенно актуально для туристских фирм и предприятий ресторанного бизнеса).
Когда норма чистой прибыли анализируется вместе с нормой валовой и операционной прибыли, то это дает возможность определить, насколько эффективно туристское предприятие управляет своими финансами. Так, снижение нормы чистой прибыли наряду со стабильной нормой валовой и операционной прибыли свидетельствует, прежде всего, об ухудшении финансовой стороны деятельности предприятия.
Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто:
• уменьшением расходов (при этом необходимо, чтобы не пострадало качество туристской продукции, которое в последнее время имеет, пожалуй, решающее значение для потребителя даже в сравнении с ценовым аспектом);
• повышением цен на реализуемую туристскую продукцию (на высококонкурентном туристском рынке это сделать достаточно сложно);
• превышением темпов роста объема реализованной туристской
продукции над темпами роста расходов.
Расходы туристского производства могут быть снижены за счет целого ряда факторов, к числу которых можно отнести:
• использование в процессе производства более дешевых сырья и материалов, что особенно характерно для предприятий ресторанного бизнеса; следует отметить, что замена сырья на более дешевое совсем не означает более низкого качества; например, ресторан может закупать необходимое сырье (полуфабрикаты) не иностранного производства, а отечественного, если такое производится в рамках страны и по цене уступает западным аналогам;
• автоматизацию производства в целях увеличения производительности труда, что, однако, может привести к росту активов, а, следовательно, при прочих равных условиях, к снижению скорости их оборота; например, закупка рестораном современного жарочного шкафа с более совершенными функционально-производственными мощностями и т.д.;
• сокращение условно-постоянных расходов, таких как расходы на рекламу туристского предприятия, на совершенствование его системы управления и т.д.
Следует отметить, что рентабельность для разных предприятий туризма варьирует и зависит от таких факторов, как местоположение, уровень клиентуры, ценовая политика и т.д. При этом, однако, можно оперировать средним уровнем рентабельности для предприятий одного типа; например, норма рентабельности кофейных заведений (кофейни) в Санкт-Петербурге и в Москве обычно не превышает 70 - 80%.
Коэффициент рентабельности активов.
Чистая прибыль
Рентабельность активов = —————————————X 100%
Актив
Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц потребовалось туристскому предприятию для получения одной денежной единицы прибыли, вне зависимости от источника привлечения этих средств (заемный или собственный капитал). Показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности туристского предприятия на туристском рынке. Уровень конкурентоспособности можно определить путем сравнения рентабельности всех активов анализируемого туристского предприятия со среднеподотраслевым коэффициентом.
Повышение цен на реализуемую туристскую продукцию может служить средством увеличения рентабельности активов, так же, как в случае с коэффициентом рентабельности реализации. Однако в условиях развитой рыночной экономики и высококонкурентного туристского рынка это достаточно сложная задача. Только туристские предприятия, имеющие Ценовую власть, могут повышать цены на свою продукцию и таким образом сохранять уровень рентабельности активов даже в условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры. Обычно к таким предприятиям относятся те, которые выпускают уникальную туристскую продукцию, то есть предлагают эксклюзивные туристские услуги, не имеющие аналогов на туристском рынке, или занимаются модернизацией существующих туристских продуктов (услуг) с элементами их инновации. Например, организация туристской фирмой туров в запасники Эрмитажа по индивидуальной договоренности с руководством объекта и т.п. Предприятия также имеют ценовую власть, когда оказывают такие туристские услуги, суть которых важнее, чем их цена.
Коэффициент рентабельности собственного капитала.
Этот коэффициент позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками.
Чистая прибыль
Рентабельность собственного капитала = —————————————X 100%
Собственный капитал
Коэффициент показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками туристского предприятия.
Для оценки уровня рентабельности туристского производства следует оценивать все показатели рентабельности в их взаимосвязи, например, сравнить рентабельность активов с рентабельностью собственного капитала. Разница между этими показателями обусловлена привлечением компанией внешних источников финансирования. Положительной ситуацией в данном случае будет та, при которой туристское предприятие путем привлечения заемного капитала получит больше прибыли, чем должно уплатить процентов за него.