Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы
Основной задачей финансово-экономического анализа деятельности предприятий сферы туризма является определение базовых (основополагающих) показателей. Будучи основой финансовой аналитики, они служат для принятия важных управленческих решений в целях совершенствования финансового состояния предприятия. Однако для полной картины финансового положения организации базовых показателей может оказаться недостаточно, и их необходимо дополнить расчетом отдельных групп финансовых коэффициентов, имеющих свою информативную специфику и методику расчета.
Базовые показатели финансового менеджмента
В современной практике выделяют четыре основных (базовых) по-, казателя, используемых в финансовом менеджменте:
1-й ПОКАЗАТЕЛЬ - добавленная (добавочная) стоимость (ДС) (если из стоимости произведенной туристской продукции, а не только реализованной за конкретный период времени, включая пополнение запасов готовой продукции и незавершенное производство (последнее характерно исключительно для предприятий ресторанного рынка), вычесть стоимость потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и т.д.) и услуг других организаций, то получится стоймость, которую действительно добавили к стоимости сырья, энергии и услуг; величина добавленной стоимости, или, более в упрощенном варианте - «наценка», различна для разных предприятий туризма; кроме того, она может дифференцироваться даже в одной группе предприятий, например, в кафе и ресторанах наценки составляют в среднем около 200 - 300%, в то время как в заведениях быстрого питания (fast food) прибыль получают за счет большого наплыва посетителей, привлеченных установившимися здесь более низкими наценками; ДС (наценка) свидетельствует о масштабах деятельности предприятия и облагается налогом (НДС), который на сегодняшний день составляет 18%);
2-й ПОКАЗАТЕЛЬ - б,рутто, результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ) (для получения величины БРЭИ необходимо из величины ДС вычесть величину НДС, все расходы по оплате труда и все связанные с этим платежи (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и т.д.), а также все налоги и обязательные налоговые платежи, за исключением налога на прибыль; таким образом, БРЭИ - это прибыль до вычета амортизационных отчислений, налога на прибыль и затрат по заемному капиталу (процентные платежи), если последний имеется у предприятия; БРЭИ является промежуточным показателем в финансовом менеджменте, который свидетельствует о достаточности у туристского предприятия средств на покрытие расходов);
3-й ПОКАЗАТЕЛЬ - нетто, результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) (если из БРЭИ вычесть издержки на восстановление основных средств туристского предприятия, то получим величину показателя НРЭИ, который также может быть представлен как сумма балансовой прибыли и процентов за кредит, относимых на себестоимость; НРЭИ представляет собой прибыль туристского предприятия до уплаты процентов по заемному капиталу и налога на прибыль; показатель НРЭИ различен для разных туристских предприятий; например, для предприятий (гостиниц, ресторанов и т.д.) с большими производственными фондами его значение может быть более низким, чем у предприятий, ими не отягощенных, например, у туристских фирм);
4-й ПОКАЗАТЕЛЬ - экономическая рентабельность (ЭР)
ЭР = КМ х КТ х 100%, |;
где КМ - коммерческая маржа - показывает, какой результат эксплуатации; дают каждые 100 руб. оборота; как правило, чаще всего данный показатель выражают в процентах; на КМ влияют ценовая политика, объем и структура затрат;
КТ - коэффициент трансформации, или оборачиваемость активов - показывает, сколько рублей снимается с каждого рубля актива; на КТ влияют отраслевые условия деятельности туристского предприятия и экономическая стратегия, выбранная предприятием.
При определении экономической рентабельности (ЭР) возможны четыре сочетания коэффициентов КМ и КТ (рис. 27):
1) сильная КМ и слабый КТ;
2) слабая КМ и слабый КТ;
3) слабая КМ и сильный КТ;
4) сильная КМ и сильный КТ.
Каждое предприятие должно стремиться к достижению четвертого варианта, что крайне трудно. Поскольку и в КМ и в КТ присутствует один и тот же показатель - оборот, то для достижения четвертого варианта необходимо под возросший оборот подставлять оптимальные, а не «раздутые» (завышенные) активы. При этом показатель НРЭИ должен расти быстрее оборота.
Рис. 27. Возможные сочетания соотношения КМ и КТ в экономической рентабельности