Ресторанный сектор (ресторанный бизнес)
Ресторанный бизнес непосредственно связан с туризмом и является одной из крупнейших частей потребительского рынка в мире. Наиболее хорошо ресторанный бизнес развит в странах Западной Европы, США и Юго-Восточной Азии.
Мировые обороты ресторанного бизнеса составляют несколько триллионов долларов. Например, в Соединенных Штатах это 3-я по величине отрасль, приносящая около сотни миллиардов долларов прибыли в год.
Классификация ресторанов
Выделяют следующие принципы классификации ресторанов.
Классификация ресторанов в зависимости от количества посадочных мест:
• малые рестораны;
• рестораны средней вместимости;
• крупные рестораны.
Классификация ресторанов в зависимости от ценовой категории:
• рестораны низкой ценовой категории, доступные практически всем слоям населения; к ним относятся предприятия быстрого обслуживания - фаст-фуд; темпы роста этого рынка в России сегодня достаточно высоки - если в 2001 году его объемы оценивались примерно в $ 300 млн., то уже в 2005 году стали составлять примерно $ 1,5 млрд. в год;
• рестораны средней ценовой категории (демократические рестораны);
• элитные или дорогие рестораны.
Следует отметить, что дифференциация ресторанов по количеству посадочных мест и ценовой категории достаточно условна.
В большей степени развитие ресторанного бизнеса зависит от конкретной туристской дестинации, уровня ее экономического развития и уровня покупательской способности населения, а также ее инфраструктурного развития и особенностей территориальной застройки. Например, в небольшом курортном городке ресторан вместимостью 80 посадочных мест может классифицироваться как крупный, в то время как в крупном городе он будет относиться к категории малых ресторанов. Та же картина наблюдается и по ценовому делению. Например, для российских туристов ресторан со средним чеком (Средний чек - это средняя стоимость заказа среднестатистического посетителя предприятия питания.) в 1 500 руб. ($ 50) может быть отнесен к ресторанам средней категории, в то время как для иностранных туристов он будет рестораном низкой ценовой категории.
Классификация ресторанов в зависимости от организации обслуживания:
• рестораны с полным обслуживанием официантами;
• рестораны самообслуживания, (организация питания по типу «шведский стол»);
• рестораны с комбинированным обслуживанием. Классификация ресторанов в зависимости от кухни:
• рестораны национальной кухни (применительно к конкретной дестинации);
• рестораны кухонь мира;
• рестораны со смешанным типом кухонь.
Классификация ресторанов в зависимости от степени их самостоятельности:
• самостоятельные рестораны;
• рестораны, входящие в гостиничный,комплекс, то есть рестораны в гостиницах.
Развитие ресторанного сектора в США
Индустрия питания в США включает в себя и элитные рестораны, и менее дорогие заведения для среднего класса, и простые фаст-фуды, предназначенные для наименее богатых слоев населения, охватывая таким образом все ценовые ниши. Это способствует тому, что в среднем американцы расходуют до 15% своего дохода на еду вне дома.
Ресторанный бизнес США является лидирующим в мире, по его пути развития идет индустрия общественного питания и в других странах. .Общий объем продаж в заведениях общественного питания США составляет более $ 400 млрд., а в ресторанном бизнесе занято около 12 млн. человек.
Таким образом, в США ресторанный бизнес является крупнейшим работодателем после правительства. Всего по стране существует около 870 тыс. заведений общественного питания. Прогнозируется увеличение к 2010 году числа заведений общественного питания до 1 млн. В самом крупном городе США - Нью-Йорке насчитывается 35 тыс. предприятий общественного питания, из которых 17 тыс. ресторанов и 10 тыс. баров.
Наибольший показатель роста доходов - 23,4% - и увеличения количества ресторанов - 17,5% - имеет рынок небольших ресторанов quick&casual (средний счет - $ 8 - 12). Они представляют среднее звено между ресторанами фаст-фуда и дорогими ресторанами.
Отличительными чертами рынка небольших ресторанов являются:
• высокое качество;
• уровень обслуживания;
• традиционность приготовления блюд, сочетающаяся с уменьшенным количеством позиций меню; .
• более демократичные цены;
• обстановка, как в кафе.
Таким образом, основным конкурентным преимуществом небольших ресторанов является свежеприготовленная и качественная еда по невысоким ценам.
Ресторанный бизнес в России
Ресторанный бизнес также активно развивается в Российской Федерации, где наблюдается стабильный рост оборота предприятий общественного питания.
Следует отметить, что -рынок услуг общественного питания - типичный местный рынок, привязанный к конкретной туристской дестина-ции (туристскому региону), и напрямую зависит от уровня ее социально-экономического развития. Например, Москва сильно отличается по экономическому развитию от других регионов. В ней сосредоточены значительные финансовые потоки, проживает свыше 10 млн. человек с самым высоким среднедушевым, доходом, в том числе большая часть российских бизнесменов и состоятельных людей. Москва также привлекательна для туристов, и в большей степени для деловых туристов.
Необходимо учитывать неоднородность и остальных регионов России. Выделяются регионы, так или иначе связанные с нефте- и газодобычей и некоторыми другими сырьевыми отраслями. В них ресторанный рынок имеет достаточно высокое развитие, поскольку уровень доходов проживающих в этих регионах людей способствует появлению все новых объектов ресторанного бизнеса, не связанных с туристской индустрией.
Особо следует отметить пограничные регионы, где явно ощущается влияние сопредельных государств. Недорогие китайские рестораны есть во Владивостоке и Хабаровске, а в Калининграде доминирует европейский стиль. В Калининградской области, которая является далеко не самым благополучным с экономической и туристской точки зрения регионом, ресторанный рынок также можно отнести к весьма развитым секторам.
В крупных региональных городах с населением в 300 - 500 тыс., наблюдается переизбыток ресторанов элитного типа. В менее крупных городах таких заведения, как и фаст-фуды, начинают только появляться, что обусловлено ростом благосостояния этих территорий.
Среднее число заведений общественного питания на одну тысячу жителей в России значительно меньше, чем в европейских странах. По самым оптимистичным оценкам в России этот показатель не превышает 0,1, тогда как, например, во Франции - 2,65. Самое большое значение этот показатель имеет в Москве (без учета населения пригородов) - порядка 0,55, а с учетом населения пригородов - 0,3. В Санкт-Петербурге этот показатель равен порядка 0,9.
По количеству ресторанов и кафе в России лидирует Москва, имея 6 тыс. заведений общественного питания.
Санкт-Петербург, являясь вторым городом России по численности населения, также занимает второе место по количеству заведений общественного питания - 4,6 тыс. Однако, в отличие от Москвы, в Санкт-Петербурге ресторанные услуги в значительной мере предоставляются, туристам. Город на Неве посещает около половины всех иностранных туристов, приезжающих в Россию, а их общее количество составляет порядка 3,5 млн. человек в год. Москву посещает порядка 2 млн. туристов.
Большинство других городов и регионов идут по пути развития столицы, повторяя с опозданием в 1 - 2 года путь становления московского ресторанного рынка. Особенно это относится к районам центральной части России и Урала. Развитие ресторанного бизнеса здесь идет медленно и объясняется низким уровнем жизни населения, отсутствием сформировавшегося среднего класса, незначительными туристскими потоками и, следовательно, низким спросом на ресторанные услуги.
Практически все западные сети ресторанов и fast food в качестве обоснования медленного роста на территории России ресторанного рынка называют слабый уровень развития в России туризма, и прежде всего внутреннего, так как туристы, хотя и не основная, но крайне важная для ресторанного бизнеса категория клиентов. Именно туристский поток позволяет держать рентабельность ресторанного бизнеса во времена сезонных спадов. Дело в том, что в России летом в пик туризма происходит снижение посещаемости ресторанов местными жителями, которые обычно выезжают на отдых за пределы своей дестинации. В этих условиях рестораны посещают в основном туристы, поддерживая, таким образом, ресторанный бизнес.
Ресторанный рынок очень разнообразен и включает в себя различные виды предприятий питания.
Это предприятия питания с разнообразным, широким ассортиментом первых и вторых блюд, горячих и холодных закусок, выпечных и кондитерских изделий, а также алкогольной продукции, безалкогольных напитков, фруктов и мороженого.
Открытие нового ресторана требует времени от полугода до года.
Расходы на дизайн, интерьер и оборудование составляют от $ 500 тыс. до $ 2 млн.
На практике для ресторана уровня 4-5 звезд при средней наценке на блюда 300% неплохим результатом является оборот в $ 25 - 40 тыс. в месяц. Прибыль в этом случае (без учета налогов) может составлять порядка $ 5 - 15 тыс. в месяц.
В демократичных ресторанах порог окупаемости наступает при обороте в $ 45 тыс. При доходе в $ 70 тыс. прибыль составит здесь порядка $ 10 тыс. Но достичь такого результата можно только в том случае, если выбрано удачное место и обеспечен хороший уровень сервиса.
Рассмотрим уровень прибыльности ресторана демократичного класса на 60 - 80 посадочных мест, со средней загрузкой 1-2 посадки в день За 12 часов работы такой ресторан посетят от 60 до 160 человек (табл. 10)
Таблица 10
Расчет прибыли среднестатистического демократического ресторана в Москве
Известно, что ресторанный рынок очень разнообразен. Рассмотрим классификацию ресторанов, как одного из основных элементов ресторанного рынка, наиболее востребованного туристами.
Ресторанные сети
В 1997 году восемь из десяти ресторанов в США представляли собой независимые предприятия, а один являлся членом сети из более чем десяти ресторанов. К 2003 году это соотношение изменилось в пользу крупных сетей. Получил широкое распространение франчайзинг, и сейчас более 15% из ресторанов полного обслуживания пользуется чужими торговыми марками.
Наиболее крупными сетями в США являются KFC, McDonald's, Pizza Hut, Red Lobster, Subway. Эти сети имеют свои заведения во многих странах мира.
Один из монстров мирового ресторанного рынка - американская компания Yum! Brands. Ей принадлежит шесть брэндов:
1) KFC (основное блюдо - курица);
2) Pizza Hut (основное блюдо - пицца);
3) Тасо Bell (мексиканская кухня);
4) A&W restaurants (основное блюдо - гамбургеры);
5) Long John Silvers (основное блюдо - рыба и морепродукты);
6) Pasta Bravo (недавно приобретенная калифорнийская сеть, основное блюдо - паста).
Компания занимает первое место в мире по количеству ресторанов и второе после «Макдоналдс» по объему продаж. Всего компании принадлежит 34 000 ресторанов по всему миру. Из них около 20% принадлежит самой компании, 80% - работает по франчайзингу.
Около 12 000 ресторанов находятся за переделами США. Это наиболее приоритетное направление деятельности компании, ежегодно за пределами Соединенных Штатов открывается более чем 1 000 ресторанов.
Лидируя по общему количеству ресторанов, США имеют среди стран Европы и Северной Америки также один из самых высоких показателей числа ресторанов на тысячу жителей, а в Париже и Праге аналогичный показатель значительно выше, чем в Нью-Йорке (рис. 13).
Рис. 13. Число заведений общественного питания на тысячу жителей
Следует учесть, что Париж, Прага и Нью-Йорк являются также крупными административными и туристскими центрами, что также значительно увеличивает спрос на ресторанные услуги.
Сетевая форма ведения ресторанного бизнеса берет свое начало в США, где, таким образом, функционируют заведения низкой, средней и даже высокой ценовой ниши. Начав свое активное развитие в 50-х годах XX века, сетевые рестораны к сегодняшнему дню распространились по всему миру. Крупнейшей сетью является McDonald's с общим числом ресторанов порядка 24 тыс. Существуют и другие активно развивающие сети, как, например, Starbucks, Pizza Hut и другие, с общим числом более одной тысячи ресторанов.
Семейный бизнес в сфере питания
Для разных стран характерны различные форматы ведения ресторанного бизнеса.
Для Великобритании характерны заведения, функционирующие как семейный бизнес. В них владелец является одновременно и управляющим, а его родственники - работниками. Ресторанов такого типа достаточно много и в других странах Западной Европы и США.
Другие виды предприятий питания
Кроме принципов классификации ресторанов имеются и иные, но менее важные и значимые предприятия питания с точки зрения организации туризма.
Кафе
Это предприятия с меньшей, в сравнении с рестораном, торговой площадью и ограниченным набором ассортимента.
Кофейня - предприятие, в качестве основного продукта которого выступают кофе, различные кофейные напитки и чай, а также широкий ассортимент кондитерских изделий.
Кафе и кофейни на сегодняшний день достаточно активно развиваются во всем мире, как считают эксперты. Операторов, работающих в этом сегменте, явно недостаточно.
Следует иметь в виду, что в США насчитывается 3 100 операторов, работающих именно с кофе, чаем и десертами. В европейских странах число операторов данного сегмента ресторанного бизнеса превышает 600 тыс.
Общий мировой объем прибыли, которую ежегодно дает кофейный и чайный бизнес, составляет $ 3 млрд. Данные по России значительно скромнее. Московские кофейни и чайные приносят $ 10 млн., а петербургские - $ 3 млн. в год. По мнению Михаила Щербакова (начальник аналитического «Бюро исследований бизнеса»), намечается тенденция появления в Санкт-Петербурге кондитерских сетей.
Стартовые инвестиции для организации кофейни на 70 - 80 посадочных мест составляют примерно $ 100 - 120 тыс.
Период окупаемости этих вложений при условии успешной работы достигает 1,5 - 2, а иногда и 3 лет, а норма рентабельности обычно не превышает 70 - 80%.
Сетевые кофейни окупаются быстрее, чем несетевые (несетевую кофейню в городе можно открыть, вложив $50-60 тыс.). На сегодняшний день около 70% российского рынка приходится на сетевые кофейни, а оставшиеся 30% контролируют несетевые заведения. При этом еще два года назад сетевые и оригинальные (несетевые) кофейни имели пропорцию 90 к 10% рынка соответственно.
Бары
Это заведения с барной стойкой, где в широком ассортименте представлены алкогольные, безалкогольные напитки и коктейли; кухни нет. Обслуживание посетителей допускается как за столиками - напитки разносит официант, так и у стойки. Так выглядит стандартный бар не только в США, но и в большинстве стран Европы.
В карте напитков бара должны быть коктейли, в том числе безалкогольные, крепкое спиртное, аперитивы, вина, ликеры, соки, воды, кофе и так далее, а в меню - только снеки и десерты.
В России в чистом виде баров практически не существует, так как с экономической точки зрения они нерентабельны, поэтому широкий ассортимент напитков дополняется достаточно разнообразной кухней.
Бары могут быть с тематическим уклоном, например, спортивные бары, где помимо прямых услуг имеется возможность смотреть различные спортивные соревнования на широкоформатном экране.
Пиццерия
Это предприятие питания, основным блюдом которого является пицца во всем ее многообразии, а также, в качестве дополнения, иные блюда итальянской кухни.
Плюсы пиццерий - относительно невысокие затраты на производство и высокая отпускная цена.
Основные мировые операторы - Pizza Hut (более $ 6,5 млрд. в год), Little Ceasar (4 600 ресторанов и более $ 2,1 млрд. в-год), а также Dominoes, Godfather's Steak, Ponderosa с общим годовым оборотом более $ 20 млрд.
Менее востребованы туристами столовые, пельменные, пирожковые, блинные и т.д.
Вопросы к разделу
1. В чем отличие туроператорской и турагентской деятельности?
2. Какие виды туроператоров Вы знаете и в чем заключается их содержательный аспект?
3. Дайте определение культурно-исторического потенциала и опишите, что в него включается.
4. Какие виды средств размещения Вы знаете?
5. В чем заключается отличие основных подходов к классификации гостиничных предприятий, существующих на сегодняшний день в мире?
6. Перечислите основные предприятия ресторанного рынка и объясните, по каким основным факторам они отличаются?