Создание и государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.
Порядок создания крестьянского (фермерского) хозяйства определен Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве от 11 июня 2003 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 названного Закона фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу положений Закона о К(Ф)Х право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Хозяйство может быть создано одним лицом либо несколькими лицами.
Членами фермерского хозяйства могут быть:
1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.
Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, должны заключить между собой соглашение, которое должно содержать сведения:
1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 Закона о К(Ф)Х и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.
Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства. К нему прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
Если впоследствии состав членов фермерского хозяйства изменяется, то соответствующие изменения должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.
Если фермерское хозяйство создается одним лицом, то заключение соглашения не требуется.
Согласно ст. 5 Закона о К(Ф)Х хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В настоящее время уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию крестьянских фермерских хозяйств осуществляют территориальные отделения Федеральной налоговой службы[108].
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630[109] государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Глава К(Ф)Х признается индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица.
Образцы документов, предоставляемых для регистрации К(Ф)Х утверждены Приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств»[110].
Создание юридических лиц.
Юридические лица образуются либо путем создания вновь, либо в результате реорганизации.
Они создаются по воле их учредителей: то есть либо по воле собственника (например, унитарные предприятия и учреждения), либо по воле их будущих членов (например, хозяйственные товарищества и общества), либо тех учредителей, которые вносят имущественные вклады, не принимая затем участия в их деятельности (например, фонды).
Государство осуществляет контроль за созданием юридических лиц путем их государственной регистрации.
В зависимости от характера участия государственных органов в процессе создания юридических лиц, наука гражданского права выделяет следующие способы их образования:
Уведомительный (явочный) порядок характеризуется тем, что юридическое лицо считается созданным с момента предоставления его учредительных документов в соответствующий государственный или муниципальный орган (отправления их по почте или даже простого сообщения о создании юридического лица по телефону). Такой порядок применяется в некоторых зарубежных странах, например в США.
Нормативно-явочный (заявительный) порядок отличается тем, что юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации в уполномоченном на то государственном или муниципальном органе. При этом регистрирующий орган проверяет соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, при этом он не вправе отказать в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. В таком порядке создавалось большинство юридических лиц в нашей стране до 1 июля 2001г.
Разрешительный порядок предусматривает, что необходимо получить предварительное разрешение на создание юридического лица от уполномоченных органов публичной власти. До 1 июля 2002г такой порядок применялся у нас в качестве предусмотренного законом исключения для создания некоторых юридических лиц (например, для создания банков, страховых компаний). Кроме того, данный порядок использовался для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций), а также любых коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов ее учредителей (участников) превышала 100 тысяч минимальных размеров труда (необходимо было получить обязательное согласие на создание таких юридических лиц антимонопольного органа).
Распорядительный порядок заключается в том, что юридическое лицо создается на основании распоряжения учредителя. При этом дальнейшей государственной регистрации не требуется. В таком порядке возникало большинство юридических лиц в СССР в условиях плановой экономики.
В юридической литературе иногда выделяются также признаковый, нормативный, уставный и иные способы создания юридических лиц, однако данные способы не нашли широкого практического применения , поэтому мы не будем останавливаться на детальном их рассмотрении.
Итак, мы рассмотрели наиболее распространенные на практике виды образования юридических лиц. Какой же порядок применяется в настоящее время?
С 1 июля 2002г существует следующий способ регистрации: учредители или уполномоченные ими лица предоставляют в регистрирующий орган необходимые для регистрации документы. Регистрирующий орган не проверяет соответствие учредительных документов действующему законодательству, а только проверяет наличие всех, необходимых по закону документов. Юридическое лицо считается зарегистрированным с момента внесения записи о его регистрации в единый государственный реестр юридических лиц.
Ныне действующий порядок создания вызывает неоднозначное толкование в юридической литературе. Так, имеет место точка зрения, в соответствии с которой в настоящее время действует уведомительный порядок создания юридических лиц. «Новая концепция на которой основан Закон вводит уведомительный порядок регистрации, освобождая государственные органы от проверки по существу представляемых для регистрации документов»[111].
И.В. Елисеев отмечает, что «с одной стороны, государственная регистрация юридического лица, которая не сопровождается проверкой соответствия закону документов, во многом превращается в простую формальность, в своего рода уведомительную процедуру. С другой стороны, закон все же не отказывается в принципе от необходимости государственной регистрации юридических лиц. В результате создается такая система образования юридических лиц, которую нельзя однозначно отнести ни к нормативно-явочной, ни к явочной (уведомительной)»[112].
Д.И. Дедов полагает, что «такая процедура государственной регистрации представляет собой максимально либерализированный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица, олицетворяющий собой не только отказ от концепции регистрации как акта разрешения со стороны государства, предоставляющего частным лицам право заниматься предпринимательством и получения субъектом права статуса предпринимателя (в силу принципа экономической свободы), но и практически полное устранение вмешательства государства в процесс регистрации»[113].
Полагаем, что в настоящее время в России все же сохранился нормативно-явочный способ создания большинства юридических лиц, правоспособность юридические лица приобретают не с момента предоставления в регистрирующий орган необходимых документов, а с момента записи о регистрации в единый государственный реестр.
В то же время отдельные виды юридических лиц создаются, как и ранее, в разрешительном порядке. Это касается, например, кредитных организаций и страховых компаний. Так, решение о государственной регистрации кредитных организаций принимается Центральным Банком России. Особенности процедуры принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций устанавливаются Инструкцией Банка России от 02.04.2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"[114].
Также антимонопольным законодательством (ст. 27 Федерального закона «О защите конкуренции»[115]) установлена разрешительная процедура создания некоторых юридических лиц (с предварительного согласия антимонопольного орана).