Место малого и среднего предпринимательства

в современной сетевой экономике.Сетевая организация - особая производственная система, основанная на стратегических альянсах и сотрудничестве по времен­ным проектам между субъектами бизнеса. Такая структура способ­ствует переходу от конкурентной концентрации производства к оли­гополистической на основе вступления участников сети в ее страте­гические финансовые, технологические и рыночные доли либо в альянс с крупным игроком сети. В итоге сетевые организации при­обретают новую форму экономической власти в современной эко­номике, ограничивая конкуренцию.Средние организации-опора обрабатывающей про­мышленности. Крупные организации доминируют в капиталоемких производствах и в сфере услуг и прежде всего ориентированы на мас­совый, относительно однородный выпуск больших партий стан­дартной продукции. Они обладают более сложными системами управления, имеют разнообразные возможности для привлечения высококвалифицированных специалистов, средств,для параллель­ного осуществленияR&D– программ, обладают большей легкостью для привлечения дополнительных внешних источников финансиро­вания и технической поддержки.Взаимодействие малого и крупного бизнеса дает возможность более эффективно осуществлять деятельность каждого из них: роль и ареалы распространения малого бизнеса определяются его инте­грацией с крупным бизнесом.Новые и мелкие фирмы играют ключевую роль в экспериментах и разработке инноваций, которые ведут к технологическому измене­нию и экономическому росту в региональных экономиках. Они яв­ляются источниками новых идей, которые могли бы иначе остаться нереализованными.Организацион­ная экономика проявляет себя на рынке в подсистемах франчай­зинга, аутсорсинга, сетевой организации. Поэтому место и роль малого предпринимательства в системе рыночных экономик опре­деляют с учетом тех систем и подсистем, в которых они функциони­руют как субъекты хозяйственной деятельности и которые в значи­тельной мере будут определять их эффективность.

6. Роль и функции государства в регулировании малого и среднего предпринимательстваПервый-рассмотрение проблемы с позиций мирового хозяй­ства, его нынешних структуры, тенденций и закономерностей, предполагающий исследование экономических функций в рамках общей экономической теории, включая ее составные части, направления, программы. Второй- подход, в котором экономическая роль государ­ства анализируется с точки зрения отдельных стран, рассматривает движение от всеобщего огосударствления к оптимальному государ­ственному хозяйству и стабилизации рыночного развития. Третий- рассматривает государство в качестве гаранта существования рыноч­ной системы в целом и малого и среднего предпринимательствав частности в смешанной экономике и как органичный элемент дан­ной системы.В области регулирования предпринимательства государство вы­полняет следующие функции:законодательное обеспечение формирования субъектов пред­принимательства;создание единых правил игры;поддержание конкурентной среды;создание условий для устойчивого увеличения предложения то­варов и услуг высокого качества, производимых на инновацион­ной основе;стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию;

формирование и совершенствование организационной и ры­ночной инфраструктур предпринимательства;обеспечение социальной ориентации процесса развития сис­темы малого предпринимательства.

7.. Методы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства.

Государственноеуправление -целенаправленное организующее - регулирующеевоздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей с помощью различных методов и средств ре­гулирования.Методы прямого воздействия- основаны не на самостоятельном выборе субъектов экономической системы, а на предписаниях государства.Косвенные методы - ориентированы на создание условий для раз­вития предпринимательства, предоставляют выбор приоритетов дея­тельности, снижают возможности принятия коррумпированных решений, требуют меньших административных расходов.Влияние государства на систему малого предпринимательства ограничено требованиями общества и рынка. Можно выделить сле­дующие факторы:

Политические -решения политических партий, которые опре­деляются экономическими отношениями, общественными настро­ениями, политической ориентацией партии, находящейся у власти, политическими институтами, решениями местных органов власти:Правовые - законодательство, регламентирующее материаль­ную, административную и судебную ответственность субъектов взаимодействия;Экономические -ограниченность ресурсов (финансовых, ма­териальных, информационных (недостаточная информированность: ограниченный контроль нал ответной реакцией частного сектора) и др.);Административные - уровень регулирования. Высокие уровни налогообложения и регулирования, которые являются продолжением государственного контроля, в конечном итоге приводят к ограни­чению власти государства из-за того, что экономическая деятель­ность начинает осуществляться в обход закона и перемещается в неофициальный, или «черный», сектор экономики.\

8. Понятие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.Система поддержки малого и среднего предпринимательства - совокупность государственных, негосударственных, обществен­ных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности организаций, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обес­печивающие среду и условия для произв. И услугСистема поддержки малого предпринимательства предполагает.развитие инфраструктуры - создание специализированных объектов инфраструктуры в муниципальных образованиях;

информационное обеспечение - создание баз данных для ма­лых организаций, а такжмуниципальных звеньев системы информационного обмена для субъектов малого предпринима­тельства; разработку системы доступа к информации субъектов малого предпринимательства, в том числе через средства массо­вой информации;обучение кадров - создание специализированных программ для обучения социально незащищенных слоев населения, начина­ющих предпринимателей в депрессивных районах и сельской местности; создание современного методического обеспечения подготовки кадров для сферы малого предпринимательства;выставочно-ярмарочную деятельность, проведение конферен­ций, конкурсов, съездов и других массовых мероприятий. Для выполнения функции ресурсной поддержки требуются:разработка инвестиционного проекта;экспертная оценка проекта;информация об источниках ресурсов;механизмы привлечения ресурсов;реализация проекта;мониторинг эффективности использованных ресурсов.Функция координации и мотивации деятельности органов поддержки малого предпринимательства- предполагает разработку моти­вирующей модели их деятельности. На этом этапе выявляются не­достающие, слабые, дублирующие функцииФункция содействия трансферуинноваций - осуществляется орга­нами поддержки предпринимательства. Кроме вышеперечисленных регламентирующих факторов существуют критерии оценки инвес­тиционных проектов.Функция защиты интересов предпринимателей- необходима для осуществления предпринимательской деятельности. Результатом ее являются прецеденты и их предварительный анализ.

9.Формы и структуры поддержки малого и среднего предпринимательства.Основными формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: финансовая, имущественная, ин­формационная, консультационнаяФинансовая поддержка, имеющая большое значение для развития малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответ­ствии с законодательством за счет средств бюджетов Республики, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфра­структуру поддержки субъектов малого и среднего предприниматель­ства.Имущественная поддержкасубъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру такой, осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земель­ных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений,оборудования, машин.

Информационная поддержка - осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

О реализации федеральных программ развития субъектов ма­лого и среднего предпринимательства, региональных программ раз­вития субъектов малого и среднего предпринимательства и муници­пальных программ развития субъектов малого и среднего предпри­нимательства; О количестве субъектов малого и среднего предприниматель­ства и об их классификации по видам экономической деятель­ности; О числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и сред­него предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;Об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их клас­сификацией по видам экономической деятельности;О финансово-экономическом состоянии субъектов малого исреднего предпринимательства; Об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

10.Формы, методы и технологии разработки стратегии развития и поддержки малого и среднего предпринимательства: мировой опыт.Многолетний опыт развития различных стран мира показывает, что, несмотря на различный уровень государственного регулирования в различных странах, малое предпринимательство играет большую роль в социально-экономическом развитии стран. Специалисты, проводившие анализ деятельности мелких и средних фирм на рынке труда стран ЕС и США, пришли к следующим выводам:доля занятых в малом бизнесе постоянно растет, причем более высокими темпами, чем в крупном бизнесе. Даже в кризисные годы малый бизнес продолжает привлекать рабочую силу, хотя и в меньших масштабах, чем в периоды подъема;несмотря на высокий уровень банкротств и исчезновения мелких организаций, темпы появления новых фирм выше, т.е сальдо «рождений» и «смертей» этих организаций часто оказы­вается положительным;

наибольший рост рабочих мест наблюдается в категории мелких и мельчайших организаций, а также в группе «самостоятельно занятых»;при падении объемов материального производства отрасли сферы услуг, где активную роль играют малые организации, бо­лее тесно связанные с платежеспособным спросом населения, продолжают развиваться;в производство и сферу услуг вовлекаются домохозяйки, пенси­онеры и желающие трудиться после основного рабочего вре­мени.Стратегии, разрабатываемые органами управления в различных странах, учитывают мировую тенденцию глобализации. Они ориен­тированы,прежде всего, на достижение конкурентных страновых пре­имуществ путем задействования потенциала малого предпринима­тельства.

11.Определение стратегических направлений развития малого и среднего предпринимательства.Стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства:усиление поддержки инновационной деятельности путем оказания помощи в трансферте технологий;распространение информации о различных программах, на­правленных на повышение конкурентоспособности малого предпринимательства;совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, способной предоставить клиентам наиболее полный спектр услуг, позволяющих быстро реагировать на изме­нение внешней среды;

укрепление связей между предпринимателями, органами власти, партнерскими организациями и заинтересованными сторонами;создание условий для зарождения новых организаций, их раз­вития и дальнейшего роста.Процесс разработки стратегии развития малого предпринима­тельства состоит из следующих этапов:выбор показателей социально-экономического развития ре­гионов, на основе анализа которых принимается решение об от­несении тех или иных территорий к определенному типу;классификация регионов для правильного выбора инструментов регулирования.Эффективность развития малого предпринимательства может иметь три уровня оценок: первый (высший) - стратегические цели;второй - решение приоритетных проблем; третий - решение рядо­вых проблем.Определяемые цели должны соответствовать SMART-принципу:

Specific- конкретность (работники, вовлеченные в процесс ее достижения, должны понимать, в чем она состоит);Measurable- измеряемость (работники, вовлеченные в процессее достижения, должны четко понимать, достигнута она или нет);Achievable- достижимость (сотрудники должны иметь доста­точно времени и ресурсов для ее реализации);Relevant- сопоставимость (согласованность с другими целями в дереве целей организации);Timebound- определенность

12.Направления совершенствования системы поддержки малого и среднего предпринимательства.Формирование целостной системы поддержки малого предпринимательствсложный и длительный процесс, основу кото­рого составляют:законодательная и нормативная база, определяющая специфи­ческие условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в от­ношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъ­ектами;требования по обеспечению безопасности и защиты;система специализированных институтов, обеспечивающих раз­работку и реализацию политики по поддержке предпринима­тельства (органы государственной власти и управления,обще­ственные объединения и организации предпринимателей, спе­циализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государствен­ного и частного капитала - фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, учеб­ные, консультативные, информационные, лизинговы обслу­живающие структуры ;государственные программы, программы социально-экономи­ческого развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и конверсию организаций военно-промыш­ленного комплекса, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы заня­тости, миграционные потоки и ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджет­ные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвести­ций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы. Сбалансированный набор показателей сочетает финансовые и нефинансовые показатели, которые способны дать дополнительную информацию об экономической эффективности.Первоначально следует определить цели высшего уровня, или миссию организации, которая описывает причину существования организации, ее стремления и конечную цель деятельности. Мис­сия - инструмент повышения ответственности для некоммер­ческих организаций, поскольку они не имеют такого итогового кри­терия результативности своей работы, как прибыли или убытки.Клиентские показатели - показывают, как организация стремится выглядеть в глазах клиентов, четко определяют выбор рыночной по­зиции и ключевых клиентов.Финансовые показатели- позволяют оценить экономические по­следствия предпринятых действий и

13.Сущность предпринимательской среды.На деятельность организаций оказывают влияние следующие факторы внерегиональной внешней средыМеждународные факторы - определяют возможность заключения коммерческих сделок с той или иной страной. При изучении между­народных факторов наибольшее внимание обращается на содержа­ние международных торговых соглашений, регулирующих ввоз то­варов в страну, систему государственного регулирования внешнейторговли, порядок получения экспортно-импортных лицензий и установление контингентов, уровень таможенного обложения това­ров, способ исчисления пошлин, режим, под который попадает ин­тересующий товар, валютное законодательство страны

Политические факторы - отражают стабильность преобразований в стране, количество политических фракций, криминальную обста­новку. Задача власти состоит в том, чтобы позитивное поведение на рынке было доступно всем, чтобы люди могли проявить предприни­мательскую инициативу.Научно-технические факторы - оказывают влияние на состояние экономики территории посредством определенного интеллектуаль­ного и технологического потенциала в сфере производства. Научно- технический потенциал определяется наличием научных школ. Часто малые и средние организации создаются изобретателями для реали­зации своих идей с использованием потенциала высших учебных заведений. Углубление специализации в научных разработках при­водит к тому, что во многих случаях небольшие фирмы могут конку­рировать с крупными концернами, работая в определенном направ­лении. Они осуществляют свою деятельность в тех областях, которые могут быть или неперспективными, или слишком рискованными для крупного бизнеса.Социально-демографические факторы. Малые и средние организации нередко используют работников с низким уровнем образо­вания, которые приобретают квалификацию непосредственно на рабочих местах. На малых организациях не слишком велики инвес­тиционные вложения в человеческий капитал - обучение сотрудни­ков, что отчасти сдерживается высокой вероятностью потери вложе­ний или недооценкой этого направления. Чем выше диверсификация рабочей силы в организации, тем выше креативность и инноваци­онность организации, которые обеспечены разным уровнем мыш­ления работающих.Правовые факторы. К правовым факторам относятся законода­тельные правовые акты, качество контроля за их соблюдением, пре­емственность правового обеспечения. Они оказывают решающее воздействие на функционирование малого предпринимательства, это касается как федеральных законодательных актов, так и регио­нальных и муниципальных. Экологические и природно-сырьевые факторы.

14.Методы анализа внешней и внутренней среды малого и среднего предпринимательства.Оценку развития малого предпринимательства в регионе (его силы и слабости), а также внешних возможностей и угроз можно осуществить с помощью SWOT-анализа.Проведение первичного стратегического анализа часто осуще­ствляют с помощью составления матрицы SWОТ-анализа (получив­шего свое название от англ. Strengths– силы,Weaknesses- слабости, Opportunities– возможности,Threats- угрозы). Матрица представ­ляет собой удобный инструмент структурного описания стратегиче­ских характеристик среды и организации Рассмотренные сильные и слабые стороны присущи малому и среднему предпринимательству, однако каждаяорганизация уни­кальна и специфична и для нее могут быть характерны те или иные слабые и сильные стороныБольшое влияние на выбор стратегии оказывает отрасль, в кото­рой функционирует организация. При этом отрасли сильно разли­чаются по своим экономическим характеристикам, конкуренции внутри них, перспективам развития, начальной капиталоемкостью. Все эти особенности выявляются и учитываются предпринимателем при разработке стратегии развития своего бизнеса.

Наши рекомендации