Ответственность перевозчика за неподачу ТС и отправителя за неиспользование поданных ТС.

Такая ответственность носит взаимный характер, т.е. грузоотправитель отвечает перед перевозчиком, которому он должен сдать груз, а перевозчик отвечает перед грузоотправителем, груз которого он обязан перевести. Заявка считается перевозчиком невыполненной, если несмотря на ее своевременную подачу грузоотправителем, ТС в соответствующий срок не подавались или подавались в меньшем количестве, чем предусмотрено заявкой. Восполнение недогруза ТС может быть предусмотрено только договором об организации перевоза грузов.

Если договором не установлен порядок перевоза ТС, ответственность перевозчика за их неподачу исключается. При подаче под погрузку неисправных ТС, или ТС, непригодных для перевозки данных грузов, то грузоотправитель вправе не принять ТС под погрузку, и тогда они не включаются в счет выполнения обязательства о перевозке грузов.

Нарушение грузоотправителями своих обязанностей может выразиться в следующем:

  1. поданные ТС не используются
  2. поданные ТС признаются неиспользованными в случае их простоя при отказе от ТС или при их недогруженности
  3. последовал отказ от предусмотренной заявкой ТС

В отличии от общегражданской имущественной ответственности по принципу вины, ответственность за невыполнение принятой заявки наступает не только за вину, но и за случай, т.е. независимо от вины.

Транспортное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, когда имущественная ответственность за невыполнение принятой заявки не наступает: вина третьих лиц в невыполнении заявки и другие возможные причины не снимают ответственность с перевозчика и грузоотправителя за невыполнение принятой заявки. В отличии от общих положений гражданского законодательства, транспортное законодательство закрепляет ответственность в форме возмещения убытков за невыполнение заявки. Эта ответственность устанавливается в форме штрафа (исключительной неустойки).

Соглашение транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика, недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена транспортными уставами или кодексами.

Требование об убытках может быть предъявлено только в случаях, прямо предусмотренных транспортными уставами или кодексами.

Перевозчик и отправитель освобождаются от ответственности, если это произошло в следствии непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера и военных действий.

Прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях установлены порядком, предусмотренным транспортным уставом или кодекосом.

Помимо норм, предусматривающих полное освобождение грузоотправителя от ответственности, действуют нормы, которые частично освобождают его от ответственности. Так, при ж\д перевозках, если грузоотправитель предупредил станцию о неиспользовании ТС не менее чем за 2 суток до дня отгрузки, то сумма штрафа уменьшается на 1\3.

Ответсвенность сторон за нарушение договора перевозки груза.

Такаяответсвенность регулируется специальными нормами транспортного законодательства.

Важнейшим среди положений, отличающих транспортное законодательство, является принцип ограниченной имущественной ответственности транспортных организаций. Перевозчики при перевозке грузов возмещают ущерб в следующих размерах

  1. за утрату или недостачу груза в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза
  2. за утрату груза, данного с объявленными ценностями в размере объявленной стоимости груза
  3. за порчу и повреждение груза в сумме, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления груза в размере его стоимости

перевозчик наряду с возмещением ущерба вызванного утратой, недосдачей или повреждением груза возмещает провозную плату. На воздушном транспорте при повреждении груза перевозчик несет ответсвенность в размере его стоимости, но не более чем в размере 2 МРОТ за килограмм веса груза.

Отвечает за недостачу, утрату и повреждения груза и багажа, если не докажут что утрата или повреждение произошли в следствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависит, т.е не по его вине.

Транспортное законодательство исходит не из факта наличия вины, а лишь из ее презумпции. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившее обязательство.

Транспортный устав (кодекс) приводит перечень обстоятельств при наличии которых перевозчики освобождаются от имущественной ответственности за утрату или повреждение имущества

Первая группа обстоятельств предусматривает презумпцию вины перевозчика. Перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в противном случае он несет ответственность. К таким обстоятельствам относится вина грузоотправителя или грузополучателя; особые естественные свойства перевозимого груза; недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре, или применение тары не соответствующей перевозимым грузам или установленным стандартам при отсутствии следов повреждения тары в пути; сдача груза перевозки без указания в накладной его свойств, требующих особых условий или неосторожности при перевозке или хранении; сдача перевозки груза, влажность которого превышает нормы.

Вторая группа предусматривает презумпцию невиновности перевозчика. В уставах и кодексах перечисляются обстоятельства освобождающие перевозчика от ответственности, когда бремя доказывания перевозчика возложено на грузоотправителя или грузополучателя. К таким обстоятельствам относятся: прибытие груза в пункт назначения в исправном состоянии за исправными пломбировочными устройствами; перевозка груза на открытом подвижном состоянии; перевозка груза в сопровождении представителей грузоотправителей.

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика платить штраф грузополучателю. Штраф носит характер исключительно неустойчивый исчисляется в процентном соотношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в размере 6 %. Утвержденные сроки доставки установлены в сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта.

Наши рекомендации