Обеспечение качества в системе деятельности по качеству

Обеспечение качества — это основа основ деятельности в области качества. При внедрении и осуществлении эффективных систем менеджмента качества передовые предприятия руко­водствуются принципом «качество — прежде всего». Этот принцип позволил в свое время японским промышленным пред­приятиям выпускать высококачественную продукцию при низких затратах и высокой производительности труда, тем самым обеспечив им преимущество в борьбе за рынки сбыта. Японские товары с исключительно высоким уровнем надежности — автомобили, фотоаппа­раты и кинокамеры, цветные телевизоры, видеомагни­тофоны, металлопродукты — пользуются широким спросом во всем мире. Фирмы, которые руководству­ются принципом «качество — прежде всего», смогли значительно повысить уровень качества своей продук­ции. Это дало также значительный рост производитель­ности труда, что в свою очередь способствовало сни­жению затрат, а затем привело к увеличению объема реализации продукции и росту доходов.

При рассмотрении вопросов обеспечения качества необходимо принять во внимание три важных обстоя­тельства.

1. Предприятие должно обеспечивать уровень качества продукции, который отвечает требованиям потре­бителей. Речь идет не только об удовлетворении тре­бований национальных стандартов или технических условий на продукцию.

2. Вся продукция предприятия, экспортируемая в другие страны, должна отвечать требованиям зарубежных за­казчиков. Япония поставляет большое количество автомобилей в США, что создает дисбаланс в торговле между двумя странами и торговые трения. Почему японские автомобили пользуются спросом в США? Ответ очень простой. Японские изготовители научились выпускать автомобили, которые отвечают требованиям американских потребителей, и обеспечи­вать должное качество этих автомобилей. Все эти ма­шины экономичны, лишены дефектов и имеют чрезвы­чайно низкий расход горючего.

3. Руководители высшего звена предприятия должны про­никнуться сознанием важности обеспечения ка­чества и обеспечить активное участие всех работ­ников фирмы в этой деятельности. Осуществляя эффективные меры по обеспечению качества, предприятие может способствовать удовлетворе­нию нужд и интересов потребителей во всем мире, что в свою очередь увеличит объем реализации ее продукции и получить в конечном итоге высокую прибыль.

Таким образом, обеспечение качества означает гарантирование та­кого уровня качества продукции, который позволяет потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного времени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям по­требителя.

Чтобы быть уверенным в правильности своего выбо­ра, потребитель должен питать доверие к конкретной продукции конкретной фирмы, которая давно зареко­мендовала себя поставщиком надежной продукции. Та­кого рода доверие сразу не возникает; фирма может до­биться его только путем длительной деятельности по обеспечению качества. На создание доверия к продук­ции фирмы уходит добрый десяток лет, а потерять его можно за один день.

Второе звено в этой цепи — удовлетворение запро­сов потребителей. Разумеется, продукция не должна иметь дефектов или изъянов, но одного этого недоста­точно. Необходимо обеспечить качество проекта, при­няв все меры к тому, чтобы продукция полностью отвечала своему функциональному назначению, чего и ждет от нее потребитель. Иными словами, продукция должна обладать фактическими показателями каче­ства.

Когда потребитель рассчитывает использовать изделие в течение длительного времени, исходным условием для реализации такого изделия должна служить необходи­мая долговечность. Однако на случай неожиданного вы­хода товара из строя должно быть организовано опера­тивное снабжение запасными частями в любом конце света.

Непременным требованием является эффективное и квалифицированное дообслуживание. Предприятиям необходимо придерживаться следующего принципа: «Мы будем осуществлять снабжение запасными частя­ми до тех пор, пока наша продукция используется». Неверно прекращать снабжение запчастями через пять — десять лет после прекращения выпуска про­дукции.

Для эффективного обеспечения качества высшее руководство предприятия должно определить твердую поли­тику, которая бы охватывала следующие подразделе­ния: научно-исследовательское, плановое, конструктор­ское, производственное, сбыта и обслуживания. Такая политика должна также распространяться на поставщиков, которые снабжают фирму комплектующими изделиями, и на сбытовые организации фирмы. Полное обеспечение качества невозможно без участия в этом процессе каждого, включая всех работников, поставщиков и оптовых продавцов продукции предприятия. Хорошо организо­вано обеспечение качества, например, в японской автомобильной компании «Тойота», где следуют лозунгу: «Обеспечение качества — наше общее дело».



Наши рекомендации